Цели и основные задачи СРС
Ведущая цель организации и осуществления СРС должна совпадать с целью обучения студента – подготовкой бакалавра с высшим образованием. При организации СРС важным и необходимым условием становятся формирование умения самостоятельной работы для приобретения знаний, навыков и возможности организации учебной и научной деятельности.
Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Задачами СРС являются:
1) систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
2) углубление и расширение теоретических знаний;
3) формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
4) развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
5) формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
6) развитие исследовательских умений;
7) использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на семинарах, на практических и лабораторных занятиях, при написании курсовых и выпускной квалификационной работ, для эффективной подготовки к итоговым зачетам и экзаменам.
Виды самостоятельной работы
В образовательном процессе высшего профессионального образовательного учреждения выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством ППС, и внеаудиторная. Тесная взаимосвязь этих видов работ предусматривает дифференциацию и эффективность результатов ее выполнения и зависит от организации, содержания, логики учебного процесса (межпредметных связей, перспективных знаний и др.).
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством ППС и по его заданию.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию ППС, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются:
1) формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.);
2) написание рефератов;
3) подготовка к семинарским и практическим занятиям, их оформление;
4) составление аннотированного списка статей из соответствующих журналов по отраслям знаний (юридических и др.);
5) выполнение домашних заданий в виде решения отдельных задач и индивидуальных работ по отдельным разделам содержания дисциплин и т.д.;
6) текущий самоконтроль и контроль успеваемости на базе электронных обучающих и аттестующих тестов.
Основными видами самостоятельной работы студентов с участием ППС являются:
1) текущие консультации;
2) коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин (в часы консультаций);
3) прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий);
4) выполнение контрольных работ (руководство, консультирование и защита контрольных работ (только для студентов заочного обучения, в часы, предусмотренные учебным планом);
5) выполнение и защита рефератов в часы семинарских занятий;
6) выполнение научно-исследовательской работы (руководство, консультирование и выступление на конференциях);
7) прохождение и оформление результатов практик (руководство и оценка уровня сформированности профессиональных умений и навыков);
8) подготовка к участию в интерактивных занятиях;
9) выполнение выпускной квалификационной работы (руководство, консультирование по написанию выпускных квалификационных работ) и др.
Организация СРС
Методика организации самостоятельной работы студентов зависит от структуры, характера и особенностей изучаемой дисциплины, объема часов на ее изучение, вида заданий для самостоятельной работы студентов, индивидуальных качеств студентов и условий учебной деятельности.
Процесс организации самостоятельной работы студентов включает в себя следующие этапы:
1. подготовительный (определение целей, составление программы, подготовка методического обеспечения, подготовка оборудования);
2. основной (реализация программы, использование приемов поиска информации, усвоения, переработки, применения, передачи знаний, фиксирование результатов, самоорганизация процесса работы);
3. заключительный (оценка значимости и анализ результатов, их систематизация, оценка эффективности программы и приемов работы, выводы о направлениях оптимизации труда).