Идентификация оболочек
Мы, люди, постоянно формируем метасостояния, или оболочки сознания, — просто мы обычно делаем это без одобрения, признания, уважения, чувства собственного достоинства или других ресурсов; мы делаем это с презрением, упреками, страхом, гневом, ужасом, скептицизмом, пессимизмом и т. д. Будучи рефлексивными существами, то есть существами, у которых постоянно возникают мысли о собственных мыслях и которые неизбежным образом привыкают к собственным мыслям и чувствам, мы уже действуем исходя из своих мегасостояний и оболочек сознания. Учитывая это, нам необходимо сначала выявить свои конструкции, с тем чтобы произвести их экологическую оценку. Затем мы сможем определить, какие из них ликвидировать, трансформировать, модернизировать или достроить.
ОО
Таблица 1.1. Классификация метапрограмм и мета-метапрограмм
Обработка | Чувства | Выбор | Реагирование | Концептуализация/ семантика |
Когнитивная/ | Эмоции/соматика | Воля/желания | Реакции/поведение | Категории Канта |
перцептивная | ||||
№ 1.Размер чанка | № 13.Эмоциональное | № 20. Мотивирующая | № 29. Способ | № 40. Ценности |
совладение | направленность | восстановления | Перечень ценностей | |
Общий план/специфика | Пассивность/агрессия | Навстречу/от | энергии | |
Глобальность/детали | Приближение/избегание | Экстраверт/амбиверт/ | ||
интроверт | ||||
№ 2. Тип связи | № 14. Система отсчета | № 21. Волевой выбор | № 30. Сотрудничество | № 41. Отношение |
Присоединение/ | Внутренняя/внешняя | при адаптации | Независимый/ | к наставлению |
отсоединение | Отнесение к себе/ | и руководство | командный игрок/ | Сильная воля/ |
Тождество/различие | отнесение к другим | Возможности/ | руководитель | уступчивость |
процедуры | ||||
№ 3. Репрезентативная | № 15. Эмоциональное | № 22. Тип адаптации | № 31. Коммуникативная | № 42. Самооценка |
система | состояние | категория | ||
VAKOAd | Ассоциированное/ | Суждение/восприятие | Обвиняющий/ | Высокая/низкая |
диссоциированное; | Управление/подстройка | заискивающий/ | Условная/безусловная | |
Чувства/мышление | расчетливый/ | |||
отвлекающийся/ | ||||
уравновешенный | ||||
№ 4. Стиль сбора | № 16. Соматические | № 23. Модальные | № 32. Общая реакция | № 43. Уверенность |
информации | реакции | операторы | в себе | |
"Аптайм"/"даунтайм" | Активные/ | Необходимость/ | Конгруэнтная/неконгру- | Специфические навыки |
рефлексивные/ | возможность | энтная/конкуренция/ | ||
инертные | (желание) | сотрудничество/поляр- | ||
ность/метапозиция |
/ № 5. Эпистемоло- | № 17. Убедительность | № 24. Предпочтения | № 33. Соматическая | № 44. Самоощущение \ |
{гический тип | | или правдоподобие | реакция | \ | |
Сенсоры/ | «Убедительные* образы, | Люди/места/объекты/ | Активный/ | Тело/сознание/эмоции/ |
интуитивисты | звуки, ощущения; | деятельность/ | рефлексивный/оба | роли |
| | наличие смысла | информация | ||
№ 6. Перцептивные | № 18. Эмоциональная | № 25. Адаптация | № 34. Предпочтения | № 45. Самоцелост- |
категории | направленность | к ожиданиям | в работе | ность |
Полярности/ | Направленность/ | Перфекционизм/ | Объекты/системы/ | Конфликтующее |
континуум | диффузностъ | оптимизация/ | люди/информация | несоответствие/ |
скептицизм | гармоничная | |||
интеграция | ||||
№ 7. Сценарное | № 19. Эмоциональная | № 26. Ориентиры | № 35. Способ | № 46. Сортировка |
мышление | насыщенность | при покупке | сравнения | «времени» |
Лучший случай/ | Скудость/изобилие | Стоимость/удобство/ | Количественный/ | Прошлое/ |
худший случай | Робость/смелость | качество/время | качественный | настоящее/будущее |
Оптимисты/ | ||||
пессимисты | ||||
№ 8. Перцептивная | № 27. Ответственность | № 36. Источник знаний | № 47. Ощущение | |
устойчивость | «времени» | |||
Проницаемость/ | Повышенная/ | Моделирование/ | *Bо времени*/ | |
непроницаемость | пониженная | концептуализация/ | «сквозь время* | |
демонстрация/ | ||||
опыт/авторитетное | ||||
мнение | ||||
№ 28. Степень доверия | № 37. Завершенность/ | № 48. Доступ | ||
к людям | окончательность | ко «времени» |
Окончание табл. 1.1
Недоверчивые/ | Завершенность/ | Последовательный/ | ||
доверчивые | незавершенность | случайный | ||
№ 9. Качество | № 38. Социальная | № 49. Сила эго | ||
фокусировки | презентация | |||
Помехоустойчивые/ | Проницательный/ | Устойчивость/ | ||
непомехоустойчише | и искусный искрен- | неустойчивость | ||
ний и безыскусный | ||||
№10. Философская | № 39. Тип | № 50. Нравственные | ||
направленность | иерархического | качества | ||
доминирования | ||||
Почему/как | Власть/союз/ | Сильное/слабое | ||
Причины/решение | достижения | суперэго | ||
№11. Структурирование | № 51. Каузативный | |||
реальности | тип | |||
Аристотелевский/ | Беспричинность/ | |||
неаристотелевский | линейная/множест- | |||
Статичный/ | венная/личностная/ | |||
процессуальный | внешняя/магическая | |||
корреляционная причин- | ||||
но-следственная связь | ||||
№ 12. Предпочитаемый | ||||
коммуникативный канал: | ||||
Вербальный (дигиталъный)/ | ||||
невербальный (аналоговый)/ | ||||
сбалансированный |
iГлава 1. Что мы понимаем под метапрограммами?__________ 51
Понимая, каким образом метапрограммы превращаются в мета-j состояния, мы можем объяснить трудности, возникающие, когда мы пытаемся оказать помощь человеку, который действует исходя из первичного состояния, или метасостояния, заключенного в оболочку пессимизма. Как можно помочь ему, когда все, что вы говорите и делае- те, он пропускает через фильтр пессимизма? Оптимистические, обнадеживающие, вдохновляющие и поддерживающие предложения на первичном уровне неизбежно филь-труются и интерпретируются иным образом. Когда мы имеем дело с кем-то, кто находится в первичном состоянии пессимизма, нам очень непросто прервать это состояние и вывести из него человека. Его научение, память, восприятие и т. д. зависят от состояния, и они будут препятствовать получению оптимистических сигналов.
А насколько усугубляется ситуация, когда человек действует исходя из метасостояния пессимизма — метасостояния, которое породило оболочку сознания! В этом случае мы обнаруживаем, что пессимизм стал всепроникающим и образовал несколько плотных слоев фильтров. Мы назовем такого человека «толстокожим» и решим, что он не поддается убеждению.