Управление работами проекта

Работа определяется как совокупность взаимосвязанных действий, направленных на

достижение желаемого результата за намеченный (заданный) интервал времени (к

определенному сроку). Работа наследует основные черты проекта— сроки, объем, бюджет,

ресурсы, риск и т. д. — и является его составной частью. В этом смысле проект может быть

представлен как совокупность взаимосвязанных работ.

Объем работы относится к важнейшим ее характеристикам и может выражаться в разных

величинах: трудоемкости, продолжительности, стоимости и т. д.

Выделяются продолжительность, сроки начала работы {раннее начало и позднее начало) и

сроки окончания работы (раннее окончание и позднее окончание). Точные значения сроков

начала и окончания работ определяются при расчете расписания. Кроме того, работа обычно

имеет планируемые продолжительность, стоимость и потребность в ресурсах.

Планируемая потребность в ресурсах определяется на основании того, какие ресурсы и в

каких количествах должны быть использованы для выполнения работ проекта. Источником

информации для этого могут служить нормативные показатели, СРР, содержание работ, цели

проекта.

Планируемая стоимость работ в общем случае определяется на основании планируемой

потребности в ресурсах, необходимых для ее выполнения, и стоимости единицы ресурса.

Возможны ситуации, когда нецелесообразно или трудно оценивать потребность в

конкретных ресурсах на работу (административные работы, услуги и т. д.). В этом случае

планируемая стоимость определяется либо по нормативам на данные виды работ, либо на

основании заключенных договоров, либо в результате экспертных оценок и предыдущего

опыта.

Продолжительность работы, планируемые потребность в ресурсах и стоимость являются

взаимосвязанными показателями: изменение одного из них приведет к изменению остальных

показателей.

Определение работ включает в себя идентификацию и документальное оформление

действий, которые должны быть осуществлены для достижения целей проекта.

Цели, задачи, содержание проекта

Целенаправленность является важнейшей и неотъемлемой характеристикой проекта.

Определению целей проекта предшествует разработка его миссии (стратегии). Уже на основе

сформулированной миссии определяются цели и устанавливаются конкретные задачи

проекта.

Под содержанием проекта подразумевается деятельность, необходимая для получения

результата проекта (продукта) со специфическими характеристиками и функциями. В свою

очередь, содержание продукта (результата проекта) определяют характеристики и функции,

которые должны быть включены в продукт. Соблюдение содержания продукта соотносится с

требованиями к нему как конечному результату, тогда как соблюдение содержания проекта

соотносится с планом проекта. Оба эти процесса необходимо тесно интегрировать для

подтверждения того, что деятельность по проекту обеспечит создание требуемого продукта.

Соответственно содержание проекта должно быть представлено только теми работами,

которые необходимы для успешной реализации проекта.

Основными процессами управления содержанием проекта являются:

» инициирование проекта;

» планирование содержания;

» контроль над изменением содержания.

Инициирование является процессом выявления необходимости реализации нового проекта

или того факта, что проект должен перейти в новую фазу. Результатами инициирования

служат:

» комплект документов (контрактов, приказов, постановлений и т. д.), формально

подтверждающих существование проекта.

Он должен включать непосредственно или в

виде ссылок на другие документы:

• описание цели, для удовлетворения которой был предпринят проект;

• описание продукта проекта;

• определение/назначение руководителя (менеджера) проекта;

» ограничения по срокам реализации проекта, его финансированию и т. д. При

осуществлении проекта по контракту ограничениями обычно являются условия

контракта;

» предположения как элементы, возникающие в результате прогнозирования тех или иных

факторов в проекте. В общем случае, предположения несут в себе определенную степень

риска.

Планирование содержания проекта включает в себя декомпозицию целей проекта на более

мелкие и управляемые компоненты для того, чтобы:

» определить оценки по стоимости, времени и ресурсам проекта;

» создать базис (основу) для измерения и контроля хода выполнения проекта;

» распределить права и обязанности по проекту, определить степень ответственности.

Результатом планирования содержания служит структура разбиения работ проекта, на

основе которой, как расширение, составляется список работ проекта. Он должен содержать

описание каждой работы для того, чтобы их исполнители понимали, что от них требуется и

каким образом им выполнять свои функции.

В результате анализа разработанной структуры разбиения работ проекта может

возникнуть необходимость в корректировке или дополнении целей проекта, что в свою

очередь отразится на изменении содержания проекта.

Наши рекомендации