Классификация интервью
Definitions / Определения
ü Интервью - это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, причем запись ответов последнего производится либо интервьюером (его ассистентом), либо механически. Ядова В.А. (Но это определение охватывает, пожалуй, лишь формализованные интервью, т. к. предполагается определенный заданный план.). (Более общим, кажется определение, которое дает Добреньков В. И.):
ü Интервью - это метод получения необходимой информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера с респондентом. Добреньков В. И. (Из этого видно, что автор концентрирует внимание в первую очередь на беседе как основе интервью).
üInterviewing is a meeting of two persons to exchange information and ideas through questions and responses, resulting in communication and joint construction of meaning about a particular topic. Janesick (2004)
Интервью обычно применяется
Во-первых, на ранней стадии исследования для уточнения проблемы и составления программы;
Во-вторых, при опросе экспертов, специалистов, глубоко разбирающихся в том или ином вопросе;
В-третьих, как наиболее гибкий метод, позволяющий учитывать особенности личности опрашиваемого.
Метод интервью и по сей день продолжает оставаться одним из основных способов сбора информации. Предметные области, для изучения которых он использовался и используется, чрезвычайно многообразны.
Наряду с широкой практикой использования этого метода, усилия множества научных коллективов были направлены на разработку эффективной методологии интервью и совершенствования процедур, техники и приемов интервьюирования. О его методологической изощренности свидетельствует хотя бы тот факт, что еще в 1929г. американские социологи различали 17 процедур интервью и 64 разновидности технических приемов и средств, применяемых при его проведении.
Классификация интервью
По форме общения интервью подразделяют:
ü Формализованное(стандартизованное) - интервьюеру не разрешается изменять формулировки или порядок вопросов, а также задавать новые вопросы. Все условия процедуры регламентированы. Как следствие, обеспечивается высокая степень сопоставимости всех индивидуальных результатов, сокращается до минимума количество ошибок при формулировании вопросов, повышается надежность итогов опроса. Все это приобретает особое значение в тех случаях, когда необходимо опросить большое количество людей, используя для обработки информации средства статистики.
Однако мнения респондентов при этом обычно не получают полного выражения, а самому опросу становится присущ несколько формальный характер, затрудняющий достижение хорошего контакта между исследователем и опрашиваемыми.
ü Полуформализованное (полуструктурированное, полустандартизованное), где порядок вопросов и их формулировки могут меняться в течение разговора. Такое исследование основано на использовании двух видов вопросов. Одни из них - обязательные, основные - должны быть заданы каждому опрашиваемому, другие - «подвопросы», уточняющие - применяются в беседе или исключаются из нее интервьюером в зависимости от ответов на основные вопросы.
Тем самым достигается определенная вариативность опроса, возможность учета индивидуальных особенностей респондентов и изменений коммуникативной ситуации. В то же время полученные таким образом сведения сохраняют значительную сопоставимость. Исследователь активно управляет диалогом, при необходимости фокусируя внимание опрашиваемых на каких-либо дополнительных аспектах обсуждаемых проблем. Однако при этом он не выходит за пределы заранее составленного перечня вопросов.
ü Неформализованное (неструктурированное, открытое), которое может проводиться без вопросника, а исследователь имеет возможность корректировать характер вопросов в зависимости от хода разговора (используются открытые вопросы). Характеризуется гибкостью тактики построения диалога в пределах заданной темы, максимальным учетом индивидуальных особенностей респондентов, сравнительно большей естественностью условий опроса. Такое интервью применяют при пилотажном исследовании, при опросе небольшого количества людей (например, экспертов), когда не требуется классифицировать и сравнивать результаты интервью.
Существенным его недостатком является затрудненность сопоставлений всех полученных результатов, обусловленная широкой вариативностью задаваемых вопросов. Преимущество же свободного интервью заключается в предоставлении респондентам наилучших возможностей для формулирования собственных точек зрения и более глубокого выражения своих позиций.
В зависимости от носителя первичной социологической информации различают опросы:
ü массовые, когда источником информации являются представители различных социальных групп, профессиональная деятельность которых непосредственно не связана с предметом анализа;
ü специализированные, где главным источником информации являются компетентные в той или иной профессии лица, чья деятельность тесно связана с предметом изучения или чьи теоретические знания, жизненный опыт позволяют давать достаточно авторитетные ответы. По сути участниками таких опросов выступают эксперты. Отсюда еще одно широко распространенное в социологии наименование таких опросов - экспертные опросы.
По стадии исследования выделяют:
ü Предварительное интервью.Используется на стадии пилотажного исследования.
ü Основное интервью.Используется на стадии сбора основных сведений.
ü Контрольное интервью.Используется для проверки спорных результатов и для пополнения банка данных.
По количеству участников:
ü Индивидуальное интервью (глубинное[??1] ) —интервью, в котором участвует только корреспондент (психолог) и респондент (испытуемый).
Глубинное интервью осуществляется с опорой на перечень вопросов. В ходе интервью исследователь стремится получить максимально полную информацию по каждому вопросу. Глубинное интервью проводится в более мене свободной форме, без жестко согласованной последовательности вопросов и вариантов ответов (можно отнести к полуформализованному типу). Это позволяет проводить интервью в более гибком формате, помогает интервьюеру быстрее установить контакт с респондентом и получить более детализированную, «глубинную» информацию.
Как правило, в практике исследований проводятся серии интервью по однотипным вопросам для обеспечения сопоставимости результатов.
Глубинное интервью может быть использовано для решения бизнес-задач в качестве самостоятельного метода, так и в сочетании с другими методами. В практике маркетинговых исследований он может быть использован в сочетании как с количественными методами (любыми разновидностями опроса), так и с качественными методами (фокус-группы, кабинетные исследования и т.д.).
Достоинства глубинного интервью:
— Позволяет получать напрямую от респондента информацию «глубинного» характера;
— Позволяет изучать мнения специфических категорий респондентов;
— Позволяет максимально эффективно использовать визуальные материалы;
— Даёт возможность широкого использования проективных методик.
Однако данный метод имеет ряд ограничений:
— Метод не позволяет изучать мнение большого числа респондентов;
— Влияние личности интервьюера на качество и характер полученной информации;
— Сложность анализа полученных результатов;
— Увеличение продолжительности исследования (по сравнению с использованием других качественных методов);
ü Групповое интервью
К данному виду интервью относится Фокус-группа[??2] (фокусированная групповая дискуссия) — метод качественного исследования, предполагающий групповое интервьюирование респондентов модератором (ведущим).
Фокус-группа предполагает формат «живого диалога» всех участников группы, как между собой, так и с модератором.
Интервьюирование осуществляется по заранее подготовленному перечню вопросов (сценарию фокус-группы), однако в ходе беседы и обсуждения задаётся ряд уточняющих вопросов для конкретизации позиции респондентов.
В практике маркетинговых исследований метод используется для выявления потребительских предпочтений и отношения покупателей к продукту. Кроме того, метод фокус-групп позволяет получить информацию об аспектах потребительского поведения (частота покупок, причина покупок, критерии выбора продукта или услуги и т.д.), проанализировать механизм принятия решения о покупке.
Метод фокус-групп может быть реализован на различных этапах проведения исследования. Прежде всего, данные, полученные с помощью фокус-групп на первоначальном этапе, могут оказать неоценимую помощь исследователю при формулировке гипотез и выборе дальнейшей стратегии исследования. На заключительном этапе исследования метод может быть использован для углубленного анализа и конкретизации данных, полученных с помощью других методов.
Метод фокус-групп имеет ряд достоинств:
— Многофункциональность и гибкость метода;
— Возможность анализа одновременно и спонтанной реакции респондента, и групповой динамики;
— Возможность использования визуальных материалов;
Недостатки метода фокус-групп:
— Влияние личности модератора на качество и характер полученной информации;
— Метод малоэффективен для изучения «личных тем» и глубинной мотивации;
— Организационные сложности, связанные с рекрутом респондентов.
Фокус-группы могут быть классифицированы по следующим признакам:
1) По продолжительности:
· Фокус-группа стандартной продолжительности, продолжительностью 1,5-2 часа;
· Расширенная фокус-группа, продолжительностью около 3 часов, с перерывом.
· 2) По числу участников:
· Фокус-группы, численностью 8-9 человек, подходят для решения большинства исследовательских задач в маркетинге.
(Большие группы численностью 10-12 человек менее эффективны, т.к. не позволяют установить оптимальный контакт модератора со всеми участниками группы).
· Мини-группы, численностью 3-4 человека, подходят для решения задач, требующих более детального и глубокого изучения, но анализ которых возможен на групповом уровне.
3) По характеру полученной информации:
· Стандартные фокус-группы, в ходе которых выявляется лишь фактическая информации и мнение респондентов по тому или иному вопросу;
· Креативные фокус-группы, целью которых является генерирование совместно с респондентами новых идей и решений для бизнеса.
В ходе фокус-группы осуществляет как аудио-, так и видеозапись, о чём респондентам сообщается заранее. Полученные материалы всесторонне анализируются и впоследствии могут быть переданы заказчику в формате аудио, видео, либо в печатном виде (полнотекстовая расшифровка аудио- или видеоматериалов).
Метод интервью предпочтительнее анкетирования в следующих отношениях:
ü вопросов без ответов при нем практически не бывает;
ü неопределенные или противоречивые ответы могут быть уточнены;
ü имеется возможность наблюдения за респондентом и фиксации не только его вербальных ответов, но и невербальных реакций;
ü При интервьюировании появляется возможность учесть уровень культуры, образования, степень компетентности респондента
ü получаемая информация полнее, глубже и достовернее по сравнению с анкетой.
В то же время интервьюирование с полным основанием считается одним из наиболее субъективных методов в современном арсенале научного познания. В нем чрезвычайно велик риск получения недостоверного, преднамеренно или случайно искаженного сообщения.
Главный недостаток метода интервьюирования - его малая оперативность, существенные затраты времени, невозможность его использования в ситуациях краткосрочных массовых опросов. Для начинающих социологов он представляет немало трудностей, т.к. требует специальной подготовки и солидного тренинга. К тому же разные виды интервьюирования предполагают наличие у исследователя неоднозначных наборов знаний и умений.
Практика показывает, что метод устного опроса обеспечивает наилучшие результаты, если применяется в комплексе с другими средствами психологического исследования. Кроме того, необходимо сопоставление полученной с его помощью информации с данными наблюдений, экспериментов, официальной или личной документации, материалами опросов других лиц и т.п.
[??1]http://www.antema.ru/tools/glubinnoe_intervyu/
[??2]http://www.antema.ru/tools/fokus_gruppy/