Пример 2. Наставник топ-менеджеров
Директора компаний и топ-менеджеры, возможно, всегда искали совета и руководства за пределами своих собственных организаций, на неформальной основе, не связанной с оплатой таких услуг. Концепция платного наставника для топ-менеджмента, основанная на формальном договоре, является более современной и приобретающей все большую популярность разработкой.
Клаттербак и Мэггинсон в своей книге «Наставничество для директоров и топ-менеджеров» (Mentoring Executives and Directors; Clutter-buck & Megginson, 1999) говорят о том, что существуют различные уровни формализации процесса наставничества для топ-менеджеров — от формального и оплачиваемого до неформального и свободного от финансовых отношений. Авторы отмечают:
Существует еще один вариант наставничества для топ-менеджмента, который располагается между формальным и неформальным наставничеством, в рамках которого уходящий в отставку главный управляющий (СЕО) становится наставником для своего преемника.
Наставники топ-менеджеров действуют по большей части точно так же, как и все остальные наставники, но они нуждаются в высоком доверии и нередко в сопутствующих знаниях и практическом опыте. В функции наставника все так же входит исполнение ролей «зеркала», «критичного друга», слушателя, советника, гида. Также они могут применять метод коучинга для тренировки поведенческих навыков и осуществлять консультирование по поводу того, как вести себя с другими людьми и расценивать их поведение.
Что происходит на практике? ■ 105
Мэггинсон и Клаттербак выделили три общие роли наставника топ-менеджеров:
• Коуч топ-менеджеровобычно участвует в кратковременных отношениях, основанных на четко определенных навыках или поведенческой проблеме включенного в данный процесс топ-менеджера.
• «Старший товарищ»— обычно это бывший исполнитель высшего звена, занимающий одну из руководящих позиций, который «везде был, все видел, знает, как и что делать». «Старший товарищ» дает возможность воспользоваться своим опытом и может выступать ролевой моделью.
• Рефлексивные наставникидействуют на более целостном уровне, «...они помогают управленцам высшего звена понять свои собственные проблемы, проникнуть в суть интересующих их вопросов, развить самосознание и свои уникальные способы взаимодействия с ближайшими коллегами по бизнесу. Они используют текущие проблемы для проверки повторяющихся паттернов мышления И поведения, задавая проницательные вопросы и побуждая топ-менеджеров брать под свой контроль те аспекты, которых они раньше избегали. Они формируют уверенность топ-менеджеров посредством улучшения их самопонимания».
Мэггинсон и Клаттербак считают наставничество для топ-менеджеров очень сложным для качественного выполнения процессом, так как оно разворачивается на нескольких различных уровнях — интеллектуальном, эмоциональном, и к тому же в контексте бизнеса.
Наставник должен быть гибким и строгим, должен бросать вызов своим подопечным, а также осознавать потребности, амбиции и ценности топ-менеджеров и обладать широкими познаниями в профессиональном мире и мире бизнеса. Успех отношений между наставником и топ-менеджером также определяется степенью готовности последнего к вступлению в партнерские отношения, участию в сессиях и к тому, чтобы ценить возможность учиться и узнавать новое о своей личной и профессиональной жизни.
Пример 3. Наставничество в подразделении ИТ (информационных технологий) в Sandwell Metropolitan Borough Council
Существует несколько причин, в силу которых в подразделении информационных технологий Sandwell Metropolitan Borough Council было решено ввести наставническую программу, большая часть кото-
106 ■ Глава 4. Наставничество: слияние теории и практики
рой появилась в ходе подготовительной работы к повторной процедуре асессмента «Инвестиции в сотрудников» (Investors in People, IIP).
Корпоративная схема развития персонала (СРП) в рамках подразделения работала не очень хорошо. Она базировалась на ежегодных интервью, посвященных развитию, результатом которых обычно являлся список запланированных тренинговых курсов, предлагаемых сотрудникам вместо программ самостоятельного развития. Некоторые менеджеры излишне стремились угодить персоналу, тогда как сотрудники сосредоточивали свое внимание на своих потребностях в развитии. Некоторые планы на будущий год были явно нереалистичными и поэтому не реализовывались, что вызывало критику со стороны персонала. За год менялись и профессиональные требования: информационные технологии развиваются очень быстро. Хотя СРП была задумана как общая концептуальная структура, многие возможности для развития принимались к обсуждению сразу же после их возникновения. Например, в тот или иной момент времени программы НКО предлагались всем сотрудникам.
По своей природе работа в сфере ИТ требует по большей части самостоятельно направляемого обучения. Изменения происходят постоянно, и очень важно учиться без отрыва от трудовой деятельности, чтобы оставаться в курсе самых современных веяний и тенденций. Обучение, опирающееся на частые тренинговые программы, в данных условиях не является ни эффективным, ни экономичным.
В качестве инструмента, призванного заменить существующую схему развития персонала, была выбрана разработанная Уолси Холлом (Оксфордский университет) Система самостоятельно управляемого интегрального обучения СМАЙЛ (Self-Managed Integrated Learning system, SMILE). Ее приняли на основании многих причин: она явилась средством, побуждающим сотрудников принимать на себя ответственность за свое обучение; обеспечила целостный подход к обучению; позволяла персоналу наблюдать постоянство этого изменения, а также осознавать необходимость быть гибкими и в то же время ответственными: «...научиться управлять своей собственной карьерой».
Решив использовать СМАЙЛ, подразделение информационных технологий фактически одобрило проведение у себя программы наставничества. Как объясняет Марк Уитли, глава подразделения:
Главная причина введения наставничества состоит в том, что оно является интегральной частью подхода СМАЙЛ. Этот процесс гарантирует, что ученики устанавливают свой собственный план занятий и самостоятель-
Что происходит на практике? ■ 107
но ведут записи о характере и результатах своих действий. Различные циклы рефлексии и самооценки в рамках СМАЙЛ постоянно возвращают их к целям обучения и создают идеальные циклы.
Внедрение программы наставничества в подразделении информационных технологий происходило в два этапа. Первый этап начался в июле 1998 года, его планировалось пройти за полгода. В нем участвовала отдельная группа из 12 сотрудников. Для всей группы было проведено короткое вводное собрание, и затем четыре самых старших члена команды стали каждый месяц получать наставническую помощь от внешнего наставника. Далее этот процесс распространился на всю группу: эти четыре участника стали наставниками — каждый у двух других участников.
Так как наставниками являлись менеджеры или супервизоры из той же команды, что и их ученики, они, естественно, выступали и в роли наставников, и в роли коучей. Однако первоочередной направленностью программы, несомненно, являлось наставничество. Ее целью было:
Поощрить ученика самостоятельно выполнять работу и оценивать ее выполнение; наставник должен был выступать в роли зеркала. Бремя ответственности за осуществление СМАЙЛ ложилось на ученика, который должен был использовать наставника в роли экрана, но сам решать собственные проблемы. Роль наставника состоит в том, чтобы гарантировать, что ученик действует по собственному плану.
После четырех месяцев реализации было решено расширить программу самостоятельно управляемого обучения в связи с тем, что консультанты «Инвестиций в сотрудников» все больше убеждались в ее эффективности. Второй этап имел другую направленность: межкомандное наставничество. Импульсом к этой разработке явилась программа «Выделения лучшей бизнес-единицы». В подразделении, где существует потенциальный риск того, что люди будут «слишком дорожить своей репутацией компетентных специалистов», возникает необходимость укрепления сотрудничества и кооперации, чтобы потребители могли получать «совместно выработанные решения», удовлетворяющие их потребности.
Второй этап начался в ноябре 1998 года и поглотил первый этап, создав таким образом непрерывную программу «внутрикомандного» и «межкомандного» наставничества. Двадцать девять сотрудников (около 40% персонала подразделения ИТ) добровольно вызвались участвовать во втором этапе программы. Наставники, у каждого из которых уже
108 ■ Глава 4. Наставничество: слияние теории и практики
было по два ученика, взяли себе еще по одному сотруднику из другой, не своей собственной, команды. Два сотрудника, бывших учениками на первом этапе, сами стали наставниками, а из оставшихся топ-менеджеров, решивших присоединиться к программе, были выбраны еще несколько новых наставников. Все эти наставники ежемесячно занимались с внешним наставником, участвуя в ролевом моделировании и дискуссиях, что позволяло им повысить свою компетентность.
Первоначально планировалось, что длительность второго этапа составит, как и протяженность первого, шесть месяцев, но очень скоро стало очевидным, что этого времени недостаточно для реализации существующих СРП, и поэтому было принято решение продлить программу. Правильность этого решения была подтверждена в ходе состоявшейся примерно через пять месяцев после начала данной стадии процедуры оценки. Обсуждались вопросы, касавшиеся карьерных устремлений людей и их профессионализма, сотрудников побуждали (но не принуждали) присоединяться к новой программе. Это означало, что объем наставнической работы возрастет. Некоторых наставников попросили взять себе третьего или четвертого ученика, и, кроме того, пришлось пригласить нескольких новых специалистов. К концу 1999 года около двух третей персонала подразделения были включены в эту программу, из них девять человек выступали в роли наставников.
Пары наставников и учеников были сформированы не случайно, а в результате серьезных размышлений. На первом этапе оба члена пары были из одной и той же команды, и наставник был либо линейным менеджером, либо другим вышестоящим сотрудником. Второй этап был более сложным. Ученикам не позволяли выбирать наставников самостоятельно, так как это могло бы привести к чрезмерной загрузке некоторых из них и к отсутствию учеников у других потенциальных наставников. Поэтому команда топ-менеджеров определила возможности каждого ученика и предложила им одного наставника на выбор. Если это предложение не принималось, на обсуждение выдвигалась следующая кандидатура.
Если это было возможно, предпринимались попытки объединения женщин в пары с женщинами, а представителей этнических меньшинств — с другими представителями меньшинств. Как говорит Марк Уитли:
В зависимости от вашей точки зрения это может показаться тактичным или нетактичным, но мы считаем, что это действие может принести некоторую пользу, особенно если в организации существуют проблемы, связанные с этнической принадлежностью или с отношениями полов.
Что происходит на практике? ■ 109
Другим критерием, используемым для формирования пар, была предполагаемая «синергия», или личностная совместимость, наставников и учеников (это определяла команда топ-менеджеров). Затем Марк выяснял индивидуальные предпочтения наставников и учеников, касавшиеся потенциальных партнеров, делал необходимые перестановки и давал определенные комментарии. Более 90% участников программы одобрили первых предложенных им наставников и учеников.
Сейчас эта программа продолжает работать. Наставники и ученики еженедельно проводят часовую встречу. Иногда встречи отменяются, главным образом это вызвано трудностями работы или страхом ученика, что его посчитают неподготовленным. Наставникам не рекомендуют соглашаться на отмену встречи в случае, когда заявленная учеником причина отражает лежащую в основе отказа потребность в развитии, например улучшении способности управлять своим временем.
Формат этих встреч, посвященных обзору достигнутого результата, строго определен; ученика просят построить план встречи; наставник повторно обсуждает вопросы, оставшиеся с момента последней встречи; (с согласия ученика) прорабатываются другие вопросы, которые, по мнению наставника, полезно обсудить.
Такая структура также допускает обсуждение любых областей или сфер профессиональной деятельности, являющихся источниками тревог и опасений (ведь их можно превратить в возможности для роста!); разбор существующих вопросов развития; анализ новых перспектив.
Начальные занятия обычно мотивируют ученика прорабатывать руководство по самостоятельному обучению (СМАЙЛ), они направлены на осознание им своего личного профиля, компетенций, требований, предъявляемых к нему работой, на постановку целей и на выработку плана обучающих действий — Плана личного развития (ПЛР). Цель этого этапа: познакомить ученика с комплексом задач и начать движение к его реализации:
Этот подход поощряет учеников осмыслять проблемы и действия, необходимые для их решения. Роль наставника состоит в том, чтобы внушить ученикам необходимость принятия самостоятельного решения, что же им нужно делать. Конечная цель — разработать План личного развития, проработать его, оценить результаты и затем начать цикл заново, двигаясь к новым целям. Здесь наставник должен слушать, выступать в роли зеркала, способствовать активной работе ученика над углублением осознания и направлять людей к принятию на себя ответственности за свое обучение и планы действий. После этого ученику остается принять решение о том, что для него самого является наилучшим или самым важным.
110 ■ Глава 4. Наставничество: слияние теории и практики
Наблюдение за успешной реализацией программы велось несколькими способами. Марк неформальными путями проверял, происходили встречи или нет. Кроме того, был разработан «механизм поддержки», состоявший из отдельных встреч для учеников и наставников, которые проводил каждые два месяца сам Марк. На них обсуждались СМАЙЛ и ожидания сотрудников, происходил обмен мнениями и поиск ответов на вопросы. Эти встречи организовывались самым тщательным образом, чтобы не подорвать ничью уверенность в себе. Это был неформальный способ выяснить, что же происходит на самом деле, а чего не происходит. Кроме того, у каждого участника программы была возможность поговорить с Марком лично, о чем-то спросить его и обсудить такие проблемы, как отношения между учеником и наставником, поддержка ПЛР линейным менеджером и возвращение к началу программы, если такая мера кажется необходимой.
Оценка производилась с использованием опросника круговой (360-degree) обратной связи для отслеживания процесса и сбора мнений о навыках и качествах наставника. Результаты сравнивались с результатами «контрольной (нормальной)» группы и обсуждались с наставниками, что содействовало личному росту и развитию участников.
Несмотря на то что отношения между наставниками и учениками являются конфиденциальными, как и содержание их встреч, очевидно, что введение СМАЙЛ и программы наставничества было благоприятно воспринято персоналом. Эти нововведения влились в рабочий ритм организации и эффективно заработали. Некоторые люди без труда восприняли новые отношения; другим понадобилось гораздо больше времени, чтобы оценить их важность. Отношения «развалились» лишь в одной или двух парах, где наставники слишком активно стремились «помочь» советом и/или меньше времени уделяли слушанию.
Хотя данная программа по сути является наставнической, в ней иногда можно заметить элементы коучинга. Некоторые наставники занимались коучингом своих протеже в процессе СМАЙЛ, демонстрируя наилучшие способы ее использования. Время от времени получалось так, что наставники выдвигали какие-либо предложения, в которых ученики после самого тщательного разбора не могли обнаружить для себя пути для развития и продвижения вперед. По большей части такие ситуации возникали в контексте: «Вот то, что я мог бы сделать. Возможно, это работает в моем случае, но может не сработать у тебя...» В рамках идеи о том, что учеников необходимо ориентиро-
Что происходит на практике? ■ 111
вать на самостоятельные решения и действия, не поощряется решение проблем «вместо» учеников, в то время как любое вмешательство наставника в отношения линейного менеджера и ученика на стороне последнего «подвергается позитивному осуждению».