Глава 3. тема 2. перестройка военного образования под воздействием развития икт
Проблемы образования и применения и распространения в образовании ИКТ не могут быть в должной мере подвергнуты анализу без рассмотрения подготовки и получения образования военнослужащими. Вооруженные силы и системы вооружений уже давно являются сосредоточением весьма сложных, а нередко и наиболее передовых научных технологий и реализующих их систем. Не удивительно, что подготовка кадров, имеющих дело с такими системами, выдвигает особые новые требования к технологиям образования. Да и управление войсками при этом приобретает качественно новые свойства. Формирование современных командиров и специалистов вооруженных сил в таких условиях требует особого внимания к адаптации уже проверенных традиционных технологий обучения к новым требованиям. А технологии дистанционного образования представляют большой важный ресурс (как и ИКТ в целом) повышения эффективности соответствующих образовательных технологий. В целом насыщение военной техники, систем управления и связи последними достижениями науки существенно повышает требования к подготовке военнослужащих и увеличивает значение ИКТ в военном образовании.
Сама природа современных вооруженных сил и характер способов ведения военных действий в течение последних примерно 100 лет последовательно претерпевали несколько существенных изменений. Эти изменения (в процессе своего развития и накопления) привели к новой, качественно отличной от предыдущей природе вооруженных сил и военных действий. Образование и в целом процесс подготовки кадров для вооруженных сил не могли оставаться в стороне от таких качественных изменений и, с некоторым отставанием, оказались вынужденными также учитывать их и перестраиваться в соответствии с изменившимися требованиями к военнослужащим.
В основном (наиболее важном и принципиальном) эти изменения свелись к последовательности нескольких важнейших этапов преобразований в вооружениях и системах вооружений; изменении удельного веса различных видов и родов войск и систем вооружений в ходе и исходе вооруженной борьбы; последовательной эволюции стратегии и тактики ведения войны и самой природе различных видов этих вооруженных конфликтов различающихся по своему масштабу и способам их ведения. Появление новых видов вооружений их развитие и совершенствование, приведшее к перераспределению значимости (удельного веса) отдельных видов и родов войск в ходе и исходе вооруженной борьбы происходило в неразрывной связи с усовершенствованием и внедрением ИКТ в военную технику и вооружения, в системы управления войсками и военными действиями (боевыми операциями), а, следовательно, тем самым, и в процессы обучения и подготовки кадров для вооруженных сил и силовых ведомств в целом.
Разумеется, все эти сложные и специфические процессы требуют для своего рассмотрения отдельных самостоятельных исследований, которые в определенной мере и степени уже ведутся и еще будут выполнены. Однако, в курсе, посвященном влиянию ИКТ на образование и науку в целом, было бы неправильно совершенно отказаться от рассмотрения главных тенденций, с очевидностью просматривающихся в развитии и самих вооруженных сил и соответственно вооружений и военной техники. Это рассмотрение должно выполняться под углом зрения требований вытекающих из этих тенденций к военному образованию, а в особенности возможности показать основные тенденции преобразования военного образования под воздействием как указанных здесь процессов, так и вытекающих из собственного развития и внедрения в вооруженные силы ИКТ.
В свое время вслед за появлением и широким и интенсивным внедрением бронетанковой техники в войска после первой мировой войны, которое особенно характерно и с большим размахом проявилось в ходе второй мировой и соответственно Великой отечественной войны, а в значительной степени и параллельно с этим происходило бурное развитие и внедрение авиационной техники в вооруженные силы и широкое использование ее в боевых операциях. Если танки и их применение на той стадии развития не были тесно связаны с ИКТ, то авиация по самой своей природе уже тесно связана с электроникой и радиосвязью практически с самого момента своего появления и, в особенности, по мере ее дальнейшего развития. В процессе полета, при выполнении боевого задания, при посадке на аэродром и т.д. широко используются системы и средства связи, контроль полета, состояния систем и механизмов самолета. Все это и управление огнем немыслимы без использования электронных технологий. Естественно, что и подготовка, обучение авиационных специалистов не могут не учитывать этого и к ним предъявляются уже изначально более высокие требования, чем к военнослужащим других видов и родов войск, за исключением, например, ракетных войск, ВМФ, ПВО и некоторых других.
Появление и развитие ракетных систем и ракетных войск, войск ПВО и впоследствии ПРО, радиотехнических войск резко усилило использование в соответствующих системах вооружений и военной техники радиоэлектроники, цифровых технологий. А впоследствии с появлением и развитием спутниковых технологий также и этих технологий. Параллельно с этим, наряду с первоначальным усилением роли авиации, сначала самолетов, а затем и вертолетов, менялись роль и характер действий наземных войск, а затем постепенно и сама природа боевых операций. После завершения Второй мировой войны постепенно уменьшается значение громадных танковых армий и вообще громоздких и маломаневренных наземных (сухопутных) соединений в классическом смысле этого слова. Происходит значительное возрастание роли фактора мобильности и оперативности как в ведении самих боевых действий, управлении ими и войсками в ходе проведения боевых операций, так и в переброске значительных воинских соединений на значительные расстояния.
Нелишне вспомнить, что и глобальная сеть Интернет, своим происхождением обязана постановке и решению важной военной задачи: создание и развитие надежной живучей системы управления и связи войсками в условиях возможного применения оружия массового поражения, огромной разрушающей силы. Здесь имеется в виду появление атомного (ядерного) оружия и соответствующих средств его доставки. Известно, что Интернет представлял собой первоначально довольно скромную систему и при этом некоторое время подсистемы военного назначения функционировали в достаточно тесной связи с соответствующими подсистемами гражданского назначения. Естественно в дальнейшем эти компоненты были разделены, но и невоенная компонента, под которой сейчас и понимают Интернет весьма активно и целенаправленно используется Пентагоном. В настоящее время интернет технологии весьма интенсивно используются (имеются в виду именно их гражданские версии) в военной сфере различными странами. Не нужно специально доказывать, за полной очевидностью, что все эти новые и новейшие системы военной техники и методы вооруженной борьбы существенно изменили требования к военнослужащим и к их обучению и к подготовке, в том числе с использованием ИКТ.
В самое последнее время наблюдается дальнейшее изменение природы войны и способов ведения боевых действий. Здесь уже сама природа построения вооруженных сил (если их можно назвать таковыми в сравнении с классическими вооруженными силами) радикально отличается даже от модернизированных на новой основе принципов построения военной организации. Во многих ситуациях от централизованной структуры происходит переход к некоему подобию партизанских отрядов, к действиям, о которых теперь говорят как о ведении «мятежевойны» или по-другому о сетецентрической войне. Неожиданность нападений при этом совершенно по иному ставит вопрос о вооруженной борьбе с таким противником, использующим для связи и управления новейшие ИКТ и особенно Интернет. Естественно, все это еще более обостряет проблемы использования ИКТ в подготовке специалистов, участвующих в боевых операциях такого рода.
Во многих странах, особенно в США, вооруженные силы с одной стороны радикально усовершенствовали свои возможности в результате фактического перевода большинства систем управления и связи на повсеместное применение спутниковых технологий. При этом достигается качественное улучшение оперативности управления и глобальный охват телекоммуникациями различных эшелонов. Естественно, что эффективность боевых действий при этом существенно повышается. Но и зависимость от спутниковых технологий представляет собой определенные опасности с точки зрения надежности управления, основанного на них. Дело в том, что спутниковые технологии довольно уязвимы, так что их нарушение противником может привести к полной потере управления войсками.
Этот аспект чрезмерной зависимости войск от ИКТ, особенно спутниковых технологий неоднократно подчеркивался американскими генералами, имеющими большой опыт командования войсками в условиях ведения боевых операций, а не только мирного времени. В этой связи чрезвычайно важно еще в процессе обучения (особенно командного состава) выработать у курсантов способность адекватно и четко без паники реагировать на выход из строя штатных систем управления и связи. При этом они должны быть подготовлены к оперативному переходу в условиях ведения боевых действий на использование альтернативных технологий управления и связи без потери качества руководства боевой операцией.
Раскрытие этого тезиса означает конкретнее, что подготовка командиров всех рангов вообще и особенно специалистов, обеспечивающих управление войсками и связь обязательно должны использовать в процессе обучения ИКТ и не просто готовить к использованию существующих систем. Высокая надежность использования современных ИКТ в управлении войсками требует не только дублирования соответствующих систем и каналов связи. В процессе обучения следует особое внимание обращать на подготовку военнослужащих к умению принимать решения и действовать в условиях нарушения штатного режима управления и связи, оперативно корректировать действия в такой обстановке, не допускать растерянности и потери управления. Поскольку натурное воспроизведение подобных нештатных ситуаций невозможно и нецелесообразно, еще более возрастает значение ИКТ, позволяющих выполнять моделирование практически неограниченного диапазона нештатных ситуаций с целью подготовки специалистов, способных к оперативному реагированию на них и парированию соответствующих угроз.
Особого и отдельного внимания в этом контексте заслуживают преобразование разведывательных (в основном ранее чисто разведывательных) подразделений в разведывательно-ударные боевые комплексы; обеспечение деятельности перенасыщенных современнейшей техникой и системами частей и соединений военно-морского флота (ВМФ), радиотехнических войск и обслуживаемых ими систем, наконец, технологии так называемых «электронных войн» и специалисты в области «кибернетической» войны и противостоящие им защитники информационной безопасности и ИКТ-систем. Очевидно, что высокоэффективная современная профессиональная армия от частей и соединений высокомобильных (аэромобильных) войск до военнослужащих ракетно-космических систем и специалистов в сфере кибернетической войны характеризуется следующими требованиями к своему личному составу. В процессе получения образования и подготовки к службе курсанты должны проходить обучение и подготовку в ситуации, моделирующей реальные боевые действия, основанные на последних достижениях ИКТ и протекающие с активным применением систем на базе таких ИКТ. Поскольку такие ИКТ реализованы в соответствующих программно-аппаратных комплексах, то и обучение их обслуживанию и работе с ними должно быть основано на этих ИКТ. В результате анализа данных, публикуемых в открытой печати, - в большей мере относящихся к практике зарубежных армий и в меньшей – касающихся отечественных вооруженных сил - можно сделать определенные выводы об изменениях в методике обучения и подготовки военнослужащих. Можно также судить об определенных тенденциях в этой области и уже сложившихся технологиях и методах современного военного образования.
Следует отметить также, что все больший акцент на технических специальных знаниях в процессе подготовки кадров для вооруженных сил и увеличение разрушительной мощи современных вооружений обусловливает необходимость улучшения гуманитарной компоненты в образовании современного военнослужащего. Иным способом практически невозможно повысить степень его ответственности и надежного выполнения им своих функций, а в конечном счете, эффективного проведения боевых операций в целом. Поскольку механическое увеличение времени обучения невозможно, да оно и не дает желаемого эффекта, то и здесь существенную помощь способны оказать ИКТ.
Итак, повторяем: насыщение войск сложной современной техникой - неотъемлемая черта нынешних систем вооружений, обеспечивающих чрезвычайно стремительное протекание боевых действий. В этих условиях военнослужащие обязательно должны быть хорошо подготовлены как к весьма интенсивному выполнению штатных обязанностей, так и к оперативному принятию решений в быстро изменяющейся обстановке и при возникновении нештатных и даже критических ситуаций. Отработка только на физически выполненных имитаторах и с применением фактического вооружения недостаточна для обучения и подготовки военнослужащих к адекватным действиям в ситуации современного боя. Намного более обширные и гибкие возможности обучения предоставляют электронные симуляторы, в которых заложены богатые программные возможности моделирования практически неограниченного диапазона всевозможных вариантов боев и боестолкновений. Причем, об этом еще будет отдельно сказано ниже, основы такой подготовки обязательно должны закладываться еще в процессе обучения курсантов в учебном заведении. Далее перейдем к постепенному более конкретному развернутому изложению особенностей разработки и внедрения ИКТ в процесс формирования хорошо подготовленного военного и военного специалиста.
Отдельно следует подчеркнуть чрезвычайную важность выработки в процессе обучения быстрого и всеобъемлющего фиксирования и анализа текущей обстановки и ее адекватного анализа без чего невозможно оперативное принятие правильного решения. Именно на разработку планов ведения боевых действий и подготовку к их реализации в процессе боевой операции приходится наибольшая доля усилий и времени командиров различного уровня. Здесь опять-таки применение ИКТ оказывает неоценимую помощь в формировании оптимальных представлений на различных уровнях восприятия учащихся. Таким образом, ИКТ способствуют не просто активному усвоению знаний и выработке полезных навыков, но и позволяют интенсифицировать процессы быстрого глобального восприятия информации и последующей оптимизации ее обработки. В целом в современных условиях ведения боевых действий все большее значение приобретает не просто количественное ускорение передачи информации, хотя и это тоже важно. Значительно более существенным является качество восприятия и анализа этой информации и особенно в связи с этим способность к оперативной выработке соответствующих решений. Все это должно быть заложено и в значительной степени уже отработано в процессе обучения.
В качестве важнейшего необходимого условия формирования современного командира, способного успешно руководить войсками в процессе ведения боевых действий и при подготовке боевых операций, выступает способность безошибочно и очень быстро работать с графической информацией. Эта графическая информация для военного человека всегда представляет собой ту или иную разновидность карты. Но естественно требование эффективной визуализации информации и работы с такой информацией основано уже на использовании не бумажных, а электронных карт. Этому невозможно обучиться наспех в условиях прохождения военной службы. Полноценное владение соответствующими методами формируется в процессе получения военного образования высшего или среднего специального (соответственно для офицеров или прапорщиков (мичманов)). Следует подчеркнуть, что это весьма общее требование к командирам всех уровней от командира мотострелкового взвода до начальника штаба и соответственно к используемым ими автоматизированным системам управления войсками. Работа с такими системами при всем их совершенстве предполагает не просто высокую степень ответственности командира, но и непременно достаточно уверенное владение технологией работы в ней и существенное понимание основных принципов ее работы на важнейших этапах. Впрочем, об этом последнем речь еще пойдет чуть позднее.
Необходимо отчетливо понимать, что по существу речь идет об умении обобщенно воспринимать и анализировать весьма большие объемы информации и быстро переходить от одного к другому разномасштабным ее представлениям. Подобные навыки должны формироваться в процессе получения им образования и соответственно сам процесс обучения должен опираться на использование наиболее совершенных ИКТ. При этом не имеет значения, идет ли речь о работе с преобразованием информации, представленной первоначально на бумажных носителях (традиционной карте), спутниковых снимках местности или ее аэрофотоснимках или иных представлениях, которые следует трансформировать в качественно иную модель. Важно другое, именно понимание внутренней структуры этой (с необходимостью многослойной) модели и умение работать с ней обеспечивает эффективность оперативной обработки информации и формирования управленческих решений. Существенная необходимость многослойности соответствующей модели обусловлена требованием доступа и последующей работы командиров различных уровней именно к различным слоям (уровням) этой модели.
Перейдем к более конкретному описанию принципов построения модели и способов работы с ней. Некоторое понимание природы соответствующих задач, их масштаба и сложности, равно как и новых технологий образования, подготавливающих к их решению, видимо, способны дать следующие соображения. В основе технологии (назовем это «электронного восприятия и обработки») визуализации посредством электронного восприятия и обработки информации лежит работа с представлением информации, сформированным современной геоинформационной системой. Графическая информация – это своего рода полноценная электронная карта, построенная на многослойной электронной геоинформационной системе. Это не просто отсканированный с бумажного носителя электронный документ, а значительно более сложный и предназначенный для быстрой эффективной работы многослойный графический файл, допускающий работу с ним в многопользовательском режиме. Доступ к нему операторов должен обеспечиваться сразу нескольким операторам, в том числе работающим с картами разного масштаба.
Со стороны военного командования к этим и иным, еще описываемым ниже важным свойствам такой системы электронного восприятия и обработки (включая также и элементы моделирования обстановки) информации выдвигаются требования простоты, надежности и возможности быстрого (за несколько часов) обучения работы с ней. Разумеется, отдельные операторы будут способны к кратковременному ознакомлению с такой системой и получат некоторое представление о ней, особенно, если они уже являются «продвинутыми» пользователями. Однако, в целом, обеспечение уверенной и надежной работы с такой системой обязательно должно опираться на полноценное обучение соответствующим методам или, по крайней мере, их основам. Это должно осуществляться, если и не на базе точно такой системы, то, во всяком случае, с разъяснением принципов работы аналогичных систем или их прототипов и последующим или параллельным ознакомлением с работой таких систем. Невозможно переоценить полезность современных ИКТ, способных обеспечить удаленный доступ к работе таких систем со всеми вытекающими отсюда положительными эффектами. Например, достаточно оборудовать один или несколько соответствующих центров такими системами и обеспечить удаленный доступ к ним (к нему) посредством современных ИКТ.
Необходимость этого становится очевидной из дальнейшего перечисления основных особенностей и характерных свойств этих электронных систем. Соответствующий файл обстановки, кроме указанных выше свойств, должен также иметь возможность быстрого включения в себя других документов в виде таблиц, надписей, фотоснимков и аэрофотоснимков и др. При передаче и получении этого файла в соответствующих штабах он должен обладать способностью быстро интегрироваться с электронной топографической основой различных масштабов и электронных форматов (легко ложиться на нее). Соответственно условные знаки, на работу с которыми приходится значительная часть работы оператора, должны быстро и корректно изменять свой масштаб пропорционально масштабу используемой электронной топоосновы, сохраняя точность привязки их к местности.
Электронная версия карты с файлами обстановки должна предоставлять возможность отображения в автоматизированном режиме положения объектов, оснащенных системой привязки к спутниковым системам навигации (ГЛОНАСС), а сами эти файлы включать в свой состав несколько слоев с разграничением прав пользователей по просмотру и редактированию этих слоев.
К несколько более существенным, правда, тоже совершенно необходимым свойствам относятся возможности поддержки привязки к определенным СУБД и обращения к этим СУБД из окна системы в режиме on-line (реальном масштабе времени). Сама система должна быть способна к работе в ЛС в двух режимах: бессерверной работы в ЛС и в привязке к серверу, а также и в автономном режиме (без подключения к сети). Наконец, весьма желательно, хотя это уже и сложнее обеспечить, чтобы система могла реализовать компьютерное моделирование боевых действий, например, используя принцип сравнения боевых потенциалов войск противостоящих сторон.
Такой набор требований приводит к необходимому усложнению соответствующей системы и вряд ли разумно рассчитывать при всей возможной простоте работы с ней на уверенную надежную работу в этой системе поверхностно ознакомленного пользователя, практика работы коего будет ограничена несколькими часами. Необходимо еще раз повторить, что значительно более серьезным представляется основательное обучение с применением современных ИКТ. Если приведенный пример ориентирован в большей мере, хотя и не единственно, на использование в сухопутных войсках, то значительно более насыщенные компьютерными информационными системами, авиация, морской флот, ракетные войска и другие тем более, в принципе не могут быть обеспечены квалифицированными кадрами (уже не только командного состава, но и их подчиненных) при условии использования только традиционных технологий образования. Здесь на помощь военным преподавателям приходят методы прикладного искусственного интеллекта в виде технологии экспертных систем, имитация реальных боевых действий и эксплуатации военной техники в условиях их проведения посредством моделирования по методу Монте-Карло на ЭВМ, специально разработанная под воздействием требований военных специалистов теория игр и теория операций.
Рассмотренные выше требования к современным системам управления и связи в войсках не являются отдельными, хотя и весьма важными элементами передовых технологий. Полноценный существенный эффект от их внедрения в вооруженные силы достигается лишь при интеграции их в единую систему управления. Соответствующие усилия не являются секретом и предпринимаются в России около 10 лет. На данном этапе работы над системой она начинает приобретать законченные очертания. Но при этом остаются существенные вопросы к разработчикам и самой системе. Высказываются суждения, что элементная база аппаратуры должна быть исключительно отечественной. Не отрицая важность полного владения особенностями и скрытыми недокументированными возможностями системы в целом и ее узлов и компонентов, следует отметить, что чрезмерная привязка подобных разработок к идеологии «опоры на собственные силы» способна задержать реализацию системы и что еще хуже привести к созданию отсталых и малоэффективных систем. Почему-то Китай вполне успешно применяет компоненты зарубежных разработчиков и производителей и не считает, что подвергает себя тем самым безумному риску. Более того, программное обеспечение (программный компонент) системы может быть успешно разработан отечественными программистами полностью для импортной элементной базы или частично совместим с компонентами программного обеспечения иностранных производителей. В любом случае само создание системы и последующая ее успешная эксплуатация существенно зависят от уровня подготовки в сфере современных ИКТ студентов и курсантов высших военных учебных заведений.
Иначе говоря, речь идет о создании информационно-активной и компетентной кадровой среды. Ни подготовка специалистов, образующих такую среду, ни их обучение, ни тем более эффективная работа с современными инструментами управления просто невозможны без использования ИКТ в современном образовании. Эти ИКТ должны отвечать требованиям самых высоких мировых стандартов. Для чего, в свою очередь, всемерно развивая собственные оригинальные технологии и не брезгуя качественным копированием зарубежных технологий, следует использовать и импортную элементную базу. Особенно в тех случаях, когда создание собственных компонентов такого уровня отечественной промышленностью в сжатые сроки нереально. Без применения последних научно-технологических достижений в процессе образования и подготовки специалистов невозможно создать современную армию, эффективно использующую вооружения и системы управления и связи, отвечающие нынешним требованиям.
В дополнение к сказанному выше необходимо учитывать, что за рубежом формирование единой инфраструктуры ИКТ происходило не столько сверху в рамках создания глобальных систем, возможно, за некоторым исключением в этом отношении Интернет, сколько постепенно за счет развития и совершенствования отдельных локальных систем и подсистем различного уровня. Даже традиционно централизованные системы управления и связи, характерные для вооруженных сил, в значительной степени преобразовывались к современным цифровым системам в результате большой подготовительной работы над внедрением на отдельных участках и контурах управления самых современных цифровых технологий. Параллельно велась работа по интеграции их в более крупномасштабные управляющие системы высокого уровня (уровней). Поскольку нашим отечественным специалистам приходится догонять и ликвидировать значительное отставание в этой области, то возникает задача опережающего развития не только в сфере разработки и создания соответствующих систем, но и в области подготовки квалифицированных специалистов, способных к эффективной работе с такими системами.
Особо следует остановиться на важнейшем психофизиологическом аспекте внедрения новейших технологий в сферу управления боевой техникой и системами вооружений. Хорошо известно, что облегчение процесса управления боевым самолетом, кораблем и другими сложными системами, в том числе и системами ведения огня, посредством введения автоматизированных и особенно компьютеризованных систем и технологий привело к специфической проблеме. Речь идет об утрате оператором, осуществляющим управление, ощущения тесного контакта с управляемым объектом, что приводит не только к известному дискомфорту, но и чревато принятием ошибочных в одних случаях и запаздывающих в других ситуациях решений. Эта проблема характерна и для многих сложных и особо сложных систем, не относящихся непосредственно к военным, например, при работе операторов атомных электростанций, диспетчеров аэропортов, больших металлургических предприятий и их основных цехов и пр.
В настоящее разрабатываются и уже нашли применение системы прицеливания, отрабатывающие по направлению взгляда пилота и (мгновенно в силу интеграции с системой открытия огня на поражение) дающие команду на поражение цели. Исследуются возможности считывания сенсорами, принимаемых мозгом оператора решений (команд) и последующего их исполнения, и другие возможности, которые еще совсем недавно принято было относить к области научной фантастики.
Опять-таки совершенно ясно, что и проблема, описанная ранее в предыдущем абзаце, и, тем более, сказанное только что должны решаться еще в процессе подготовки кадров военных специалистов на стадии получения ими образования. Опять-таки, очевидно, что решения эти должны быть основаны на соответствующих разработках новых технологий обучения, последующем применении их в самом обучении и тем самым внедрении в процесс обучения методов и приемов, парирующих отмеченные проблемы и сложности использования технологий управления системами вооружений. Именно ИКТ способны содействовать решению всех этих проблем, чтобы в войска приходили уже заранее подготовленные специалисты, которые, возможно, еще будут нуждаться в некотором «доучивании», усовершенствовании уже полученных навыков, но не там начинали бы свое первоначальное знакомство со столь сложными процессами и начальное обучение работе с ними.
Вообще мобильность и быстротечность (интенсивность) современных боевых операций, насыщенность войск, участвующих в них сложнейшей техникой и компьютерными системами существенно обостряют отмеченные выше и многие другие проблемы подготовки кадров для вооруженных сил и других силовых структур. Безусловно, никакая реформа вооруженных сил не приведет к построению эффективных современных войск, если она не будет обеспечена обучением офицеров (в первую очередь), а, вообще говоря, и всех военнослужащих на базе и с применением новых и новейших информационных технологий. Именно они способны обеспечить широчайший диапазон моделируемых ситуаций с одной стороны и наиболее дешевую практически неограниченную во времени тренировку и отработку необходимых навыков с другой стороны. В этом отношении необходимо не сокращение количества военных учебных заведений (которое в разумных пределах вполне допустимо), а коренная перестройка всей системы военного образования. Понятно, что речь идет не об отказе от основных наилучших принципов отечественного военного обучения и уж тем более не о механическом введении бесчисленного количества тестов, как это, увы, приходится наблюдать в гражданских вузах. Здесь имеется в виду интенсивное внедрение современных ИКТ в учебный процесс в описанном выше смысле.
Наконец, в самое последнее время начала всерьез рассматриваться возможная проблема так называемой кибернетической войны. Громадная протяженность транспортных коммуникаций и телекоммуникационных систем, их разветвленность и сложнейшая система управления потоками в них протекающих делают их особо уязвимыми для атак хакеров. Впрочем, и, казалось бы, хорошо защищенные системы управления и связи вооруженных сил тоже оказываются уязвимы для компьютерных преступников. В Пентагоне (США) пришли к выводу, что одни лишь усилия спецслужб и частных охранных агентств не в состоянии обеспечить должный уровень безопасности глобальных телекоммуникаций и транспортных систем, систем управления транспортом, равно как и иных стратегически важных объектов. Поэтому было создано специальное Кибернетическое командование, интегрированное с небезызвестным Агентством национальной безопасности (АНБ). Как уже отмечалось выше, до настоящего времени подобные проблемы относились к компетенции спецслужб, но анализ масштаба и серьезность природы соответствующих угроз привели американских военных к заключению, что поскольку речь идет о настоящих военных действиях (как по масштабу, так и по последствиям) необходимо и противодействие организовать соответствующим образом.
Таким образом, речь идет о необходимости подготовки довольно значительного количества специалистов, хорошо знающих хакерские технологии и способных оказывать им успешное противодействие. Это означает умение распознавать возникшие и потенциальные угрозы, обезвреживать их, разрабатывать системы противодействия хакерским угрозам. В принципе спецслужбы уже занимались и продолжают заниматься решением подобных проблем, но речь идет о значительно более масштабных угрозах которые, к тому же, скорее всего, будут реализованы одновременно на различных объектах. Американцы считают, что такое изменение (увеличение масштаба и количества угроз) означает переход их в новое качество, которое они и характеризуют как кибернетическую войну. Следовательно, потребуются и новые формы подготовки специалистов, обеспечивающих безопасность в этой области и готовых к ведению соответствующих операций. Независимо от того насколько близки к реальности американские оценки описанной угрозы обучение и подготовка соответствующих специалистов заслуживают самого серьезного внимания.