Семантические конструкции «я» (№ 41-45)
Центральными для процессов обработки и сортировки информации являются несколько семантических концептов, которые определяют основы воспринимаемой нами «реальности». Среди них наше ощущение «я» как личности, наше ощущение «я» с точки зрения нашей эффективности, уверенность, навыки, наше самоопределение, которое мы формируем посредством своего опыта, и т. д.
Ни один из нас не выходит из дому без своих фильтров «я». Эти метаконструкции сопровождают нас повсюду, куда бы мы ни направились, — это наши перцептивные фильтры. Таким образом
Глава 7. Мета-метапрограммы________________________ 209
мы можем использовать почти каждое переживание и интеракцию как для выражения своего «я», так и для того, чтобы «я» испытало внешнее влияние.
№ 41. Отношение к «наставлению»
Сильная водя/уступчивость
Концепт.Данная метауровневая метапрограмма связана с тем, как мы воспринимаем себя, когда оказываемся лицом к лицу с человеком, который велит нам сделать что-то. Как мы реагируем, когда другой человек информирует нас о чем-то? Как мы реагируем, когда другой человек распоряжается, приказывает и наставляет? Обладаем ли мы естественной склонностью уступать, сомневаться или противиться подобной информации? Если мы представим себе континуум между крайностями полной уступчивости и автоматического сопротивления, мы получим метапрограмму, которая относится к нашей реакции на приказы. Представьте себе континуум между высокой уступчивостью и сильной волей.
Извлечение. «Может ли кто-нибудь приказывать вам?», «Что вы думаете и чувствуете, когда получаете "наставления"?», «Легко ли вам велеть себе сделать что-то и выполнить это без особого внутреннего сопротивления?»
Идентификация. Человек, который обладает сильной волей, испытывает очень неприятные чувства, когда ему велят что-то сделать. Когда он сталкивается с коммуникацией, которая содержит какое-то «указание» (приказ, наставление, информацию и т. д.), он испытывает почти незамедлительное и автоматическое внутреннее побуждение оказать сопротивление. Такие люди в принципе не любят получать указания. Напротив, уступчивый человек столь же быстро и автоматически согласится; он будет покладистым, открытым и восприимчивым.
Чтобы идентифицировать указанные паттерны, достаточно лишь обратить внимание на то, проявляет ли — и если да, то в какой степени, — человек недовольство в ситуации, когда кто-то дает ему указания, приказывает, требует, заставляет и т. д. Данный фактор «темперамента» варьируется у людей между крайней уступчивостью и очень сильной волей. У большинства людей он находится где-то посередине.
У людей с сильной волей могут давать о себе знать различные Фильтры убеждений, которые способны помешать приему инфор-
210____________________________ Часть II. Метапрограммы
мации. Как правило, человек с сильной волей воспримет «указание» как «контролирование», «манипуляцию», «оскорбление», «воспоминание о неприятном контакте с каким-то назойливым человеком» и т. д.
Подстройка. Чтобы подстроиться к человеку с сильной волей, в коммуникации с ним избегайте любых прямолинейных «указаний». Возьмите себе за правило вообще не указывать ему ни на что. Замените указания предложениями, намеками, побуждениями, подачей идей, шутливым поддразниванием. Воспользуйтесь навыками окольной коммуникации. С другой стороны, чтобы подстроиться к уступчивому человеку, выражайте свои мысли прямо и открыто.
Язык. Лингвистические маркеры для людей с сильной волей, обусловленной темпераментом: «Почему я должен этим заниматься?», «Ненавижу, когда люди указывают мне, что нужно делать», «У меня проблемы с властными фигурами», «Я не собираюсь плясать под вашу дудку». Лингвистические маркеры для уступчивых; «Разумеется», «Все, что вы скажете», «А что от меня требуется?».
Эмоции. Люди с сильной волей часто проявляют эмоции «со
противления» — неприятие и отвращение. Им кажется, что на них
давят, что их принуждают, «контролируют», что ими манипулит
руют, и т. д. Уступчивый человек демонстрирует намного более
доброжелательные/сдержанные эмоции даже в ситуациях, когда
кто-то действительно навязывает ему свою волю. ,
Первичные контексты. Людям с сильной волей, обусловленной темпераментом, обычно присуще врожденное предубеждение против «указаний». Вероятно, они ощущают и определяют свое «я» с позиции выбора и воли (№ 44). Поэтому когда им мешают осуществлять свои желания, они расценивают это как насилие над своим «я». Люди с сильной волей, обусловленной травмой, в свое время слишком часто сталкивались с нарушением границ, достигли некоторого порога и приняли решение не слушать «указаний». Люди с сильной волей, обусловленной убеждением, просто пришли к определенному выводу относительно того или иного предмета и на этом «поставили точку».
Самоанализ
• Сильная воля/уступчивость
Контексты
• Работа/карьера • Интимные отношения
Глава 7. Мета-метапрограммы
• Взаимоотношения • Увлечения/отдых
• Спорт • Другое:_____
• Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма:
уровень ДА/НЕТ
Сильная воля, обусловленная
• характером • травмой • убеждением
№ 42. Самооценка
Высокая/низкая; условная/безусловная
Концепт. Одна из основных модальностей осознания связана с нашим ощущением своего «я». Наши образы, концепты, идеи и определения нашего «я» указывают на ключевую область, исходя из которой мы мыслим, обрабатываем, сортируем и оцениваем информацию. Поскольку такие более абстрактные представления о нашем концептуальном «я» обычно возникают «ниже» (или «выше») уровня осознания, они действуют «за рамками» сознания. Это затрудняет доступ к ним, но не делает его невозможным.
С целью разграничения мы используем термины следующим образом. Самооценка (самоуважение) — это оценка собственной значимости, достоинства и бытия, связанного с нашим онтологическим «я». Уверенность в себе — это чувство компетентности, относящееся к нашим навыкам, способностям и поступкам. Са~ моэффективность относится к нашему чувству эффективности в использовании своего сознания при контактах с окружающим миром. Совестливость связана с нашим ощущением «я» как морального и этического существа, различающего добро и зло. Когда мы смешиваем эти концептуальные аспекты «я», то создаем пу-ганицу, которая вносит ненужные осложнения в наше ощущение «я».
Здесь мы используем понятие самооценка применительно к чувству собственной значимости с точки зрения того, каков наш «рейтинг» в собственных глазах. Самооценка может находиться в каком-то месте континуума между полной никчемностью (чувство отвращения) и особой ценностью (самооценка от низкой до высокой). Человек может производить эту оценку на основании временных и условных или безусловных факторов (условная или безусловная самооценка). В любом случае, оценка человеком своего «я» (личности) или ее отсутствие проистекают из его убеждений и Ценностей, касающихся существования человека как личности.
212 Часть II. Метапрограммы
Напротив, наша уверенность в себе относится к нашему ощущению компетентности, которая связана с нашим представлением о собственных возможностях, способностях, навыках и с чувством гордости от обладания ими. Мы верим в себя. Таким образом, уверенность в себе является обусловленной и проистекает из нашего опыта (позитивного и негативного), обучения, убеждений, взаимоотношений и т. д.
Когда некий индивидуум страдает от низкой самооценки и пытается выстроить мысленную аттестацию себя как человека на основании своей компетентности, он связывает свое право на самооценку с некоторыми временными условиями. Тем самым он оказывается в зависимости от своих достижений и у него формируется убеждение: «Я буду в полном порядке как личность, если достигну достаточно высоких результатов или когда сделаю то-то и то-то». Затем у этого человека формируется «проект самооценки». Однако поскольку такой проект ставит человеческую «значимость» и «достоинство» в зависимость от внешних факторов, человек не может быть полностью уверен в своих возможностях. И, как следствие, он может перестать себя уважать.
Кроме того, подобный подход обычно порождает чувство презрения к самому себе и/или самомнение, а также идею, что люди должны «зарабатывать» право на то, чтобы относиться к себе с уважением. В этом случае личность смешивается с поведением. Напротив, если мы принимаем свою самоценность как данность, мы получаем возможность мыслить и чувствовать бескорыстно и непретенциозно. У нас формируется здоровый центр ценности и достоинства, и он становится основой нашей жизни и наших поступков.
Извлечение. «Считаете ли вы свою ценность как личности условной или безусловной?», «Когда вы оцениваете себя как заслуживающую уважения личность, то основываете эту оценку на чем-то, что вы делаете и чем обладаете, либо на некоей данности — на своей принадлежности к человеческому роду, своему подобию образу Божьему и т. д.?»
Идентификация. Прислушайтесь к тому, что человек думает и чувствует в отношении своего «я» как личности и как деятеля (человеческая сущность/дела). Говорит ли он об условных факторах? Возрастает ли (понижается ли) его способность ценить свое «я» в зависимости от получаемого им жизненного опыта?
Подстройка. Указывайте на врожденную самоценность и достоинство всех людей, с тем чтобы поддержать человека, ко-
Гяйва 7, Мета-метапрограммы 213
торый исходит из безусловной самооценки. Взывайте к факторам, которые обеспечивают более содержательный и ресурсный опыт.
Язык. Прислушайтесь к утверждениям, свидетельствующим об условности или безусловности.
Когнитивные искажения в РЭТ.Когнитивные проблемы могут возникнуть, когда человек «устал» от условных самооценок. Они могут также появиться, когда внешние обстоятельства мешают человеку реализовать все условия, при которых он может себя уважать. Когда происходит одно либо второе, паттерны мышления Человека могут стать излишне эмоциональными и персонализированными. Кроме того, к персонализации ведет слабое ощущение личных ценностей и границ. В этом случае человек интерпретирует слова, поступки и обстоятельства других людей как имеющие отношение к их состоятельности, ценности, привлекательности и т. д. Это ведет к негативной самооценке — против чего предостерегал Эллис.
Первичныеконтексты. В качестве концептуализации мета-ме-тауровня данная программа, как и большинство рассматриваемых в этом разделе, проистекает из убеждения и ценностных систем, которые мы заимствуем от различных групп людей на протяжении жизни. Слова, которые мы слышим от своих воспитателей, играют особенно важную роль в том, восприняли ли мы условную или безусловную самооценку (и, следовательно, в том, как мы структурировали свое сознание). Почти каждому человеку дается огромное количество условных самооценок в школе, в спорте, в группе сверстников и т. д. Почти любая обида или травматический опыт могут подорвать нашу способность ценить свои безусловные достоинства, привлекательность и т. д.
Самоанализ
• Условная самооценка/безусловная самооценка
Контексты
• Работа/карьера • Интимные отношения
• Взаимоотношения • Увлечения/отдых
• Спорт • Другое:_____
• Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма:
'•• Уровень (если условная) ДА/НЕТ
214______________________________ Часть II. Метапрограммы
№ 43. Уверенность в себе
Низкая/высокая
Концепт. В сердцевине феномена, который мы называем уверенностью в себе, лежит наша вера в собственные навыки или способность сделать что-то. Этим данная метапрограмма отличается от самооценки. Она относится скорее к эмоциональному/ эмпирическому фактору «я», тогда как самооценка, или самоува-жение, — к нашему ментальному оцениванию себя как личности. Уверенность в себе связана с тем, что мы умеем делать. То есть она сфокусирована скорее на деятельности человека, чем на его сущности.
Извлечение. «Припомните ряд навыков, которыми вы хорошо владеете и обладание которыми может даже вызывать у вас чувство гордости, и составьте их перечень», «Насколько вы уверены в этих навыках?», «Каким образом вы переносите уверен-ность в этих навыках на уверенность в себе в целом?»
Идентификация. Каждый, кто ведет нормальную жизнь, обладает множеством навыков, в которых он уверен, начиная с таких простых вещей, как застилание постели, приготовление пищи, поездка на работу, одевание, и заканчивая более сложными, такими как игра на музыкальном инструменте, решение математиче^ ских задач, ремонт автомобиля, работа на компьютере, програм-мирование и т. д.
Те, кто фильтрует происходящее пессимистически (№ 7), возмож* но, знают за собой очень немного способностей, в которых они уверены. Такие люди фокусируются только на том, что они делают плохо, и потому не доверяют своим способностям в целом. Для тех, кто склонен к перфекционизму (№ 25), также может быть характерна слабая уверенность в своих общих возможностях.
Язык и эмоции. Те, у кого отсутствует чувство уверенности в себе, нерешительны, испытывают замешательство и т. д. Они будут говорить о своих сомнениях, трудностях, незнании тех или иных вещей. Те, кому присуща здоровая доза уверенности в себе, верят, что они могут всему научиться, и потому они решительны, точны и разговаривают в соответствующей манере. У тех, кто слишком уверен в себе, это качество может граничить с глупостью, если они самовлюбленно преподносят себя как всезнаек!
Первичные контексты. Уверенность человека в своих навыках несомненно проистекает из жизненного опыта. Поспешное знакомство со слишком большим количеством предметов может по-
Глава 7. Мета-метапрограммы________________________ 215
дорвать как процесс развития и научения, так и веру в свои способности. Слишком частая и суровая критика в слишком раннем возрасте может также ослабить дух и мотивацию человека. На эту метапрограмму оказывают сильное влияние также моделирующие действия значимых людей в отношении проверки собственных навыков.
Самоанализ
• Низкий/высокий уровень уверенности в себе
Контексты
• Работа/карьера • Интимные отношения
• Взаимоотношения • Увлечения/отдых
• Спорт • Другое:_____
• Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма:
уровень ДА/НЕТ
• Собственная уверенность в чем?
№ 44. Самоощущение
Мышление/эмоции/воля/тело/роль/положение/ духовность
Концепт. Люди отличаются друг от друга по имеющемуся у них концепту «я» и факторам, которые они используют при определении себя. То, как человек определяет себя, играет центральную роль в «я», из которого он исходит, и в «я», которое он использует на мета-метауровне.
Извлечение. «Когда вы оцениваете свои мысли, эмоции, волю, тело, ваши роли и положение, которое вы занимаете в жизни, какие аспекты вашей личности кажутся вам наиболее важными, реальными или валидными?», «Вы считаете себя прежде всего мыслителем, эмоциональным человеком, волевой личностью, оцениваете себя с точки зрения своих внешних данных, ролей и положения или как-то иначе?»
Идентификация. Мы можем взять любой из этих аспектов «я», комбинацию их или не брать ни один из них и концептуально определить себя с этой точки зрения. Кожибски (Korzybski, 1941) 1994) постоянно предостерегает против идентификации с чем бы то ни было, против превращения любого объекта или процесса в наш нейро-семантический и нейро-лингвистический ярлык. Чем бо-
216 Часть II. Метапрограммы
лее ассоциирован человек (№ 15), тем скорее он определит себя как наделенного чувствами. Напротив, чем более он диссоциирован (№ 15), тем вероятнее, что он будет идентифицировать себя со своими мыслями. Чем чаще человек придает значение выбору на континууме сильной воли (№ 41), тем вероятнее его идентификация с собственной волей. Другие определяют себя преимущественно посредством своей работы, ролей, опыта, званий и т. д.
Язык и эмоции. Прислушайтесь к тому, какие аспекты играют наиболее значимую роль в самоопределении человека. Создается ли впечатление, что человек идентифицирует себя с каким-либо из этих факторов?
Первичные контексты. Опять же, будучи концептуальной конструкцией высшего уровня, данная сортирующая программа обусловлена метапрограммами низшего уровня. Человек обычно создает свои конструкты там, где он получает удовольствие или испытывает боль. Важнейшую роль играет язык, который человек перенимает от значимых людей. Какие слова окружающих были включены в эти формулировки? Хорошо ли человек отфильтровал их, или он впитал их, совершенно не экранируясь (№ 9)? С кем человек себя идентифицировал или на кого он не хотел походить?
Самоанализ
• Мышление/эмоции/воля/тело/роль/положение/духов-
ность
Контексты
• Работа/карьера • Интимные отношения
• Взаимоотношения • Увлечения/отдых
• Спорт • Другое:_____
• Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма:
уровень ДА/НЕТ
№ 45. Самоцелостность
Конфликтующее несоответствие/гармоничная интеграция
Концепт. Как вы осуществляете сортировку с точки зрения жизни в соответствии со своими ценностями? Как вы трактуете свои идеалы, в особенности свое идеальное «я», и как затем оцениваете, хорошо или плохо вы живете в соответствии с этими идеала-
Ешва 7. Мета-метапрограммы________________________ 217
ми? Данное осознание обусловливает ощущение самоцелостности или его отсутствие. Оно вызывает чувство конфликта и несоответствия со своим высшим «я».
Извлечение.«Когда вы размышляете о том, хорошо или плохо вы живете в соответствии со своими идеалами и актуализируете свое идеальное "я", ощущаете ли вы интеграцию, конгруэнтность, соответствие своим ценностям и представлениям или испытываете раздвоенность, конфликт, несоответствие?»
Идентификация.Кэттелл говорит, что данный «личностный» фактор работает «вместе с эриксоновским ощущением идентичности» и что он
... произрастает из признания тою, что привязанности, ценности и убеждения человека обычно сохраняются во времени. Он [фактор] отслеживает, живет ли человек согласно личным идеалам. Неспособность жить согласно идеалам ведет к деградации личности, стыду и тревоге (Cattell, 1989, р. 278).
1. Те, кто находит, что их идеалы иидеальное «я» соответству
ют их фактическому опыту, ощущают «самоцелостность». Это
ощущение обусловливает принятие себя ицентрирование на соб
ственной личности. В результате человек оказывается в состоя
нии еще эффективнее направлять ментальную и эмоциональную
энергию на актуализацию своих ценностей ипредставлений.
2. Те, у кого это ощущение конгруэнтности отсутствует, чув
ствуют внутреннюю раздвоенность инаходятся не в ладах с со
бой. Это часто ведет к большому расходованию внутренней энер
гии на конфликты иборьбу с самим собой, на негативные эмоции
исамопорицание.
Язык и личность. Мыможем говорить о конгруэнтности в личности и языке человека, когда все его слова и поступки соответствуют его ценностям. Человек говорит, выглядит и ведет себя так, будто он хорошо владеет собой, понимает свои ценности и способен справиться с проблемами реальности (№ 49). Конфликтующие и неконгруэнтные люди демонстрируют все формы несоответствия — они говорят одно, а живут по-другому.
Первичные контексты. Данная метапрограмма обусловлена не столько своей связью с прошлым опытом, сколько с текущим. Чем более «дисфункционален» ранний жизненный опыт, тем труднее Может быть человеку даже понять значение самоцелостности и са-моактуализации.
218 Часть II. Метапрограммы
Самоанализ
• Неконгруэнтность/конгруэнтность
Контексты
• Работа/карьера • Интимные отношения
• Взаимоотношения • Увлечения/отдых
• Спорт • Другое:_____
• Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма:
уровень ДА/НЕТ