Повествовательные жанры
Пересказ.
Пересказывать можно реальную ситуацию, которая произошла с рассказчиком или кем-то другим и какой-либо текст.
Вот как бы один школьник пересказал другому содержание романа "Евгений Онегин": Ну, главный герой этой книги – франт. Зовут его Евгений. Он приезжает в деревню, а там такая дыра и дядька его как назло умер. Короче, там мужик один был, Ленский, Володька, по-моему, что ли. Дружили-дружили, а потом друг друга постреляли, ну, ты понимаешь, любовь-морковь. А дальше я еще не прочитал.
Характерные черты пересказа:
1) Жанр разговорной речи.
2) Пересказ ведется свежо, непринужденно и естественно,
3) Используется разговорная лексика (дыра, как назло, мужик, любовь-морковь).
4) Рассказчик обращается непосредственно к слушателям (ты понимаешь).
5) Обязательно присутствует оценка событий с точки зрения автора (видно, что юноша рассказывает).
2. Комментарий динамического видеоряда, например, голос за кадром в кинофильмах. В кинофильме "17 мгновений весны" это черта является настолько характерной особенностью, что оказала влияние на другой жанр – жанр анекдота (Штирлица поймали, расстрел был назначен на понедельник. "Ну и неделька начинается", подумал Штирлиц. Пошел Штирлиц по грибы, но грибов не оказалось. «Странно», – подумал Штирлиц и грустно шагнул в сугроб). "Берегись автомобиля" (лирическое отступление о погоне: Погоня! Какой современный детектив обходится без этого).
Характерные черты комментария:
1) Выполняет не информативную функцию, а носит характер краткого дополнительного сообщения.
2) Отстраненность говорящего: взгляд со стороны, обо всем говорится в 3 лице, как личность автор не присутствует (подумал Штирлиц).
3) Обычно не используются средства выразительности.
3. Рассказ о себе.
Характерные черты рассказа о себе:
1) Жанр разговорной речи.
2) Используется разговорная лексика.
3) Дается максимум информации личного свойства.
4) Активно используются гиперболы (всю жизнь занимаюсь спортом, мне всегда не везет).
6) Многое зависит от коммуникативной установки. Рассказ о себе своей подруге или другу будет отличаться от того, что мы сообщаем о себе, когда приходим устраиваться на работу.
Рассказ о себе новой подруге | Резюме при устройстве на работу |
1) Ситуация оби-ходно-бытового общения. | 1) Ситуация официально-делового общения. |
2) Максимальная искренность. | 2) Дается информация, которая не всегда соответствует действительности. Очень часто такое резюме напоминает брачные объявления. Нужно писать все, что знаете о себе хорошего: каких вершин карьеры уже достигли, в каких областях преуспели. Какими владеете иностранными языками, какие знаете специфические компьютерные программы, имеете ли водительские права. Описываете какой вы замечательный человек: общительный, работоспособный, любящий дальние командировки и т.д. Проверять ваши россказни никто не будет, но если в вашем рассказе будет заметно какое-то противоречие или вы в порыве чувств наградите себя всеми мыслимыми и немыслимыми человеческими достоинствами, работодателя это насторожит. |
3) Особое внимание обращаем на свои увлечения. | 4) Обязательная информация: возраст, семейное положение, образование. |
Рассуждение
Рассуждение–функционально-смысловой тип речи с обобщенным причинно-следственным значением, опирающимся на умозаключение. Суть рассуждения–в объяснении какого-либо утверждения или в обосновании истинности какой-то основной мысли (тезиса) другими суждениями (аргументами).
Разновидностями текстов рассуждения как типа речи являются собственно рассуждение и доказательство. Оба типа текста имеют одну схему построения: посылка (тезис) + аргументы = вывод.Различие между рассуждением и доказательством состоит в том, что в рассуждении в качестве вывода может появиться новое умозаключение, которого не было в посылке, а в доказательстве с помощью аргументов подтверждается или отрицается то умозаключение, которое вынесено в качестве вывода, т. е. вывод повторяет или отрицает тезис.
В рассуждении и доказательстве в качестве аргументов могут выступать описание и повествование, но в целом структура текста подчинена схеме рассуждения (доказательства).
В целом в рассуждениикак функционально-смысловом типе речи преобладают причинно-следственные отношения. Содержание, цель высказывания и характер смысловых отношений определяют композиционные и языковые особенности рассуждения. В рассуждении обычно имеютсятри части: 1) часть, содержащая основное положение, мысль, которая будет объясняться или доказываться; 2) объяснительная или доказательная часть, содержащая аргументы, и, наконец, 3) заключительная часть (подтверждение основного тезиса или новый тезис). Используются: служебные слова, указывающие на причинно-следственные отношения; специальные слова-скрепы, указывающие на последовательность мыслей; вопросно-ответный ход.
Пушкин. Капитанская дочка:
– Сторона мне знакомая, – сказал дорожный. – Слава богу, исхожена и изъезжена вдоль и поперек.
Это высказывание является рассуждением, т. к. доказывается наличие признака в предмете (сторона знакомая) на основе причинных связей с другими признаками (исхожена и изъезжена во всех направлениях), причем эти признаки не физические, зримые, а отвлеченные.
Признаки рассуждения:
Как уже отмечалось, в структуре рассуждения выделяются три части:
1. Тезис– положение, которое доказывается (основная мысль).
2. Аргументы – положения, с помощью которых обосновывается правильность тезиса. Аргументы должны:
– не противоречить друг другу, быть логически безупречными;
– должны быть даны в определенной последовательности, способствующей наилучшему воздействию на слушателей, т. е. рассуждению свойственна логическая последовательность: все, не относящееся к доказательству, опускается.
3. Вывод из сказанного, который объединяет отдельные положения, примеры, аргументы, в форме обобщения или заключения. (Таким образом, доказано, что… Глеб жесток, а жестокость никто, никогда, нигде не любил ещё). Обобщение должно логически вытекать.
Таким образом, рассуждение – цепь логически связанных между собой тезисов, идя по которым мы можем прийти к выводу. Есть главная мысль, и тезисы-аргументы должны быть привязаны друг к другу через модель потому что.
Дополнительные элементы рассуждения:
1. Иллюстрации – примеры (эпизоды, цифры, цитаты).
2. Оценка: позитивная или негативная: а) Оцениваться может достоверность, вероятность текста, трудность восприятия: конечно, трудно поверить, сомнительно, легко заметить, хорошо, что; б) Могут использоваться слова, которые указывают на эмоциональную оценку изображаемого: к сожалению, к счастью, удивляет тот факт, что, рад, что; в) Слова, которые выделяют авторскую позицию: по-моему, на наш взгляд, автор полагает, я думаю; г) Фразеологизмы со значением оценки: оставляет желать лучшего, быть на уровне чего-л., узкое место (о недостатках), общее место, называть вещи своими именами; д)Тот, кто выдвигает тезис, как правило, положительно оценивает высказывания, подтверждающие тезис, и отрицательно – высказывания, вступающие с тезисом в противоречие.
3. Связки, которые соединяют аргументы в логически правильный текст.
1) Глаголы:
– глаголы, фиксирующие логику текста: начать, перейти, продолжить, сопоставить;
– глаголы, фиксирующие аргументацию: приводить примеры, ссылаться, опираться, аргументировать, обосновывать, иллюстрировать, подтверждать, доказывать, сравнивать, сопоставлять, соотносить, противопоставлять, исходить, цитировать;
– глаголы, используемые для обобщения: делать вывод, приходить к выводу, подводить итоги, подытоживая, обобщая, суммируя.
2) Фрагмент, содержащий типичную информацию, водится словами: как правило, типично, характерно, обычно, чаще всего, в большинстве случаев, как принято, как всегда.
3) Указание на источник информации выражается словами: по мнению, данным, утверждению, словам, соображениям, сообщению, как утверждает, отмечает, замечает, сообщает, указывает, считает, говорит, пишет.
4) Используются слова, которые указывают на расположение какого-л. фрагмента в тексте: начнем с, перейдем к, прежде всего, выше отмечалось, я уже говорил, итак, в заключение.
5) Используются обстоятельства причины, следствия, цели и слова с этим значением (поэтому, потому что, далее, помимо, поскольку).
6) Вводные слова: во-первых, во-вторых, следовательно, итак.
7) Для связи отдельных частей используются сложные предлоги, союзы, устойчивые сочетания: вследствие, остановимся на, отметим следующее, перейдем к.
8) Причастные и деепричастные обороты (стороны, определяемых словами; чувствуя тепло твоего каблука).
Рассуждения имеют обычно вневременной, глобальный обобщающий характер. В художественной литературе рассуждения автора обычно обнаруживаются в авторских отступлениях, замечаниях, комментариях по поводу описываемых событий, поступков, персонажей.
Афоризмы Петра Яковлевича Чаадаева:
Говорят про Россию, что она не принадлежит ни к Европе, ни к Азии, что это особый мир. Пусть будет так. Но надо еще доказать, что человечество, помимо двух своих сторон, определяемых словами – запад и восток, обладает еще третьей стороной.
Религия начинается с веры в то, что она хочет познать: это путь веры; наука принимает что-л. на веру, лишь подтвердив это путем ряда совпадающих фактов: это путь индукции; и та и другая, как видите, разными путями приходит к тому же результату – познанию.
Иногда рассуждения автора рассчитаны на комический эффект.
И. Иртеньев "Похвала движению".
По небу летят дирижабли,
По рельсам бегут поезда,
По синему морю корабли
Движенье в природе играет
Большое значенье, друзья,
Поскольку оно составляет
Основу всего бытия.
А если в процессе движенья
Пройдешь ты, товарищ, по мне,
То это свое положенье
Приму я достойно вполне.
И, чувствуя вдавленной грудью
Тепло твоего каблука,
Я крикну: "Да здравствуют люди,
Да будет их поступь легка!"
В таком рассуждении, рассчитанном на комический эффект, обычно используются обыденные, тривиальные и примитивные суждения, в отличие от серьезных рассуждений, которым свойственны оригинальность и яркость мысли.
Жанры-рассуждения.