Эталонные стратегии развития бизнеса
Власть и влияние
Власть необходима для успешной деятельности любой организации.
Власть в организации - это ограниченное право использовать экономические ресурсы организации и направлять усилия коллектива организации или его части на выполнение заданий, миссии и достижение целей организации.
Обязательным элементом любой власти, одним из определяющих ее свойств, является влияние.
Влияние - поведение человека, изменяющее отношение, поведение и т.п. другого или группы людей. Наиболее яркой характеристикой власти примера является влияние с помощью харизмы.
Харизма - влияние, основанное на свойствах личности руководителя или его способности привлекать сторонников. Ее еще называют референтной властью.
Наиболее широко признанные тактики влияния включают рациональное убеждение (использование логических Доводов, информации и фактических доказательств), воодушевляющие обращения (стимулирование энтузиазма за Счет апеллирования к идеям, ценностям или устремлениям), консультацию (вовлечение объекта в процесс реализации или планирования реализации решения, политики или изменения), заискивание (использование лести, похвалы или услужливого поведения перед тем, как озвучить просьбу), личные обращения (апелляция к чувству дружбы или лояльности во время произнесения просьбы), обмен (предложение обмена материальных или нематериальных благ в ответ), коалиция (намерение добиться подчинения, ища поддержки или претендуя на нее среди вышестоящих или равных), тактики легитимизации (претендование на власть или право обратиться с просьбой, или настаивание на том, что это право вполне обосновано существующей политикой, правилами или традициями) и давление или ассертивность (запугивание объекта с использованием требований, угроз или постоянных напоминаний).
Гарвардский метод ведения переговоров и его эффективность
Четыре шага принципиальных переговоров:
1. Отделить людей от проблемы
2. Сосредоточиться на интересах, а не позициях
3. Изобретать взаимовыгодные варианты
4. Настаивать на использовании объективных критериев
В принципиальных переговорах собеседников побуждают воспринимать как соучастников решения проблемы, а не врагов. Авторы рекомендуют достигать целей переговоров “эффективно и дружелюбно”.
3 стратегии: интересы,принципы, варианты из множества других рассматриваемых вариантов (в том числе был бы лучше наилучшей альтернативы, которая имеется у сторон в случае отсутствия соглашения).
4.Источники власти.
Дж. Френч и Б.Рэйвен выделили следующие формы власти:
Вознаграждение
Лидер обладает ресурсами, необходимыми для вознаграждения последователей
Принуждение
Источник власти - страх (например, потерять работу)
Легитимность
Поведение лидера согласуется с разделяемыми ценностями последователей, поэтому они «передают» лидеру полномочия
Экспертиза
Основа власти - знания и опыт, относящиеся к заданию
Харизма
Черты личности, делающие лидера привлекательным в глазах последователей
Эталонные стратегии развития бизнеса
Стратегии развития бизнеса называют базисными, или эталонными, стратегиями. Они отражают четыре различных подхода к росту предприятия. Все многообразие стратегий, которые используют предприятия, является различными модификациями нескольких базовых, каждая из которых эффективна при определенных условиях и состоянии среды. Выделяют четыре базовые стратегии: 1. Ограниченный рост. Ее выбирает большинство предприятий в сложившихся отраслях со стабильной технологией. Цели развития устанавливаются от «достигнутого» и корректируются при изменении условий. Это самый легкий, наиболее удобный и наименее рискованный способ действий. 2. Рост. Эта стратегия чаще всего применяется в динамичных отраслях с часто меняющейся технологией. Для нее характерно установление ежегодно значительного превышения уровня развития над уровнем предыдущего года. Различают стратегии концентрированного роста по отношению к базовому рынку или продукту и интегрированного роста, которые связаны с расширением предприятия путем добавления новых структур: 1) стратегия усиления позиции на рынке посредством активных действий по продвижению товара, привлечения новых пользователей товаров и т.п.; 2) стратегия развития рынка, заключающаяся в поисках новых рынков для уже производимого продукта; 3) стратегия развития продукта, имеющая целью рост объема продаж за счет организации производства и реализации нового продукта на уже освоенном рынке. 3. Сокращение (стратегия последнего средства). Данная стратегия выбирается предприятием реже всего. Для нее характерно установление целей ниже уровня, достигнутого в предыдущем периоде. К стратегии сокращения прибегают в тех случаях, когда показатели деятельности предприятия приобретают тенденцию к ухудшению и отсутствуют эффективные средства изменения такой ситуации. Выделяется три типа стратегий целенаправленного сокращения: 1) стратегия ликвидации – осуществляется, если предприятие не может вести дальнейший бизнес; 2) стратегия «сбора урожая» ориентирует на получение максимального дохода в краткосрочной перспективе. Эта стратегия применяется по отношению к бесперспективному бизнесу, который не может быть прибыльно продан, но может принести доход во время «сбора урожая» – распродажи имеющихся товаров при максимальном сокращении всех видов затрат; 3) стратегия сокращения – заключается в том, что предприятие закрывает или продает одно из своих подразделений или бизнесов, с тем чтобы осуществить долгосрочное изменение границ ведения бизнеса. 4. Комбинированная стратегия. Представляет собой любое сочетание рассмотренных стратегических альтернатив. Данной стратегии придерживаются, как правило, крупные предприятия, функционирующие в нескольких отраслях.