Особенности письменной (книжной) речи

3.1. Письменная речь – речь зафиксированная, поэтому пишущий, в отличие от говорящего, имеет больше возможностей выбирать и организовывать языковые средства. Из этого следует, что к данной форме речи предъявляются особые требования – в письменном тексте и выбор слов, и построение предложений отличаются большей тщательностью, продуманностью.

Письменная речь существует в четырех основных разновидностях, называемых книжными стилями,а именно: научный, официально-деловой, публицистический и художественный стили. (Подробно о стилях – см. в Лекции 8 «Функциональные стили русского языка»).

С лингвистической точки зрения можно выделить некоторые языковые особенности, характерные для книжной (письменной) и разговорной (преимущественно устной) речи. Рассмотрим особенности книжной речи в сопоставлении с разговорной формой.

  Для книжнойречи характерны:     Для разговорной речи характерны:  
конструкции с союзом без – «без такого журнала», «без такого понимания» такие конструкции использу­ются в три раза реже; заменя­ются конструкциями «если не будет такого журнала», «если нет такого понимания»
конструкции «при соответ­ствующих условиях» практически отсутствуют  
деепричастные обороты с условным значением: «борясь в одиночку, невоз­можно добиться цели» практически отсутствуют  
сложноподчиненные пред­ложения с союзом если в 1,5 раза больше
сложноподчиненные пред­ложения с союзами оттого что, поскольку, ибо не используются
конструкции по требованию, по предло-жению, в связи с в 2,5 раза меньше  
согласованные определения и приложения с союзом как: «как редактор он ответил на вопросы корреспондентов» не используются
конструкции со словами вследствие, в результате, по причине… использу­ются намного реже; заменя­ются придаточными
конструкции не только…, но и...; как…, так и …; в то время как; если…, то… не используются
причастные обороты заменя­ются придаточными
используются реже риторические вопросы
используются реже лексические, синтаксические повторы


3.2. Человека, знающего орфографию, не допускающего оши­бок при письме, называют грамотным. Однако грамотным считается не тот, кто знает, как писать все существующие в языке слова, а тот, кто умеет пользоваться правилами, слова­рями и справочниками, способен объяснить написание слова.

Всеобщее распространение письменности требует, чтобы законами орфографии овладел каждый. На вопрос, зачем нужно грамотно писать, каждый находит приемлемый для се­бя ответ. Для одного грамотное письмо – это залог успешной карьеры; для другого – это дело престижа, если он привык не допускать ошибок во всём, что делает; третий овладевает пра­вописанием, потому что этому учат в школе. Орфография – это, кроме всего, ещё и часть русской культуры. Обладающий языковым чутьём более восприимчив и ко всей культуре. За безграмотным письмом скрывается неуважение к своему на­роду, его традициям и культуре в целом.

В основе орфографической системы лежат условные дого­ворённости о том, как правильно писать слова. Законы орфографии называются орфографическими принципами. Принципы орфографии– это идеи, которые лежат в основе правил правописания кон­кретного языка..

Ведущим в русском письме является морфологический принцип.Он заключается в единообразном написании слов и частей слов (морфем). Единообразие в написании значимых частей слова достигается тем, что в одной и той же части сло­ва пишутся преимущественно одни и те же буквы, независимо от произношения: куб [п] – куба [б]; сапог [к] – в сапоге; отдалённый – даль; сбежать, сделать. Морфологический принцип позволяет опознавать родственные по значению и одинаковые по структуре слова.

При максимальном соответствии звукового и графическо­го облика слова (т. е. слово пишется, как слышится) принято говорить о фонетическом принципе.В орфографических системах других языков, где слово пишется максимально при­ближенно к его произношению, фонетический принцип явля­ется ведущим. В русском правописании данный орфографиче­ский принцип представлен частично. В соответствии с фонетическим принципом в русском языке пишутся пристав­ки на -з; -с (безголосый, безвластный; использованный, ис­тёкший) и начальная корневая буква ы после исконно русских приставок на твёрдый согласный (обыск, сыщик).

Правописание приставок на -з, -с – единственное в рус­ской орфографии правило, основанное на фонетическом прин­ципе и последовательно соблюдающее этот принцип. Чтобы не делать ошибок на эту орфограмму, нужно: 1) различать границу разделения приставки и корня; 2) различать звонкость/глухость первого корневого согласного.

Фонетический принцип определяет написание буквы ы, которая пишется в начале корня после приставок на согласные (интересный – безынтересный; история — предыстория), но после таких приставок, как меж-, сверх- и некоторых ино­язычных приставок сохраняется буква и. Так, написание слов предынфарктный и постинфарктный; предынкубационный и постинкубаци-онный; предымпрессионистский и постимрессионистский регулируются различными орфографическими принципами. Написание буквы после приставок на твёрдый согласный соответствует фонетическому принципу: буква ы обозначает твёрдость предшествующего согласного звука. Написание и после иноязычной приставки отражает морфоло­гический принцип орфографии. Сохранение графического об­лика корня помогает читающему и пишущему быстрее и точ­нее опознавать его в слове с более сложным составом.

Традиционный принциппредполагает большой разрыв, несоответствие между написанием и произношением слова. Написания слов и морфем, подчиняющиеся этому принципу, следует запомнить. В русском языке традиционный принцип присутствует в написании окончаний прилагательных и слов, изменяющихся, как прилагательные {красивого, третьего, которого), в наличии/отсутствии буквы ь на конце наречий и частиц (вскачь, замуж, лишь, уж).

Орфографическую систему русского языка определяет не один принцип, а совокупность нескольких при доминирова­нии одного – морфологического.

Написание слов определяется орфографической нормой. Орфографическая норма – разновидность языковой (речевой) нормы, исторически сложившееся и теоретически осмыслен­ное оформление слова на письме.

Основной единицей орфографии как прикладного раздела языкознания является орфограмма – такой элемент графиче­ского оформления слова, при написании которого пишущий должен сделать выбор на основании существующего правила. С другой стороны, орфограмма – это совокупность, группи­ровка написаний, подчиняющихся одному правилу. По тради­ционной программе школьного курса русского языка изучает­ся 70 орфограмм.

Орфографические правила невозможно применять, если не владеешь теоретическими знаниями по грамматике русско­го языка. При выборе буквы или способа графического оформления слова (слитно, раздельно или через дефис; с про­писной или строчной буквы) важно учитывать следующие моменты:

– в какой части слова встретилась орфограмма;

– к какой части речи относится слово;

– в какой форме стоит слово, каково лексическое значение этого слова;

– как образовано данное слово.

Эти сведения заключены в таких разделах языкознания, как морфемика, морфология, лексикология, словообразование. Почти все правила русской орфографии имеют исключе­ния – слова, пишущиеся вразрез с предписанием, выражаю­щим основную закономерность. Чем больше слов-исключений (написание которых не соответствует правилу) существует в рамках орфограммы, тем сложнее усваивается и само правило.

Изучение орфографии взрослыми имеет свои психологи­ческие основы и специфику. Прежде всего, взрослые люди мо­гут иметь более сильную и осознанную мотивацию, чем дети. Чётко сформулированная цель, например такая, как овладение грамотным письмом, достигается более успешно и быстро, чем это происходит у школьников. При изучении орфографии для взрослого очень важно преодолеть страх перед письменной речью. Для усовершенствования усвоенных в школьном курсе русского языка навыков письма повторяющий орфографию должен осмыслить многие знакомые написания и приобрести уверенность в собственных силах.

Современное состояние русского правописания таково, что пишущий должен обладать хорошей памятью. Нужно знать (и, конечно, уметь применять) больше ста орфографиче­ских правил, а также помнить большое количество исключе­ний и слов, написание которых не подлежит регламентации правилами, – это так называемые словарные слова.

Умение пользоваться орфографическим словарём – одно из преимуществ грамотного человека. Не нужно стесняться, если вы не знаете, как пишется то или иное слово, – обратитесь к словарям.

Обращаясь к словарю, следует представить все возможные варианты графического оформления слова, имея в виду, что в орфографическом словаре слова расположены в алфа­витном порядке (в этой связи можно вспомнить анекдот о Во­вочке, который не знал, как написать в объявлении слово вторник, а в словаре на букву ф он нашел только слова фуфайка и футбол).

Если нужного слова в словаре не оказалось, значит, требуется словарь с большим объёмом слов. Следует иметь в виду, что существуют орфографические словари, содержащие слова на одну орфограмму. Это словари «Прописная или строчная», «Слитно или раздельно», «Одна и две буквы », «Слова с удвоенными согласными» и другие.

3.3. Под пунктуациейпринято понимать, с одной стороны, систему графических неалфавитных, знаков (знаков препинания), а с другой стороны, систему правил, в которых описываются современные нормы пунктуационного оформления письменного текста.

Некоторые ученые полагают, что система пунктуационных знаков возникла в глубокой древности и в некотором роде стихийно. Первые следы пунктуации относятся к III – II векам до н. э. Изучение древнейших рукописей потребовало определенной культуры общения с текстами. Впервые знаки препинания были использованы Аристофаном Византийским, который употребил их в гомеровских текстах. Теорию пунк­туации предложил один из представителей александрийской школы – Дионисий Фракийский, выделивший три основных знака препинания: точку как знак законченной мысли, среднюю точку «для отдыха», малую точку как знак мысли, еще не законченной, нуждающейся в продолжении.

Исследования берестяных грамот Великого Новгорода показали, что в текстах использовались различные комбинации точек или другие знаки в виде креста или «змейки». Любопытно, что указанные знаки обнаруживались лишь в текстах, которые были рассчитаны в большей степени на чтение вслух (перечни повинностей, долгов или церковные записи). Первыми были знаки не письменной, а устной речи, так как ораторское искусство относится к области говорения, а не писания. Решающим в развитии пунктуации явилось изобретение книгопечатания. Первым знаком препинания в русских текстах был, вероятно, пробел между словами (XVI век).

В современных печатных текстах наблюдается разнообразное использование пунктуационных знаков и графических средств (курсив, разрядка, шрифти др.), которые составляют единую пунктуационно-графическую систему русского языка. Современную пунктуацию можно рассматривать как систему с центром и периферией. Центр составляют так называемые ядерные знаки препинания, которые организованы на основе функций: отделение (одиночные знаки) – выделение (парные знаки). Например, в предложении точка, вопроси­тельный или восклицательный знаки, многоточие, запятая, точка с запятой обладают общей функцией отделения, а двойные запятые, скобки, кавычки выделяют в предложении какой-либо компонент. В тексте мы можем выделить и другие функции пунктуационно-графических средств. Например, выделение слова или части текста особым шрифтом или подчеркиванием свидетельствует о важности в смысловом отношении выделенных компонентов.

Таким образом, основной функцией пунктуации является смысловое членение речи. Пунктуационная норма регулирует и контролирует речевое поведение носителя языка. По отношению к пунктуационной норме такой параметр оценки, как правильно – неправильно, имеет во многом субъективный характер: неправильно то, что непонятно, или то, что вызывает разное толкование. Это обстоятельство должно учитываться пишущим: он должен определенным образом защитить свой текст от непонимания, т. е. должен представлять те трудности, которые могут возникнуть при восприятии.

Непреднамеренные отступления от нормы, как правило, квалифицируются как ошибки.Они появляются обычно по причине недостаточной языковой компетенции пишущего и могут быть определены как «неосвоенная норма». Что касается преднамеренных отступлений, то они различаются не только сферой, но и задачами использования. К числу преднамеренных отступлений относится так называемая нерегламентированная и авторская пунктуация.

В современном русском языке значительно возросло количество знаков в тексте. Но то, что в предложении строго нормировано, в тексте получает определенную свободу выбора и интерпретации. Пишущий выбирает наиболее выразительный по функциональному назначению знак (так, например, тире представляется в общепринятом понимании более сильным знаком по сравнению с запятой или двоеточием).

К нерегламентированной пунктуации (не закрепленной действующими правилами, представляющей собой разнообразные отклонения от общих норм и существующей наряду с регламентируемой) относятся прежде всего пунктуационно-графические средства, употребление которых обусловлено внутренними свойствами текста и коммуникативными задачами автора.

В заключение отметим, что нетрадиционное употребление знаков препинания, как это ни парадоксально, опирается именно на традицию, исходную норму, так как любое отступление от правила – с целью создания дополнительной экспрессии или особой интонации речи – предполагает знание самого правила.

Справочник по орфографии и пунктуации нужно иметь дома. В продаже всегда можно найти справочники Д. Э. Розенталя или И. Б. Голуб, в частности, можно порекомендовать «Справочник по правописанию и литературной правке» (М., 2003).

Список использованной литературы:

Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. Ростов н/Д., 2001.

Культура русской речи. Учебник для вузов / Под ред. проф. Л. К. Граудиной и проф. Е. Н. Ширяева. М., 2000.

Основы культуры речи и риторики. http://www.mediaterra.ru/rhetoric/02_1.htm

Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов /А. И. Дунев, М. Я. Дымарский, А. Ю. Кожевников и др. / Под ред. В. Д. Черняк. СПб., 2002.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите основные формы существования речи.

2. По каким критериям различаются устная и письменная формы речи?

3. По какому принципу готовится устное публичное выступление?

4. Назовите главные признаки разговорной речи.

5. Почему разговорная речь некоторыми исследователями определяется как самостоятельная языковая система?

6. Перечислите разновидности устной речи по характеру смены позиции и по степени подготовленности.

7. Что такое агональность?

8. Как соотносятся коммуникативные качества речи с максимами Грайса?

9. Перечислите примеры отличий письменной (книжной) речи от устной с точки зрения употребления языковых средств.

10. Какой принцип орфографии является ведущим в русском языке?

11. Что подразумевается под «нерегламентированной» пунктуацией?

12. В каких справочниках следует искать правила орфографии и пунктуации?

Лекция 11

Наши рекомендации