Тема «нормы современного литературного языка»
Вариант 1
I. Акцентологические нормы.
Расставьте ударения в словах:
Алкоголь, атлас, аристократия, балованный, баржа, втридорога, высоко, включить, добыча, договор, досуг, жалюзи, заржаветь, звонит, заклеить, индустрия, каталог, квартал, красивее, кулинария, мышление, намерение, некролог, нефтепровод.
II. Словообразование (нормы образования слов)
Найдите и исправьте ошибки, вызванные нарушением словообразовательных норм.
1) Завесьте мне, пожалуйста, килограмм сметаны.
2)Ко мне приехали родственники из Тобольска. Говорят, что они коренные тобольчане.
3)Сейчас пожарю по-быстрому картошку.
4) Обождите, я разменяю деньги.
5) Моя сестра пошила себе шикарное платье.
III. Морфология (нормы образования форм слова)
1. Определите род существительных:
авокадо, коммюнике, жюри, неряха, врач, УГППУ, шампунь, Сочи, шоссе, кашне, кофе, портье, рояль, боа, жалюзи
2. Образуйте форму родительного падежа множественного числа слов: ананас, ботинок, блюдце, банан, бутс, авокадо, баклажан, басня, джинсы, дела, татары
3. Образуйте форму именительного падежа множественного числа слов:
бухгалтер, редактор, шофер, лектор, выбор, адрес, доктор, отпуск, катер, мастер
4. Образуйте повелительное наклонение I л. ед. ч. глагола. Образец: написать – напиши.
ездить, клеить, махать, напоить, оформить, выбежать
5. Найдите и исправьте ошибки, вызванные нарушением морфологических норм:
1) Дед принес с охоты семеро лис, маме на шубу.
2) Еще один пример о несбывшихся надеждах.
3) Мои сестры совсем разные характерами.
4) В сочинении школьники писали о летних отдыхах.
5) Сегодня вечером я постираюсь.
IV. Лексика (нормы употребления слов в зависимости от значения).
а) Объясните значение иноязычных: слов одним из известных вам способов (логическим, синонимическим и т. п. б) Составьте с каждым из них предложения.
адаптация, ассигнования, виртуальный, девальвация, толерантность, мизантроп.
V. Синтаксис (нормы построения предложения) Найдите и исправьте ошибки, вызванные нарушением синтаксических норм.
1) Ради своей цели человек делает много ошибок и жертв.
2) Теперь Наташа мечтала о счастливой жизни, и как у нее будет много детей.
3) Никакого разговора о прогрессе не могло быть и речи.
4) Нельзя осуждать ее, каким образом ей достались деньги.
5) Прочитав этот рассказ создается впечатление, что Куприн сам был шахтером.
Вариант 2
I. Акцентологические нормы.
Расставьте ударения в словах:
Нормировать, обеспечение, облегчить, откупорить, осведомиться, просмотровый, пуловер, свекла, сажень, симметрия, сироты, творог, таможня, упрочение, убыстрить, украинский, умерший, феномен, ходатайство, цемент, шофёр, щавель, эксперт
II. Словообразование (нормы образования слов)
Найдите и исправьте ошибки, вызванные нарушением словообразовательных норм.
1) Лекарство предназначено для лечения нервенных болезней.
2) Жители Владимира называются владимирчанами.
3) Сегодня мама будет стираться.
4) Замерьте мне три метра ткани.
5) Некоторые студенты регулярно запаздывают на занятия.
III.Морфология (нормы образования форм слова)
1. Определите род существительных:
Батуми, табло, тюль, трюмо, авеню, фойе, ООН, атташе, кенгуру, бра, киви, фламинго, мозоль, бездарь, задира
2. Образуйте формы родительного падежа множественного числа слов:
мандарины, песни, кеды, валенки, грек, кухня, места, шпроты, туфли, полотенце, башкиры
3. Образуйте форму именительного падежа множественного числа слов:
директор, катер, сторож, трактор, выпуск, ректор, инженер, повар, тренер, профессор
4. Образуйте повелительное наклонение 1л. ед. ч. глагола. Образец: написать – напиши.
надоить, примерить, расчистить, положить, выкроить, взвесить
5. Найдите и исправьте ошибки, вызванные нарушением морфологических норм:
1) Осторожно, раскаленное масло обожгет руку.
2) Мы сплотим за проезд позже.
3) На перроне сестра махает мне рукой,
4) Национализм – самый жесточайший бич общества.
5) Герой застреливает себя.
IV. Лексика (нормы употребления слов в зависимости от
значения).
а) Объясните значение иноязычных слов одним из известных вам способов (логическим, синонимическим и т. п. б) Составьте с каждым из них предложения.
адаптироваться, аналог, догматизм, генезис, дивиденды, диссидент, маркетинг.
V.Синтаксис (нормы построения предложения) Найдите и исправьте ошибки, вызванные нарушением синтаксических норм.
1) Большинство населения страны были неграмотны.
2) И каждый раз, задумавшись, у него появлялись мысли о новой работе.
3) Большая часть прогнозов политиков, экономистов, ученых носят пессимистический характер.
4) Невольно возникает вопрос, что может ли быть две правды.
5 ) Общество потеряло веру в будущее, стремление быть на кого-то похожим.
Вариант 3
I. Акцентологические нормы.
1) Расставьте ударения в словах:
дремота, знамение, кремень, приданое, диоптрия, багроветь, закупоривать, ржаветь, облегчить, намерение, газопровод, договор, досуг, знамение, изобретение, кремень, ломоть, мусоропровод, мышление, пиала, приданое, свекла, статуя, ходатайство, щавель
2) Объясните значение слов с разными ударениями:
характерный – характерный, броня – броня, склонен – склонен, морщить –морщить, атлас – атлас
3) Установите особенности произношения данных слов и запишите их
транскрипцию:
безнадежный, блеклый, гренадер, никчемный, облекший, булочная, подсвечник, непорядочный, конечно, скучно, безе, деликатес, термос, фланель, фанера, сейф, альтернатива, атеизм, шинель, темп, деканат, ароматный, бокал, досье, зоолог, оратор, браться, боится, просятся, учатся, смотрится, большевистский, коммунизм, капитализм
II. Словообразование (нормы образования слов)
Образуйте все возможные краткие формы и простые формы степеней сравнения; расставьте ударения:
лиловый, полный, красивый, острый, круглый тяжелый, белый, дорогой, смешной
III. Морфология (нормы образования форм слова)
Образуйте родительный падеж и расставьте ударения:
бант, дверь, гуляш, гусь, клок, амперы, гусары, румыны, гольфы
IV. Лексика (нормы употребления слов в зависимости от значения).
1.) Объясните значение следующих слов иноязычного происхождения:
альянс, альтернатива, геноцид, интеграция, диссидент, элита
2.) Определите уместность использования иноязычной лексики. Исправьте предложения, если нужно, произведите синонимические замены:
1)На последних соревнованиях заводская футбольная команда потерпела полное
фиаско.
2) Новый сезон открывает хорошие перспективы дальнейшей эволюции в области спортивной работы. ,
3.) Из поставленных в скобки слов выберите нужный вариант:
Отмеченные признаки данного явления (разнородны, гетерогенны)
V. Синтаксис (нормы построения предложения). Найдите и исправьте ошибки, вызванные нарушением лексических и синтаксических норм. Объясните, в чем заключаются ошибки.
1) Чистота улиц в целом от этого не прогрессировала.
2) Ожидается очень грандиозная акция.
3) Все дети страшно обрадовались новому мультфильму.
4) Любой человек бывает малость грубоват, хотя должен следить за собой.
5) Здесь человека берут в такой оборот, что он поет прощальную лебединую
песню.
6) Столичные шофера гудели на свадьбе.
8) Не успел он из дому выйти, как в него вошел Кузнецов.
9) Могу поддержать любую беседу не потому, что я полиглотка, а потому,
что умею вставить в разговор две три фразы по теме.
10) Вы неглупая, надежная, одарена внешностью.
11) Очень стихи выразительно читает он.
12) Многие читатели нашей газеты уделяют огромное внимание на рубрику
«Мир глазами путешественника».
13) Через год, будучи слепым и глухим, его привели к царю.
14) Согласно полицейского протокола водитель был оштрафован.
15) Я считаю, что учитывая наши традиции, учитывая проблемы настоящего периода, учитывая идущие реформы, нам надо вводить президентство.
16) Давайте сначала установим причину полноты, а затем подберем
гомеопатические или другие средства лечений.
Вариант 4
I. Акцентологические нормы.
1)Расставьте ударения в словах:
газопровод, договор, апостроф, созыв, диспансер, статуя, иконопись, пиала, апокриф, бюрократия, гастрономия, диоптрия, значимость, каучук, ломота, мытарство, пасквиль, похороны, средства, усугубить, упрочение, феерия, феномен, дремота, мышление
2.) Объясните значения слов с разными ударениями:
лоскут – лоскут, языковый – языковой, видение – видение, клубы – клубы, мокрота –мокрота
3.) Установите особенности произношения данных слов и запишите их транскрипцию:
одновременный, одноименный, поблекший, предрекший, преемник, молочный, нарочно, пустячный, сливочный, яичница, бактерия, музей, кодекс, крейсер, синтез, модель, ноктюрн, поет, вето, болеро, диспансер, термин, депо, ректор, турне, собираться, верится, учатся, держится, домарксистский, социализм, патриотизм
II. Словообразование (нормы образования слов)
Образуйте все возможные краткие формы и простые формы степеней сравнения; расставьте ударения:
белый, естественный, красивый, красный, ясный, четкий, смелый, тяжелый, хитрый.
III. Морфология (нормы образования форм слова)
Образуйте родительный падеж и расставьте ударения:
бинт, герб, жезл, ксендз, торт, чулки, солдаты, лампасы, лимоны
IV. Лексика (нормы употребления слов в зависимости от значения).
1.) Объясните значение следующих слов иноязычного происхождения:
адаптация, догматизм, инсинуация, интеграция, манипуляция, суверенитет
2.) Определите уместность использования иноязычной лексики. Исправьте предложения, если нужно, произведите синонимические замены:
1) Среди собравшихся превалировали представители молодежи.
2) Девушка конфиденциально призналась подругам, что переменила имя
Катя на Кармен, потому что последнее импонирует ее внешности.
3) Из поставленных в скобки слов выберите нужный вариант:
Достижение этой гуманистической цели (не лимитируется, не ограничивается) ни состоянием науки и техники, ни (ресурсами, возможностями, запасами) труда и средств
V. Синтаксис (нормы построения предложения). Найдите и исправьте ошибки, вызванные нарушением лексических и синтаксических норм. Объясните, в чем заключаются ошибки.
1) Его ностальгия заела или зов бизнеса позвал.
2) Обывателей и страстно интересующихся в салоне дефилировало
предостаточно.
3) Все так же многие плюют на популярность.
4) Стоянка машин около Дома печати состоялась благодаря разрешению
администрации.
5) К такой мебели подходит только такой натюрморт одежды.
6) Тогда в дело вступали тренера и мастера боя, отдававшие рабам приказы
подстегнуть бичами или прижечь раскаленным железом недостаточно
ретивых.
7) Я поехал к ней, но у нее ее не было.
8) Погода была чудесна, прекрасна, солнечная, ясная, совсем без дождей,
без ветра.
9) Совсем недавно я купила очень красивую бра
10) Промокнувший до нитки мальчик добежал наконец до дома.
11) Он очень вел себя плохо на уроке снова.
12) Заведующий больницы встретил нас «прохладно».
13) Читая этот рассказ, создается впечатление, что Куприн сам был шахтером.
14) На этот вечер смогли приехать престарелые люди со всех районов города.
15) Вся в грязи «Жигули» остановилась.
Вариант 5
I. Акцентологические нормы.
1)Расставьте ударения в словах:
баловать, кашлянуть, лиловеть, принудить, намерение, феномен, дремота, созыв, искра, недуг, асимметрия, бензопровод, вероисповедание, ветеринария, бунгало, генезис, гренадер, диспансер, догмат, жизнеобеспечение, камбала, каталог, квартал, некролог, нефтепровод.
2.) Объясните значения слов с разными ударениями:
кредит – кредит, бронировать – бронировать, погруженный – погружённый, клубы – клубы, ирис – ирис.
3.) Установите особенности произношения данных слов и запишите их транскрипцию:
подсекший, разновременность, расседланный, местоименный, белесый, прачечная, молочница, Ильинична, скворечник, беспорядочный, депрессия, кратер, кредо, критерий, экстерн, тореадор, трио, шоссе, поэтесса, сонет, академия, тенденция, музей, тембр, Одесса, тезис, бороться, мечтается, решаются, говорится, реваншистский, марксизм, ревизионизм.
II. Словообразование (нормы образования слов)
Образуйте все возможные краткие формы и простые формы степеней сравнения; расставьте ударения:
красивый, смешной, хитрый, здоровый, лиловый, круглый, полный, дорогой, естественный
III. Морфология (нормы образования форм слова)
Образуйте формы прошедшего времени (ж.р. и мн.ч.) и расставьте
ударения:
быть, выть, вить, взвиться, злиться, знать, пить, слыть
IV. Лексика (нормы употребления слов в зависимости от значения).
1.) Объясните значение следующих слов иноязычного происхождения:
антипод, беспрецедентный, брифинг, интенсификация, мораторий, статус-кво.
2.) Определите уместность использования иноязычной лексики. Исправьте предложения, если нужно, произведите синонимические замены:
1)Профсоюзы делают сильный акцент на культмассовую работу.
2)Идентичное решение было принято студентами второй группы.
3.) Из поставленных в скобки слов выберите нужный вариант:
(Профилактическое, предупреждающее) влияние новых лекарственных средств еще более разительно.
V. Синтаксис (нормы построения предложения). Найдите и исправьте ошибки, вызванные нарушением лексических и синтаксических норм. Объясните, в чем заключаются ошибки.
1)В XII веке общая культура народа Руси находилась на высокой
степени развития.
2) На собрании присутствовали все пайщики паевого общества.
3) По-прежнему ненавидят облаченных властью.
4) Не обращая ни на что вокруг, он начал говорить.
5) Он знает очень много интересного и очень понятливо рассказывает.
6) Среди приглашенных были профессоры, ученые, коммерсанты,
банкиры.
7) Тепло в основном уходит через окно, поэтому определите его
оптимальные размеры.
8) Наша группа была общительная, сплоченная, дружна, словом.
9) Вслед уходящему поезду провожающие махают руками.
10) Мне не хватает только стакана крепкого чаю.
11) Новую дали почитать книгу мне.
12)Все эти мероприятия рассчитаны на благо природе.
13) Прочитав о боях, мне сразу же представилась эта картина.
14) Эти символы мы унаследовали до самых истоков человечества.
15) В Питере, на Пушкинской улице, живут две американских девушек.
Вариант 6
I. Акцентологические нормы.
1)Расставьте ударения в словах:
мусоропровод, ракурс, мытарство, откупорить, уведомить, заржаветь, заиндеветь, ломоть, упрочение, диалог, игрище, искра, кладовая, колосс, недуг, партер, премирование, пурпур, путепровод, ракурс, столяр, толика, узаконение, фарфор, христианин, экслибрис
2.) Объясните значение слов с разными ударениями:
угольный – угольный, видение – видение,острота – острота, лавровый – лавровый, трусить – трусить
3.) Установите особенности произношения данных слов и запишите их транскрипцию:
старьевщик, острие, маневр, атлет, бытие, войлочный, будничный, девичник, селедочница, горчичник, патетика, патент, орхидея, одесский, сессия, оазис, поэзия, роман, сомбреро, хаос, протекция, туннель, тенденция, антенна, майна, видеться, несется, смеются, сторонится, ревизионистский, империализм, экзистенциализм
II. Словообразование (нормы образования слов)
Образуйте все возможные краткие формы и простые формы степеней сравнения; расставьте ударения:
искусственный, изолированный, красивый, старый, глупый, плохой, здоровый, смелый, четкий
III. Морфология (нормы образования форм слова)
Образуйте формы прошедшего времени (ж.р. и мн.ч.) и расставьте
ударения:
спать, драться, сорваться, гнить, гнать, ткать, знаться, лить.
IV. Лексика (нормы употребления слов в зависимости от значения).
1.) Объясните значение следующих слов иноязычного происхождения:
апартеид, гегемонизм, декларация, конфронтация, пакт, спонсор.
2.) Определите уместность использования иноязычной лексики. Исправьте предложения, если нужно, произведите синонимические замены:
1)В качестве свидетелей на суде фигурировали самые разнообразные
люди
2) Никакие резоны не действовали на упрямого спорщика, и никакие
аргументы не могли его переубедить
3.) Из поставленных в скобки слов выберите нужный вариант:
Сорта новых культур более (константны, устойчивы), то есть они лучше (передают, трансформируют) потомству такие свойства, как урожайность, величина плода, вкусовые качества.
V. Синтаксис (нормы построения предложения). Найдите и исправьте ошибки, вызванные нарушением лексических и синтаксических норм. Объясните, в чем заключаются ошибки.
1)Новое вещество является естественным, так как оно создано из смолы камфарного дерева.
2) В этом отделе находятся научные монографии по физике, математике, юриспруденции.
3) Как только актер появился на сцене, публика устроила ему настоящий бенефис.
4) Членов правительства нельзя будет призывать к уголовной ответственности.
5) Издавать они стали мало и плохо, толстые журналы полетели быстренько в трубу.
6) Спортивные лагери расположены недалеко от города.
7) Многие ученики говорят, что новый учитель более добрее старого.
8) Малыш упал, но встав с колен, он побежал дальше.
9) Актеры играли на подмостке, установленной на центральной площади.
10) Новая бухгалтерша приступит к работе с понедельника.
11) Ты не встретила в театре одноклассников разве?
12) Уделите внимание на здоровье.
13) Как приятно знать, что придя домой после школы, котенок встретит
меня радостным мяуканьем.
14) Приехав с Москвы, он расположился у родственников в центре
города.
15) Ряд рижских школ точно будут бастовать.
Вариант 7
I. Акцентологические нормы.
1)Расставьте ударения в словах:
анатом, агентство, баловать, благоприобретение, генезис, красивее, досуг, исповедание, каталог, одновременно, премировать, призыв, псевдоним, квартал, километр, украинец, упомянуть, усугубить, эксперт, экспорт, эскорт.
2.) Объясните значения слов с разными ударениями:
вязанка – вязанка, угольный – угольный, характерный – характерный, трусить –трусить, кредит – кредит.
3.) Установите особенности произношения данных слов и запишите их транскрипцию:
опека, затекший, хребет, острие, планер, перечница, гречневый, к шапочному разбору, спичечный, непорядочный, терапевт, тест, фланель, тезис, штемпель, шоссейный, детектив, полонез, бассейн, трек, портфель, соната, фойе, коттедж, бордо, драться, бьется, умываются, добивается, антифашистский, импрессионизм, модернизм
II. Словообразование (нормы образования слов)
Образуйте все возможные краткие формы и простые формы степеней сравнения; расставьте ударения:
здоровый, красный, красивый, полный, тяжелый, смешной, хитрый, лиловый.
III. Морфология (нормы образования форм слова)
Образуйте формы родительного падежа и расставьте ударения:
апельсины, армяне, ботинки, гектары, граммы, грузины, киргизы, килограммы, комментаторы.
IV. Лексика (нормы употребления слов в зависимости от значения).
1.) Объясните значение следующих слов иноязычного происхождения:
ландшафт, марево, маринист, нивелировать, клише, беллетристка.
2.) Определите уместность использования иноязычной лексики. Исправьте предложения, если нужно, произведите синонимические замены:
1)Многие дореволюционные интеллигенты, считавшие себя либералами,
относились индифферентно к вопросам религии.
2) Пассажиры отдыхали на парусиновых шезлонгах на палубе комфортабельного
лайнера.
3.) Из поставленных в скобки слов выберите нужный вариант:В изображении характера должна быть (преобладающая, доминирующая) черта, которую и должен (гипостазировать, сделать самодовлеющей) (писатель, автор)
V. Синтаксис (нормы построения предложения). Найдите и исправьте ошибки, вызванные нарушением лексических и синтаксических норм. Объясните, в чем заключаются ошибки.
1) Большая половина игры уже прошла.
2) Этот актер уже давно заслужил славу зрителей.
3) Особенный интерес ученики проявили к выставке школьных поделок.
4) Многие были в состоянии решить проблемы и оказались на краю бедности.
5) Ученики дважды прослушали беседу о творчестве И.Бунина.
6) Каждый ученик высказал свое кредо.
7) В образе Игоря («Слово о полку Игореве») отличается беззаветная храбрость, воинский пыл.
8) От матери Бунина исходил своеобразный культ Пушкина.
9) Внеклассная работа играет положительное значение в развитии детей.
10) Я не верю политику, который красиво фразы сыпет бисером.
11) Взгляд у него не то умоляющий, не то серьезный, не то возмутительный.
12) Артист завоевал признательность зрителей.
13) Моя жизнь в этом году наполнена заботами о заканчивании школы.
14) О моей автобиографии я уже рассказывал во вступительной статье.
15) Между природой и человеком уже не существует существенной разницы.