Библиографический список. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ

И.Е. Воронкова, Н.А. Киселева, Д.М. Коренев

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ

УЧЕБНЫХ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

(ПО ДИСЦИПЛИНАМ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Рекомендовано редакционно-издательским советом ОрелГИЭТ

в качестве учебного пособия для студентов экономических вузов

Орел

Издательство ОрелГИЭТ

УДК 009: 378.147

ББК 60 р 30

В 753

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории

Орловского института экономики и торговли

РУДАКОВА О.В.

доктор исторических наук, доцент кафедры «Философия и история» ГУ-УНПК (ОрелГТУ)

САНЬКОВА С.М.

СОСТАВИТЕЛИ:

Воронкова И.Е., Киселева Н.А., Коренев Д.М.

В 753 Общие рекомендации по выполнению и оформлению учебных и научно-исследовательских работ (по дисциплинам гуманитарного цикла): учебно-методическое пособие.

/ сост. И.Е. Воронкова, Н.А. Киселева, Д.М. Коренев.

- Орел: Издательство ОрелГИЭТ, 2011. - 60 с.

ISBN

Учебно-методическое пособие «Общие рекомендации по выполнению и оформлению учебных и научно-исследовательских работ» предназначено для студентов экономических вузов. Общий характер рекомендаций предопределен разноплановостью отраслей гуманитарного знания (история, философия, социология, культурология и т.д.), включенных в гуманитарный учебный цикл высшего профессионального образования.

УДК 009: 378.147

ББК 60 р 30

© Коллектив авторов, сост., 2011

ISBN © ОрелГИЭТ, 2011


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ  
ГЛАВА 1. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА  
ГЛАВА 2. КУРСОВАЯ РАБОТА  
ГЛАВА 3. ДИПЛОМНАЯ РАБОТА  
ПРИЛОЖЕНИЯ 1 Основные стилистические признаки научного текста  
  2 Стилистические и пунктуационные особенности научного стиля речи, обзор русской пунктуации, характерной для научного стиля речи  
  3 Оформление библиографической части работы  
  4 Оформление титульного листа контрольной работы  
  5 Оформление титульного листа курсовой работы  
  6 Оформление титульного листа дипломной работы  
  7 Примерная форма отзыва руководителя на выпускную квалификационную работу  
  8 Примерная форма рецензии на выпускную квалификационную работу  
ЛИТЕРАТУРА    


Отличительной чертой развития науки и техники в XXI веке является лавинообразный характер приращения знаний, что со всей очевидностью выдвигает на первый план задачу изменения модели образовательного процесса в высших учебных заведениях. Следует признать, что только переход от парадигмы обучения к парадигме учения дает реальную возможность подготовки высококвалифицированных кадров, способных не только наиболее эффективно применять на практике полученные в вузе теоретические знания, но и быть готовыми к вызовам времени в своей профессиональной деятельности. Соответствие требованиям работодателя, востребованность и, как следствие, успешное продвижение по карьерной лестнице требует систематической работы по приобретению и совершенствованию профессиональных знаний, умений и навыков. Такую возможность, безусловно, предоставляют различного рода курсы переподготовки и повышения квалификации, однако их периодичность не решает проблемы в целом. Пожалуй, единственный способ всегда быть в рядах «ведущих специалистов» - заниматься самообразованием, которое предполагает владение умениями по отбору и анализу фактического материала, его последующей систематизации и классификации, разработке определенной концепции. Как известно, азы учебной и научно-исследовательской работы закладываются в школе, обучение конкретным приемам и методам исследования происходит в специальных учебных заведениях высшего профессионального образования, самообразование продолжается в течение всей жизни. Не ставя перед собой задачу «объять необъятное», авторы данного пособия ограничились практической стороной дела, изложив общие методические рекомендации, предъявляемые к тем видам и формам учебной и научно-исследовательской деятельности, в порядке их усложнения, выполнение которых является обязательным в процессе получения высшего профессионального образования – контрольным, курсовым и дипломным работам.

ГЛАВА I

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Контрольные работы представляют собой учебно-исследовательские формы, основанные на индивидуальной самостоятельной и личностно ориентированной поисково-исследовательской деятельности каждого обучающегося. Подготовка и написание контрольной работы, которая предусмотрена учебным планом, является важной формой самостоятельной работы студентов. Целью выполнения контрольной работы является закрепление и расширение полученных теоретических и практических знаний по специальности, а также выработка умения применять эти знания при решении конкретных задач и вопросов.

Контрольная работа- это письменная работа, которая представляет собой самостоятельное освоение и краткое изложение предложенной темы на основе изучения и переработки теоретического (учебных и справочных изданий, научных статей, монографий) или эмпирического материала. Написание контрольной работы предназначено для освоения приемов, методов и средств работы с источниками познания конкретной учебной дисциплины. В контрольной работе не пересказывается содержание изучаемых источников, а осуществляется их анализ, обобщение, переструктурирование, систематизация и т. д. Контрольная работа может выполняться как на материале теории, так и на основе изучения опыта практической деятельности. Иногда для ее написания бывает достаточно изучить и глубоко проанализировать один теоретический источник или описать опыт успешного применения какого-либо метода научного исследования.

Тема контрольной работы- это краткая форма предъявления содержания всей работы, отражающая ее сущность. Она формулируется как заглавие работы. Темы контрольных работ определяются преподавателями кафедры по соответствующим дисциплинам и предлагаются обучающимся для выбора с возможным последующим уточнением. Студент имеет право предложить свою тему контрольной работы в соответствии с изучаемыми учебными курсами и целями обучения.

Выбор темы контрольной работысовершается при соблюдении нескольких общих правил:

- тема выбирается с учетом профиля подготовки специалиста;

-тема выбирается с учетом и на основе личных познавательных и исследовательских возможностей исполнителя. Личные познавательные и исследовательские возможности - это особенности мышления, характера и накопленного практического опыта. Склонность к абстрагированию, систематике или образность, эмоциональность потребуют разных средств реализации. Личный практический опыт может ограничить или расширить возможности выбора темы;

- тема выбирается с учетом актуальности, т. е. ее востребованности в науке или в практике конкретного образовательного учреждения.

- тема выбирается с учетом времени, отводимого на ее исследование. Это правило заставляет заранее просчитывать время, необходимое для полного выполнения работы. Надо оценить имеющиеся материалы, умения ими пользоваться, рассчитать, сколько дней и недель потребуется на поиск и чтение литературы, ее анализ, подготовку и проведение эксперимента и т. д. Предстоит также оценить доступность источников исследования, количество времени, специально отводимого на данную работу в течение дня, недели, месяца.

В любом случае тему контрольной работы лучше согласовать с преподавателем в начале семестра, в котором предстоит выполнить работу или в конце предыдущего. В этом случае будет вполне достаточно времени для подбора литературы и тщательного ее изучения, а также для написания работы. К тому же студент сможет, если потребуется, получить дополнительную консультацию на кафедре и, в соответствии с установками кафедры, скорректировать дальнейшую работу. При этом, по возможности, учитываются специальность, уровень подготовки студента, его интересы и склонности, выясняется особенность темы, наличие литературных и других источников, а также возможность использования фактического материала, собственных наблюдений и т.д.

Структура контрольной работы едина для курсовой и дипломнойработы:

1. Введение

2 Основная часть

3. Заключение

4. Список литературы

5. Приложение

Введение — это пролог всего исследования, его модель. Здесь излагается весь научный аппарат, которым руководствуется исследователь, выполняя поисковую работу. На его основе преподаватель анализирует качество выполнения контрольной работы, оценивает, насколько глубоко осознана и понята актуальность темы. Во введении излагается актуальность темы, цель контрольной работы, предмет и методы исследования

Объем введения - примерно 1/10 от всей работы, т. е. конкретного текста контрольной работы.

Требования кнаписанию введения таковы:

- оно печатается на отдельных страницах;

- ни в оглавлении, ни в тексте оно не обозначается цифрами, будучи самостоятельной частью работы;

- все компоненты научного аппарата выделяются шрифтом или подчеркиванием;

- каждый компонент излагается с новой строки.

Например:

Актуальность исследованияопределяется тем, что...

Цель исследования - разработать комплекс методов...

Предмет исследования - методы воспитания наблюдательности...

Основная часть-это условное название описания всего исследования (содержательной части контрольной работы). Здесь все должно быть подчинено достижению поставленной цели по преобразованиюпредмета исследования выбранными вами методами. Все, что было спроектировано и описано во Введении, в этой части начинает логически обосновываться. Для написания основной части составляется план текста как перечень основных положений, которые предстоит раскрыть.

План- это названия параграфови подпараграфов. Количество таковых зависит от объема материала и характера текста, особенностей учебной дисциплины, в рамках которой выполняется работа. Необходимо добиться соразмерности их между собой по объему и степени сложности содержания. Названия (заглавия)глав, параграфов и подпараграфов не могут совпадать ни друг с другом, ни с темой. (Слова – «Основная часть» - не вносятся ни в один из заголовков, поскольку это условное название всего текста по его назначению и работе). Эти заглавия должны быть содержательными, отражать идеи, раскрываемые в них. Их назначение — направлять внимание и пишущего, и читающего на конкретную идею, конкретный материал.

Построение основной части контрольной работызависит от его объема, специфики содержания и поставленной цели. Контрольная работа имеет только параграфы, которые делятся на подпараграфы.Иногда вообще никакого деления на части нет, она выполняется как целостная работа, но с внутренней логикой изложения содержания. У выделенных в контрольной работе параграфов отсутствует общий заголовок, таковым для них становится тема контрольной работы, зафиксированная на титульном листе. Выводы по главам могут строиться индуктивно и дедуктивно. Требования кним: логичность, соответствие содержанию главы и новизна.

Каждое исследование имеет - Заключение -эпилог работы, ее завершающую часть. Назначение такового - показать, что цель, поставленная в исследовании, достигнута.

Существуют разные видыЗаключения:

- резюме;

- выводы;

- собственно заключение.

· Резюме- это краткое описание проделанной работы, выполняемое как перечень сделанного и выводов по главам.

· Выводы- это новые суждения, а точнее умозаключении, основанные на теоретическом или эмпирическом материале. Чаще всего выводы делаются там, где у авторов работ есть свои собственные суждения и когда применяются различные методы анализа научных и практических исследований.

По стилю написанияЗаключение должно быть лаконичным, четким, логичным, доказательным, убедительным. Его объемопределяется характером работы. Но существует условный норматив, как и на Введение-на него отводится не более 1/10 части всего текста.

Списком литературызавершается описание исследования.

Количество наименований литературы, внесенной в список, зависит от формы исследовательской работы. Норматив для реферата - не менее 5 работ.

Литература оформляется строго с учетом требований ГОСТа (см. Приложение 3).

Текстконтрольной работы имеет определенное содержание, которое выражается не только словесно - терминологически, но и с помощью схем, таблиц, рисунков, графиков и другого наглядного материала, с помощью которого проводится переработка содержания.

Основа содержания - научные понятия. Каждая работа строится на них и их соподчинении. Весь текст контрольной работы пишется своими словами, но с обращением к авторам и трудам, которые те или иные позиции уже выразили. Категорически нельзя переписывать чужие тексты, приводить более чем два раза на странице цитаты, превышающие 5-7 строк (в среднем по всему тексту); не допускается сокращение слов; используемые аббревиатуры следует расшифровывать.

Научные понятия,представленные в тексте как термины, составляют основу любого исследования. Они определяют его логику, обеспечивают развитие мысли. При использовании научной терминологии следует соблюдать некоторые правила:

-используйте научную терминологию в объеме, не превышающем необходимость ее для раскрытия темы, не перегружайте ею текст.

- пользуйтесь лишь понятными нам терминами.

- сохраняйте устоявшийся в науке смысл и значение используемого термина.

Надо избегать частого повтора в тексте одного и того же термина. Желательно обращаться к нему не чаще чем через 10-15 строк. Термин может быть заменен местоимением и другим синонимичным существительным.

При выполнении контрольной работы на компьютере, в нем открывается специальная папка,предназначенная для сбора, хранения и обработки нужной информации. Внутри папки создаются файлы,в которых собирается и обрабатывается информация, относящаяся к решению какой-либо одной задачи. Например, файлы по конспектированию и анализу источников, по моделированию (проектированию) исследования, по обработке экспериментальных статистических данных, по составлению списка литературы.

Исследование начинается с поиска баз данных,имеющих прямое или косвенное отношение к теме. Для этого надо заходить на сайты библиотек, научных и образовательных учреждений, органов государственной, региональной и муниципальной власти, министерств и ведомств, частных лиц. Изучение по ключевым словам и сноскам этих баз данных позволяет определить необходимые для изучения источники.

Работа над источниками с помощью компьютера,в том числе и с готовыми текстами контрольных работ, включает в себя их прочтение, понимание, пересказ отдельных положений или выделение цитат с точным указанием источника. Почерпнутые из Интернета, они вносятся в список литературы, как и бумажные, с указанием электронного адреса, который указан на сайте.

Готовые тексты контрольных работ, предлагаемые в Интернете, могут использоваться в качестве одного из источников информации и как образец наиболее сильных сторон выполнения исследования (например, правильная и четкая постановка целей и задач, удачное планирование, точное цитирование). При этом студент должен руководствоваться «золотым правилом» учения: списывать подготовленную кем-то исследовательскую работу и выдавать ее за свою собственную вреднопрежде всего для самого себя.

Подготовительная работа, проводимая с помощью компьютера, включает поиск адресов и имен тех, кто выполняет исследования на подобную тему и имеет свой сайт. Возможен поиск информации о конференцияхи иных форумах по проблемам, касающимся темы исследования. В них участвуют не только студенты, но и ученые. Общение с ними значительно повышает интерес к работе и активизирует творческое начало. В общении можно использовать электронную почту.

Исследование — это творческий npoцеcc,связанный с созданием нового продукта - идей, научных положений, фактов, законов, принципов. Поэтому сводить его к технической стороне нельзя. В процессе исследования студент развивает в себе такие качества, как проблемность и критичность мышления, воображение, научность восприятия практики и практически ориентированное восприятие научных положений. Этому же способствует использование компьютера в процессе самого поиска.

При подготовке к написанию контрольной работы используется ведение записей и конспектирование первоисточников. Выписки из прочитанного и конспектирование являются важнейшей частью самостоятельной работы студента над первоисточниками. Они способствуют выработке навыков в изложения материала, мобилизации памяти, организованности мысли, выработке умения анализировать и обобщать. Форм записей много. Самой распространенной формой записи считается конспект. Конспект – это сокращенная запись основных положений прослушанного или прочитанного материала. В конспекте нужна и ценна не стенограмма и дословность, а самостоятельная обработка материала, выделение и закрепление основного.

Приступая к конспектированию различных научных материалов необходимо помнить следующее:

- прежде всего, конспект первоисточника должен точно передавать идею, мысль автора работы, характер и ход изложения основного материала в той последовательности, как это делается в самой книге или статье;

- необходимо выделить главное в прочитанном отрывке, главе, книге, отличать основные положения и выводы от примеров, исторических справок, попутных замечаний, отклонения автора от темы;

- наряду с основными положениями источника конспект заключает в себе и наиболее яркие факты, цифры, подтверждающие или иллюстрирующие эти положения;

- при составлении конспекта возможна текстуальная передача, т.е. цитирование, при этом нужно обязательно указать страницу;

- при конспектировании необходимо указывать год издания работы, писать полностью и точно название произведения и разделов (глав);

- для составления конспекта необходимо неоднократное чтение. Предварительное чтение предполагает уяснение общего смысла и содержания работы, поэтому оно ведется от начала до конца. При последующем чтении выделяются основные мысли автора, обоснование отдельных положений, методы и формы доказательства, яркие примеры. Все это заносится в конспект.

Составление хорошего краткого конспекта первоисточника требует значительно больше усилий мысли и рабочего времени, чем длинное переписывание из первоисточника целых абзацев и страниц. Таким образом, самостоятельная работа мысли, творчество – главное при составлении конспекта.

В практике подготовки материалов к контрольной работе встречаются и другие виды записей первоисточников. Среди них можно назвать цитаты, рабочие записи.

Цитаты- дословная запись мысли автора, часть текста, выписанная из книги или статьи без всяких изменений. Цитата выделяется с обеих сторон кавычками. После цитаты в скобках (или внизу листа в виде сноски) указывается автор, название книги и страница, откуда взята цитата.

Рабочие записи- это форма записей, в которую компонуются все предыдущие виды записей, выполненные студентом в семестре (году), применительно к теме контрольной работы. Недостающие материалы по теме контрольной работы восполняются из других источников.

Рабочие записи - краткие ответы на вопросы по плану контрольной работы, определение понятий, специальных терминов, обобщение фактов и явлений, отбор минимального количества наиболее показательных примеров, фактов. Такие записи обычно ведутся при подготовке к семинару, зачету, экзамену. Сюда войдут и материалы из консультаций преподавателей. Таким образом, рабочие записи - это тексты, составленные самим студентом, используемые им для изучения данной дисциплины в целом. В основу рабочих записей должны быть положены соответствующие пункты плана контрольной работы, а не просто последовательное изложение основных мыслей проработанного материала

В дальнейшей работе по подготовке рабочих материалов к контрольной работе составляется план работы, осуществляется подбор литературы по теме.Наличие хорошего плана – залог успеха в выполнении задания. Он помогает, ускоряет и облегчает исполнение контрольной работы. В плане необходимо отразить основные проблемы темы, а также список литературы.

Вместе с тем, студент с учетом профиля получаемой специальности, особенностей своей производственной и общественной работы может расширить план избранной темы за счет установления связи с современностью или несколько изменить формулировку вопросов. В данном случае целесообразно прибегнуть к помощи преподавателя кафедры.

До принятия окончательного варианта плана лучше познакомиться с тем разделом учебника, к которому относится (непосредственно или близко) тема контрольной работы. Затем важно обратиться к рекомендованной литературе, возможно дополнить ее список самим. Ознакомьтесь с литературой настолько, чтобы у вас создалось правильное и сравнительно полное представление о содержании темы и последовательности дальнейшей работы над ней. После этого можно принимать окончательный рабочий вариант плана. Принятый план можно в ходе работы изменять, расширять (давать «подвопросы»), формулировки уточнять.

При подборе дополнительной литературы к избранной теме можно воспользоваться помощью предметного каталога литературы в библиотеке института. Кстати, такую помощь студент сможет получить в библиографическом отделе любой библиотеки. Список литературы, прочитанной студентом, должен быть приведен в контрольной работе. Обычно это делается в конце текста.

Дальнейшее изучение литературных и других источников и материалов, а также написание контрольной работы - это составные и наиболее ответственные части работы после того, как принят ее план.

Определите очередность дальнейшего изучения литературы. Хорошо изучите первоисточники и ту литературу, в которой фундаментально изложена вся тема контрольной работы или значительная ее часть. Конспект изучаемой литературы можно делать в соответствии с рекомендациями, высказанными выше.

Прежде, чем приступить к написанию работы, изученный и законспектированный материал распределите по вопросам плана. Затем составьте подробный план изложения первого вопроса. Подвопросы расположите так, чтобы взаимосвязь между ними образовала как бы подсистему. Распределите имеющийся материал по этим подвопросам. Проделайте такую работу по каждому вопросу плана.

Когда вы убедитесь, что материал вами достаточно хорошо понят, а план изложения вами осознан, приступайте к изложению первого вопроса. При этом стремитесь, по возможности, делать предложения короткими. В каждом предложении должна быть выдержана четко и ясно одна мысль. Добивайтесь, чтобы «словам было тесно, а мыслям просторно». Не допускайте предложений, смысл которых не ясен для вас. Помните, содержательность и аргументированность (доказательность) мыслей, приводимых вами в тексте работы, есть два важнейших обязательных условия, поднимающих работу до необходимого уровня. Поэтому пишите текст своими словами, высказывайте свои мысли, а заимствованные формулировки комментируйте, ведите полемику, где это нужно и можно, приводите свои доводы и т.д.

Третье обязательное условие для хорошей работы – логическое, последовательное изложение материала в каждом вопросе и во всей работе.

Переходите к изложению второго вопроса только после полного изложения содержания первого вопроса. Сам переход должен быть таким, чтобы начало второго вопроса было как бы продолжением (развитием) мыслей, изложенных в конце первого вопроса. Добивайтесь такого перехода, не жалея времени и труда, ибо приобретенные при этом навыки обогатят ваш опыт и разовьют ваши способности. Порядок и характер изложения последующих вопросов такой же, как и в первом вопросе.

В конце работы желательно кратко сформулировать основные положения и выводы, не повторяя уже написанного, дать их сжато, в более обобщенном виде. Рекомендуем после написания всей работы прочитать ее, сделать необходимые дополнения и поправки, устранить повторения мыслей, если они обнаружатся, поправить текст и еще раз продумать, насколько соответствует ваша работа всем предъявляемым требованиям.

Контрольная работа сдается студентом лично на кафедру. После проверки ее преподавателем студенту следует обратить внимание на оценку («допущен к защите» или «не допущен к защите»), высказанные замечания и рекомендации. Выполненная контрольная работа, предварительно просмотренная преподавателем кафедры, должна быть защищена студентом при личной явке в течение семестра в любое время на индивидуальных консультациях преподавателей, график которых имеется на кафедре. Кроме того, кафедра организует защиту контрольных работ по специальному графику в период, непосредственно примыкающий к экзаменационной сессии. Защита осуществляется в форме собеседования по вопросам темы контрольной работы. Успешная защита контрольной работы дает допуск к экзамену.

Контрольная работа выполняется во внеучебное времяи в сроки, установленные преподавателем. На написание контрольной работы отводится не менее 3 месяцев. Контрольная работа создается в единственном экземпляре и после проверки подлежит возврату исполнителю.

Объем контрольной работы в рукописном виде с интервалом через «клеточку» должен составлять 20-25 страниц ученической тетради. Страницы должны быть пронумерованы и оставлены поля 2-3 см.

Объем контрольной работы в печатном виде должен быть не менее 10 (не более 30) листов: формата A4, шрифт Times New Roman c полуторным межстрочным интервалом с полями (слева - 3, сверху - 2, снизу - 2.5, справа - 1.5)

В конце работы следует дать перечень только фактически использованных источников, указав их полные выходные данные. После этого ставится дата и подпись. На обложке тетради необходимо указать номер варианта, номер зачетной книжки, Ф.И.О. студента, курс, группу. Контрольные работы выполняются строго по вариантам.

В обязанностистудента входит:

- в установленное кафедрой, преподавателем и учебным планом время определиться с темой исследовательской работой;

- своевременно выполнять и сдавать работу для оценивания;

- соблюдать все требования, предъявляемые к контрольной работе.

ГЛАВА II

КУРСОВАЯ РАБОТА

Курсовая работа - самостоятельная комплексная работа студента, выполняемая на завершающем этапе изучения учебного предмета, осуществляемая в течение курса (двух семестров). В процессе выполнения курсовой работы студенты решают учебно-исследовательские задачи, которые носят творческий характер. На протяжении каждого года обучения студент пишет письменное исследование, причем каждое последующее должно рассматриваться как логическое продолжение предыдущего, если и не с точки зрения содержания, то с точки зрения возросшего профессионального (теоретического и практического) уровня самого исследователя. Курсовая работа развивает самостоятельность мышления, способствует формированию научных интересов студентов, приобретению навыков самостоятельной работы с литературой, приобщает к научно исследовательской деятельности, помогает освоить практику написания научных трудов, технику научной работы, приемы оформления текста рукописи и т. д.

Выполнение курсовой работы условно складывается из следующих этапов в следующих временных границах:

1) выбор темы и научного руководителя (для студентов 1 курса) или утверждение научным руководителем темы курсовой работы текущего года (для студентов 2-5 курсов) – не позднее середины октября;

2) консультация с научным руководителем, составление плана работы – ноябрь-декабрь;

3) работа над текстами источников и изучение исследовательской литературы – ноябрь-апрель;

4) написание черновика курсовой – март-апрель;

5) исправление черновика в соответствии с замечаниями научного руководителя и написание окончательного варианта курсовой работы – апрель – первая половина мая;

6) публичная защита курсовой работы – конец мая.

Рассмотрим эти этапы более подробно.

Выбор темы работы

Тема курсовой работы выбирается самостоятельно из рекомендованного перечня. Студент также может предложить интересующую его тему курсовой, которой нет в списке, но он все равно должен выбрать научного руководителя, который согласился бы руководить избранной темой. Избранная тема регистрируется в специальном журнале на кафедре. Нежелательна работа нескольких студентов над одной темой. В порядке исключения сходные темы закрепляются за несколькими студентами после предварительного согласования с научным руководителем.

Самостоятельное формулирование темы имеет свои положительные стороны поскольку: а) она для студента более интересна; б) вынуждает студента самостоятельно «окунуться» в предметную область науки; в) поднимает рейтинг студента в глазах преподавателя.

Изменение темы и переход от одного научного руководителя к другому допускаются. Студент должен подать письменное мотивированное заявление заведующему кафедрой и получить предварительное согласие нового научного руководителя принять студента. Уважительной причиной для перехода могут быть разногласия принципиального характера (как научные, концептуальные, так и личные) с прежним научным руководителем, приобретшие степень остроты, исключающее дальнейшее научное руководство.

Данные ограничения объясняются тем, что курсовые работы, начиная с первого курса, являются отдельными частями дипломной работы, а написание качественной дипломной работы предполагает работу над ней в течение нескольких лет. Предполагается, что студент-«перебежчик», избирающий тему диплома накануне окончания ВУЗа, по определению не может написать качественный диплом.

Составление плана курсовой работы

План курсовой работы либо дается научным руководителем, либо составляется самим студентом; в последнем случае, составив план, необходимо показать его научному руководителю для утверждения еще до начала работы над текстом. Как и в случае с выбором темы курсовой работы, самостоятельно сформулированный план курсовой работы рассматривается как более предпочтительный вариант действия.

Композиция курсовой работы важна не только с позиций придания ей стройности и упорядоченности. Она представляет и относительно самостоятельный продукт творчества студента, по которому судят о его зрелости. В курсовой работе студент, в том числе демонстрирует свою квалификацию в виде обладания искусством собирать из разных частей стройное творение. Немаловажен и тот факт, что структура наряду с названием, темой курсовой работы — наиболее видимый, бросающийся в глаза атрибут.

Рабочий план как перечень вопросов, раскрывающих содержание темы, рекомендуется делать развернутым. План должен предусматривать, как правило, от 2 до 4 параграфов, названия и последовательность которых должны отражать логику исследования темы. При этом необходимо от общих вопросов переходить к более частным. По таким же правилам нужно структурировать содержание каждого параграфа. В процессе написания работы рабочий план может быть скорректирован.

Работа над текстами источников и изучение исследовательской литературы

Всякое исследование, в том числе и то, которое предстоит осуществить студенту, включает в себя «техническую» сторону - обзор и изучение литературы по теме, установление существующих точек зрения на проблему, анализ степени изученности проблемы, или как принято говорить исследовать историографиюпроблемы.

Подбирать литературу по теме курсовой работы следует, используя:

· списки рекомендованной литературы по курсу, как основной, так и дополнительной;

· тематические каталоги доступных библиотек;

· библиографические списки уже выбранных научных исследований;

· библиографические указатели и справочники;

· списки литературы из тематических статей энциклопедий и словарей.

Курсовая работа будет серьезной, интересной, исчерпывающей, когда в ней будут учтены все основные доступные студенту источники и научные материалы. Но и они имеют смысл и представляют интерес только тогда, когда студент хорошо знаком с самими литературными произведениями, а также обладает элементарными навыками их анализа. Типичным недостатком при подготовке курсовых работ является использование автором “устаревшего” материала и незнакомство с новыми публикациями и исследованиями по данной теме.

Составив некоторый исходный список работ по выбранной теме, необходимо приступить к тщательному изучению данных работ, преследуя при этом три цели:

1) уяснить, как понимается учеными интересующее явление, какие на него существуют точки зрения;

2) заметить, как тот или иной автор излагает в работе свои мысли;

3) установить, на какие публикации опирались авторы рассматриваемых работ.

На сегодняшний день разработаны методики самостоятельного изучения учебной и научной литературы. Например, В.А. Гончаров и Э.Г. Малиночка в качестве метода самостоятельного изучения рассматривают вариант, когда данный процесс выступает как последовательное погружение студента в содержание изучаемого материала под «весом» собственных знаний. В нем выделяются три этапа, качественно различных по своим задачам и видам выполняемых действий.

I этап. Рассмотрение выделенных компонентов текста учебной и научной литературы. Задача: понять все, что бросается в глаза и легко запоминается, и разделить текст на интересное, главное и второстепенное.

На этом этапе не требуется прилагать усилия для заучивания чего-либо. Обозревается весь текст, но пропускаются не только подробности, но и даже большая часть текста. Процесс изучения начинается ознакомлением со структурой текстового материала. Она анализируется на протяжении этапа все подробнее и подробнее вплоть до первого продумывания категориального аппарата. Перелистывать материал нужно внимательно, не пропуская страниц. Полезно задерживаться на интересном, но не останавливаться надолго, не прилагать ощутимых усилий для запоминания увиденного и прочитанного, но пытаться сопоставить его с тем, что уже знакомо, и понять его смысл. Если не получилось, то не задерживаясь, нужно идти дальше. После того как выписаны термины и определения, следует пролистать книгу еще раз.

II этап. Беглое чтение всего учебного материала. Задача: понять все что можно понять, не углубляясь в тщательный разбор, основное внимание уделяя теоретической ч

Наши рекомендации