Знаково-символические аспекты делового общения
В большинстве литературных источников по деловым отношениям перечисляются только те средства невербальной коммуникации, которые характерны для межличностного общения. Однако, как уже отмечалось, в деловой коммуникации люди участвуют как представители определенных социальных общностей, организаций и групп. Поэтому спектр невербальных средств общения здесь много шире, чем в случае межличностной коммуникации. Знаково-символические системы, используемые в деловом взаимодействии, выступают средством групповой идентификации его участников, одним из способов закрепления корпоративной культуры и манифестации ее во внешней среде, средством обеспечения позиционирования организации, повышения ее узнаваемости и одним из средств формирования имиджа организации.
К числу знаково-символических средств общения относятся государственная, групповая символика, логотипы, подарки и т.п., а кроме того внешний вид (одежда, прическа, аксессуары и др.) сотрудников организации, оформление деловых бумаг и служебных помещений.
«Государственная символика (в первую очередь герб и флаг страны) – это знаки, идентифицирующие международные субъекты в политическом пространстве в большинстве случаев именно так, как хотят этого сами субъекты»[14].
Государственная символика (как и знаково-символические системы любых других социальных общностей) выполняет важную функцию: она переводит визуально-образные, эстетические элементы в культурные смыслы и обуславливает тем самым восприятие культурной специфики страны как в мировом, так и внутреннем социальном пространстве.
Существует также система знаково-символических невербальных средств, выражающих индивидуальность организации и тем самым формирующих корпоративную идентичность: это система символов, логотипов, цветов, мифов, ритуалов и др.
Визуальный образ организации также зависит и от оформления офиса, и от внешнего вида сотрудников организации.
Как подчеркивают А.Н. Чумиков и М.П. Бочаров, требования к внеш-нему виду служащих фронт-офиса, т.е. лиц, непосредственно работающих с клиентами банков, формирует в сознании последних связь между имиджем банковской структуры и стереотипом восприятия организаций подобного рода, включающим в себя такие характеристики как солидность, строгость обстановки и исключительная формальность внутренних отношений.
Требования к одежде могут быть другими, если организация стремится продемонстрировать демократичность, непринужденность, создать атмосферу быстроты и свежести[15].
Манера держаться в сочетании со стилем одежды может на 90 % определить отношение к деловому человеку.
Внешний вид сотрудников, соответствующий корпоративным требованиям, – это их вклад в свое продвижение и в продвижение компании и, кроме того, скрытый комплимент клиентам и деловым партнерам. «Хорошо одетый человек – тот, кто считается с собой и другими» (П. Карден).
Однако эти средства делового общения будут более детально рассмотрены в теме «Деловой этикет».
Контрольные вопросы и задания
1. Определите место и роль невербальных средств в деловом общении.
2. Назовите основные виды невербальных средств деловой коммуни-кации.
3. Раскройте содержание основных поз и жестов в контексте делового общения.
4. Какие позы и жесты рекомендует деловой этикет?
5. Установите соответствие между эмоциями и их выражениями в мимике.
6. Охарактеризуйте паралингвистические средства общения.
7. Перечислите основные вокальные особенности речи, использование которых в наибольшей степени способствует эффективности деловой коммуникации.
8. Опишите основные зоны и дистанции, используемые в деловом общении.
9. Какие такесические средства применимы в деловом общении?
10.Установите соответствие между формами делового общения и адекватными им дистанциями.
11.Какую роль в деловом общении играют знаково-символические системы?
12.Какие знаково-символические средства используются в сфере связей с общественностью и рекламы, а также в туризме?
Основные понятия:невербальные средства, кинесика, позы, закрытые позы, открытые позы, мимика, жесты, визуальный контакт, экстралингвисти-ческие средства, паралингвистические средства, такесика, проксемика, знаково-символические средства.
ТЕМА 4
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
1. Психологические механизмы восприятия партнерами друг друга
2. Психологическое влияние в практике делового общения
3. Манипуляция в деловом общении
4. Замечания и комплименты в деловой коммуникации: многообразие видов и рекомендуемые приемы
5. Психологические тактики делового общения
Психологические механизмы восприятия партнерами друг друга
В общении можно выделить следующие этапы:
Установление контакта
Ориентация в ситуации (люди, обстоятельства и т.п.)
Обсуждение вопроса, проблемы
Принятие решения
Выход из контакта
Процесс взаимопонимания (или непонимания) определяется представлением (впечатлением) о партнере, которое складывается в процессе его восприятия.