Разведка льда корпусом
В сложных ледовых условиях, при отсутствии видимости или невозможности в силу технических, погодных или иных причин провести ледовую авиаразведку, капитаны ледоколов прибегают ктак называемой разведке льда корпусом.
Разведку корпусом выполняют с целью определения проходимости льда на непротяженных участках ледовой трассы или при проходе перемычек сплоченного льда. Применение этой разведки целесообразно в том случае, если имеется возможность оставить караван на некоторое время без ледокола, не опасаясь за его безопасность (на кромке льда, на разводьях или в местах естественных укрытий). Подойдя к участку, проходимость которого вызывает сомнение, караван останавливается, а ледокол корпусом преодолевает сомнительный участок. По результатам разведки делают вывод о проходимости льда. Если участок проходим, то в зависимости от его сложности сразу решается вопрос о способе проводки каравана (весь караван сразу, по одному судну или на буксире) и ледокол продолжает проводку. Если по результатам разведки окажется, что лед непроходим, то караван останавливается в безопасном месте до улучшения ледовой обстановки.
Достоинством метода разведки корпусом является его наглядность и ощутимость. Капитан ледокола получает точную информацию о проходимости льда на данном участке и сразу решает вопрос о составе и способе проводки каравана. Ледовая разведка корпусом позволяет избежать заводки каравана в непроходимый лед (что не всегда удается при других видах ледовой разведки).
Недостатки метода: неизбежна остановка каравана, иногда на длительное время; разведка проводится на небольшом расстоянии от каравана (примерно 10 миль).
До подхода к кромке льда капитан ледокола уменьшает ход, а затем останавливает караван на чистой воде, затем проводит разведку и выбирает наиболее безопасное место для ввода каравана в лед. Караван вводится в лед малым ходом. Канал должен быть прямым, первый поворот во льду ледокол может сделать только после того, как все суда каравана войдут в лед,подтянутся на заданную дистанцию и караван начнет нормальное движение. После этого ледокол может увеличивать ход. При вводе судов в лед через наветренную кромку, состоящую из крупнобитого льда, ледокол вначале разбивает этот лед на некотором пространстве, а затем заводит суда в лед по одному. Если ледовая обстановка тяжелая и вход в лед опасен, караван ложится в дрейф на чистой воде и ожидает улучшения ледовой обстановки.
Основной задачей судна, проводимого в караване, является использование чистого канала, оставшегося за идущим впереди судном, и сохранение назначенной дистанции, для чего судоводителю часто приходится изменять скорость судна. При разнотипности судов в караване и различных ледовых условиях диапазон скорости, на который рассчитан машинный телеграф, может оказаться недостаточным для регулирования скорости движения. В таких случаях судоводители регулируют скорость судна не с помощью машинного телеграфа, а подавая команды в машинное отделение об увеличении или уменьшении частоты вращения двигателя. Для соблюдения дистанции между судами нужно использовать радиолокатор. Судоводитель должен внимательно наблюдать за признаками сближения с судами или их удаления. Например, при сближении с впередиидущим судном появляются одна за другой некоторые детали его надстройки, при удалении они скрываются.
Если судно, несмотря на увеличение скорости, не может сохранять назначенную дистанцию из-за того, что ледокол уходит вперед, капитан судна подает сигнал «Внимание» и сообщает об этом на ледокол. В зависимости от обстановки капитан ледокола принимает решение: либо уменьшить скорость каравана, либо сначала провести суда, которые не отстают, а затем вернуться за отстающим.
Если впередиидущее судно резко теряет скорость, капитану судна, следующего за ним, необходимо предпринять маневр для избежания навала. При этом не всегда можно рассчитывать на то, что, дав полный ход назад, можно вовремя полностью погасить инерцию. Погашая инерцию, необходимо одновременно уклониться в сторону. При этом нужно стараться направить судно в ту сторону, где лед более разрежен.
Если идущий впереди ледокол внезапно застрял в тяжелом льду, нужно немедленно дать полный ход назад и положить руль «право на борт» (при винте правого вращения) или «лево на борт» (при винте левого вращения).
Если судно застряло во льду и ожидает околки, оно должно все время работать двигателями самым малым ходом вперед, чтобы создать за кормой разрежение, предохраняющее винт и руль от заклинивания льдинами.
Во время околки судна ледоколом очень важно не упустить момент ослабления льда при проходе ледокола и, как только корма-ледокола будет проходить мидель-шпангоут судна, надо дать полный ход вперед, в противном случае можно не успеть использовать разрежение льда, созданное ледоколом, и не войти за ним в канал.
Если проводка судов осуществляется в условиях ограниченной видимости, то суда каравана должны включать носовые и кормовые прожекторы и лампы для освещения льда, однако так, чтобы свет не мешал судоводителю на других судах. Дистанция между судами должна позволять видеть огни впереди и сзади идущих судов.