Восприятие системы освещения в магазине
Организация освещения является важной составляющей системы мерчандайзинга в магазине. Удачное освещение способствует повышению продаж, а неудачное — снижает продажи даже востребованного товара. Люди склонны устремлять свои взгляды на те предметы, которые хорошо освещены и, соответственно, хорошо видны.
У системы освещения магазина есть несколько характеристик.
1. Общий уровень освещенности, который создает настрой и влияет на желание покупателя подойти и рассмотреть товар. Низкий уровень освещенности в помещении в сочетании с точечным освещением отдельных товаров создает камерную обстановку, располагает к неспешности и созерцанию. Так обычно оформляют освещение в ювелирных магазинах, магазинах подарков и сувениров и т. п. Высокий уровень освещенности оказывает на человека возбуждающее действие, вызывает атмосферу праздника, торжества. Он необходим для большинства магазинов, продающих товары массового потребления. Акцентная подсветка выделяет отдельные элементы/витрины и привлекает внимание именно к ним. При недостаточной освещенности покупатели будут стремиться быстрее пройти по магазину, не склонны останавливаться у витрин и рассматривать товар.
2. Цветовые оттенки света. Они делятся на:
· холодные: голубоватые и зеленоватые оттенки света;
· нейтральные: наиболее близки к белому свету;
· теплые: желтоватые, красноватые оттенки света.
Важно, чтобы освещение по своему цветовому оттенку соответствовало общей концепции магазина, дизайну интерьера и специфике товара. В помещении, оформленном в теплых желтых тонах, с отделкой из дерева гармонично будут смотреться теплые, а не холодные оттенки света. С другой стороны, холодные оттенки придают помещению строгий вид и могут создать ощущение беспокойства. Также не рекомендуются холодные оттенки света в косметических магазинах и примерочных магазинов одежды. Они выделяют недостатки и дефекты кожи, что всегда портит настроение покупательниц. Чаще всего оптимальным для магазинов является нейтральный белый свет.
3. Направленность или рассеянность освещения. Рассеянное освещение применяется, когда есть необходимость получить равномерный свет и высокую степень цветопередачи (например, в косметике). Направленное освещение выделяет зоны, оставляя некоторые места без света — и без внимания (например, проходы). Следует избегать случаев контрового света, когда источник освещения находится за торговым оборудованием. Свет бьет в глаза покупателю, а товар становится темным фоном.
4. Способность осветительных ламп к правильной цветопередаче. То есть, чтобы кофточка цвета кофе не оказалась песочной, а розовая колбаса — сероватой. Для всех товаров, в выборе которых цвет играет важную роль, — а таких большинство — необходимо освещение с высоким коэффициентом цветопередачи — 80-100%. При плохой цветопередаче страдают в первую очередь яркие цвета.
Для разных групп товаров существуют рекомендации по организации освещения, помогающие создать наиболее комфортные условия для покупателей и показать товар в выгодном свете в буквальном смысле этого слова:
· хлеб, выпечка, торты — теплые золотистые оттенки света;
· молочные продукты, замороженные товары, рыба — холодные оттенки света подчеркнут охлажденность товара;
· мясопродукты — высокая степень цветопередачи, нейтральный белый свет;
· цветы, овощи, фрукты — высокая цветопередача, свет, близкий по спектру к солнечному, дадут ощущение свежести и сочности;
· одежда и обувь — самая высокая степень цветопередачи, высокий уровень общей освещенности, обязательно акцентное освещение;
· ювелирные магазины — акцентное освещение, множество источников света, различные приемы для разных металлов и камней;
· детские товары, игрушки — высокий уровень общей освещенности, теплые оттенки света;
· магазины бытовой техники — хорошая общая освещенность (холодные оттенки не рекомендуются). Для массовых товаров нейтральный белый свет; для салонов с дорогой техникой — акцентное освещение, возможны холодные оттенки для традиционного в таких случаях стиля хай-тек
Концепция представления товара. Управление продажами
Было бы ошибочным считать, что цель выкладки ограничивается демонстрацией преимуществ товара и совершенствованием его окружения. Выкладка — это не «красивая картинка», а эффективный (подчас единственный) инструмент управления продажами в торговом зале. Ее цель состоит в том, чтобы с помощью методов комбинированного воздействия управлять восприятием потенциальных покупателей; формировать его в направлении, соответствующем целям реализации по объему и структуре товарооборота. Приступать к формированию основной выкладки следует с разработки концепции представления товара.
На сегодняшний день существует несколько основных концепций выкладки товара.
Идейное представление. В основе представления лежит какая-либо идея, например, «Все, что вы можете поставить на полках в кухне». Наиболее часто встречаемый пример — в рамках своей группы упорядочиваются товары одного поставщика или товары, продаваемые под одной маркой.
Группировка по видам и стилям. «Все 100%-ные соки — в одном И отделах, где различия в свойствах товара очень важны для покупателя. (Например, шампуни и средства для ванн для новорожденных и детей старше одного года.)
Выравнивание цен. В самом примитивном случае концепция выравнивания цен выглядит так: «на нижней полке — все по 10 руб.; на средней — по 20 руб.». Чаще концепция выравнивания встречается в виде размещения товаров по возрастанию цен. Например, если одну полку на стеллаже занимают майонезы разных производителей, то в одном конце полки выставлены дешевые, а в другом дорогие. По этому же принципу располагаются товары на соседних полках, и покупатель может выбрать доступный ему по цене товар, находясь у одного конца стеллажа. Это расположение очень привлекает потребителей с низким доходом, размышляющих: «Зачем мне тратить время и рассматривать все это великолепие, если главный фактор для меня — цена?»
Группировка по назначению. «Средства по уходу за волосами — в одном месте, по уходу за ногтями — в другом». «Майонезы — на одном стеллаже, соусы — на следующем». Если такое представление в магазине доминирует, покупатель может не заметить (или исключить из возможностей выбора) товары, размещенные далеко друг от друга.
Респектабельно-специализированное представление. Применяется в основном при выкладке элитных, редких товаров, большей частью продовольственных, и одежды; или в крупных магазинах, делающих упор на широту ассортимента. В продовольственных магазинах респектабельно-специализированную выкладку применяют для того, чтобы показать великолепие и разнообразие предложения продуктов, собранных со всего мира. Так, в кофейных отделах кофе в зернах выставляют в соответствии с сортами и странами произрастания. Аналогичным образом иногда выставляют и вина (вина Франции, Германии, Италии, Испании, Чили, ЮАР, США, Израиля и др.).
Выкладка корпоративным блоком. Если группа товаров одного производителя занимает высокую долю в общем объеме реализации по данной товарной группе (более 5 %), И выкладка блоком не противоречит общей концепции представления товара в магазине, продукцию группируют в корпоративный блок в каждой продуктовой группе.
Корпоративный блок — это место на стеллаже, выделенное и закрепленное под размещение товаров конкретного производителя.
Доказано, что выкладка товаров блоком связана с изменением объемов продаж, привлекает внимание с помощью принципов контраст-
поста и цветового пятна, и увеличивает время пребывания посетителей возле секции. Поэтому выкладка корпоративным блоком выгодна как для производителя, так и для розничного торговца.
При выкладке продукции, размещаемой корпоративным блоком и имеющей упаковку прямоугольной формы или близкой к ней (бакалея, молочные изделия, соки, использующие упаковку «Тетра-Пак»), применяют, как правило, один Из вариантов концепции стены крепости. Согласно этой концепции, расположив наиболее сильные позиции (товары-лидеры) на обоих концах блока, можно привлечь внимание к находящимся в центре менее популярным товарам.
Однако если принять во внимание принцип направленности взгляда и возможность зрительного охвата, можно предположить, что в фокусе окажется не только своя продукция (В), но и продукция конкурентов (.4 и С). Таким образом, лидер будет «вытягивать» обоих соседей .
Тем более эффект привлечения внимания к слабым товарам сомнителен, если все конкуренты придерживаются концепции стены крепости Расположение рядом двух сильных предложений конкурентов может способствовать нарушению принципов традиционного восприятия, усилить когнитивный диссонанс и привести к увеличению времени, затрачиваемого на выбор товара. Поэтому к определению места, которое должен занимать товар-лидер внутри корпоративного блока, следует подходить осторожно. Если все конкуренты — соседи по выкладке приде рживаются схемы «стены крепости», то лучшее положение имеют товары, ведущие борьбу на один фронт, т.( в начале и в конце ряда («А:», «С,»).
Вариантом концепции «стены крепости» является выкладка, при которой сильные марки помещаются в центр блока .Все положительное влияние сильной марки остается в данном случае внутри корпоративного блока.
Постепенное укрепление позиций в центре блока (появление новых сильных позиций или увеличение фейсинга имеющихся) позволит стабилизировать ситуацию, а затем и расширить место на полке, увеличив продажи за счет конкурентов. Одновременно лидеры конкурентов «Л» и «С», размещенные по краям блока, невольно улучшают имидж товаров-аутсайдеров производителя «В».
Выбранная концепция представления товара играет важную роль в создании индивидуальности магазина. Поэтому розничному торговцу следует подумать о возможности разработки собственных концепций, а не следовать традиционным схемам. Главное при разработке собственной концепции выкладки товара — создать удобную систему, которая отвечала бы целям реализации и соответствовала общей концепции представления товара в магазине.
Формируя выкладку товара, необходимо помнить о минимальном изменении интенсивности раздражителя, которое может быть замечено покупателем. Изменение маркетинговых стимулов описано в законе Вебера, согласно которому по мере роста исходной интенсивности раздражителя возрастает и величина необходимых изменений. Это означает, что производителю и розничному торговцу необходимо постоянно совершенствовать методы предложения товара, находить нестандартные решения, чтобы их усилия были замечены потребителем и дали ожидаемый результат.