Изменение метапрограмм

Может ли человек изменить свои метапрограммы? Будьте уве­рены, может! То, что мы усвоили на данный момент из опыта струк­турирования своего мышления, показывает лишь, как мы делали это до сих пор. Но поскольку процесс структурирования наших мыслей и эмоций динамичен и непрерывен, мы всегда можем его изменить. Мы посвятили этому вопросу целую главу — после опи­сания метапрограмм.

Заключение

Нам известно, что люди мыслят по-разному. Это объясняет, почему люди испытывают разные чувства и ценят разные вещи. Это также объясняет, почему люди говорят и ведут себя по-раз­ному. Мы отличаемся — мы радикально отличаемся друг от друга в этих аспектах человеческого функционирования.

Так почему же люди ведут себя, разговаривают, ценят, чувствуют и мыслят по-разному? Потому что они используют разные пат-терны мышления и восприятия. Мы называем их метапрограмма­ми. Эти метапрограммы в качестве операционных систем челове-

52_____________________ Часть I. Понимание паттернов сознания

ка существуют на логическом уровне, находящемся выше нашего сознательного уровня мыслей и эмоций. Они указывают на те стили и процессы сортировки, которые мы научились использовать для мышления об объектах. По этой причине данные программы по большей части оказываются за рамками сознания (или над ним). Данная когнитивно-поведенческая модель рассматривает, как люди управляют сознанием, и объясняет не только причину, по которой мы столь часто живем в различных мирах, но также ка­ким образом мы пришли к этому. Кроме того, она, как маяк, ука­зывает нам, что мы можем предпринять в этой ситуации. Будучи людьми, которые неизбежно наносят на карту и конструируют ре­альности, в которых они живут, мы структурируем свои концеп­туальные миры, а затем встраиваем эти структуры в свои «мета­программы». Но нет такого закона, который требовал бы, чтобы мы всегда структурировали информацию только таким способом. Мы можем предпочесть другие паттерны восприятия. Мы можем предпочесть творить и жить в другом мире!




Глава 2 Метапрограммы для понимания людей

Вы не сможете понять человека, если не знаете мира, в котором он живет!

Почти в каждой области жизни, будь то бизнес, личные отно­шения, семья, воспитание детей и многое другое, важную роль играет умение ладить с другими людьми. Оно столь же важно для успеха, как интеллект, навыки, сообразительность и т. д., причем умение «ладить» с людьми требует, чтобы человек обладал опре­деленной способностью понимания людей.

Что мы имеем в виду, когда говорим о попытке «понять» кого-то? Что именно мы стараемся понять в человеке? Стремимся ли мы понять и осмыслить его стиль мышления и эмоций, ценнос­тей, речи и поведения? Эффективное общение с людьми стано­вится для нас наиболее трудным, когда мы не понимаем их (то есть не понимаем их мышления, эмоций, высказываний, поведе­ния, ценностей).

В чем здесь причина? В том, что мы не можем их разгадать! Мы не можем определить, почему они думают именно так! Мы не можем определить, как они могут испытывать подобные чув­ства] В результате и мы и они чувствуем себя непонятыми, разоб­щенными, настроенными на разные волны. И в то же время пони­мание — это одна из главных ценностей, которые связаны в на­шем представлении с отношениями с другими людьми.

Поэтому нам нужны модель и метод понимания людей.

Но как только нам удается понять людей, возникает другая про­блема. Обнаружив, чем именно их мысли, чувства, ценности, пред­почтения, способы действия и т. д. отличаются от наших, мы вы­нуждены что-то делать с этими нашими различиями. Научиться Распознавать, чем другие люди отличаются от нас, — это первый Второй шаг — научиться признавать, ценить и обосновывать

Изменение метапрограмм - student2.ru 54____________________ Часть I. Понимание паттернов сознания

эти различия. Серьезная работа, не так ли? Затем следует третий шаг: научиться использовать эти различия таким образом, чтобы они не мешали коммуникации и отношениям. Этому и посвяще­на настоящая глава.

Выявление различий, которые характеризуют людей

• Понимание присущих людям различий в стилях сортировки.

• Признание, оценка и обоснование этих различий.

• Работа с дайшыми различиями и использование их в ком­
муникации и отношениях.

Пресуппозиция НЛП

Метапрограммы начинаются с допущения (пресуппозиции), что, психологически, мы все отталкиваемся от наших собствен­ных моделей мира. Каждому из нас присуща уникальная нейро-лингвистическая операционная система мышления и эмоций, цен-ностей, предпочтений и т. д. Если мы исходим из положения, что присущий нам способ осмысления сопровождает любое наше во­сприятие, понимание и переживание окружающего мира, то ме­тапрограмма — это модель, позволяющая понять, как конкретно осуществляется данный процесс.

После того как мы пришли к пониманию, что люди отличают­ся друг от друга способами обработки и сортировки информации, нам необходимо апробировать эти различные стили. Таким обра­зом мы научимся признавать и обосновывать различные метапрог­раммы, которые обнаруживаем у других людей. Соответственно, существующие различия перестанут нас шокировать и у нас от­падет необходимость вести с ними борьбу. Затем мы можем восполь­зоваться базовым коммуникативным паттерном подстройки и ве­дения в ситуации, когда мы слушаем людей и общаемся с ними. Поскольку мы принимаем во внимание различные метапрограм­мы и объединяем их с нашими собственными, то скорее будем пользоваться ими, чем вести споры по их поводу.

Афоризм Кожибски (Korzybski, 1933/1934): «Карта — не тер-, ритория» дает нам возможность разграничить два аспекта реалья ности, в которой мы все живем: аспект внешней реальности (мир проявленной энергии) и аспект внутренней реальности (присущ

Глава 2. Метапрограммы для понимания людей_____________ 55

щие людям субъективные мысли и эмоции, убеждения, ценности

и т. д.).

Мы живем в очень сложно устроенном мире. Чтобы совла­дать с ним, мы опускаем (игнорируем) сотни тысяч стимулов. Мы обобщаем стимулы, которые превращаем в общие категории, и мы искажаем другие стимулы, создавая наш собственный внутрен­ний мир — наши представления. Эти три процесса (опущение, обобщение и искажение) происходят как на сенсорном уровне (что именно мы ощущаем), так и на лингвистическом (как мы словес­но описываем это себе и другим).

Читая эти строки, вы опустили множество аудиальных и ви­зуальных стимулов вокруг вас, не так ли? Оторвитесь от книги на мгновение... прямо сейчас и постарайтесь обратить внимание на... все картины, звуки, запахи, вкусовые ощущения, внутренние диа­логи, телесные ощущения вокруг и внутри вас. Каким образом вы избирательно проигнорировали все эти стимулы? Столь же инте­ресно, каким образом вы сейчас настроились на них, приняв та­кое решение? С неврологической точки зрения вы обладаете спо­собностью избирательно слышать, избирательно видеть и изби­рательно ощущать. Можете ли вы сейчас направить свое внимание на пальцы левой ноги? Этот стимул существовал и за мгновение до того, как я о нем упомянул, — но осознавали ли вы его?

Эти избирательные зрение, слух и ощущения объясняют, по­чему, при том что мы живем в одном мире друг с другом, каждый из нас имеет собственные, уникальные опыт, представления, чув­ства и модели этого мира. Это объясняет, почему два свидетеля одного и того же события могут описать его совершенно по-раз­ному. Фактически, их описания могут рассказать так же много о них самих и их метапрограммах, как и о событии.

Такой подход проливает свет на крайне важное обстоятельство, касающееся людей. Все мы функционируем исходя из нашей соб­ственной модели мира. Эта модель мира состоит из нашей менталь­ной карты объектов, находящихся за пределами нашей нервной системы, из нашей системы убеждений и восприятия. Она иден­тифицирует наш внутренний субъективный мир — эту внутрен­нюю реальность.

Мы имеем дело не с «реальностью» (фактическими проявле­ниями энергии вокруг нас), а с превращениями этой энергии. Наша нервная система снова и снова осуществляет абстракцию, созда­вая нашу карту территории, и эта карта состоит из того единствен­ного, что мы можем знать и с чем мы имеем дело. Карты охваты-

56_________________ Часть I. Понимание паттернов сознания

вают наше понимание реальности — нашу индивидуальную истину. Реальность первого уровня (внешний и «объективный» мир) от­личается от реальности второго уровня — нашей субъективности. Пребывая в мире, мы функционируем исходя из этой второй ре­альности.

Мы начинаем понимать других людей в той мере, в какой идеи- ] тифицируем их карты реальности. Затем мы можем использовать это понимание для улучшения коммуникации и отношений. Для этого от нас требуется осознать их языковые паттерны, фильтры убеждений/ценностей и образ мышления. Таким образом, мы вхо-дим в их мир и подстраиваемся под их реальность. Если нам это удается, мы можем более энергично с ними взаимодействовать: влиять, убеждать, понимать и общаться.

Второй аспект включает наш нейросемантический мир. Мы об­ращаемся к нему, когда анализируем различия между нами и дру-гими людьми, предполагая, что «все различия — это просто семан­тика». Мир семантики (слова, значения и т. д.) существует на чи­сто вербальном уровне нашей внутренней субъективности (отсюда термин «нейросемантика», обозначающий продукт нашего мозга и нервной системы). Он не существует вовне. Он существует как «семантическая реальность». Однако эта нейросемантическая ре­альность ведет не только к спорам, которые вызывают смятение и панику, к непродуктивным состояниям и испорченным отноше­ниям, но также к войнам между нациями. Когда мы путаем терри­торию (реальность) с нашей картой (субъективной реальностью) этой территории, мы не способны осознать, каким образом раз­личные стили обработки информации влияют на переживания и эмоции.

Рационально-эмотивная поведенческая терапия (РЭПТ, ра­нее РЭТ) предлагает когнитивную схему эмоций и личности. Дан-ная модель постулирует тот же самый неврологический факт: ак­тивизирующие события могут лишь инициировать результирую-щие эмоции и поведение внутри нас. Это происходит потому, что они активизируют нашу систему убеждений (понимание, интер-претация, смысл, оценка, точка зрения) и подвергаются обработ-ке уже опосредованно, через нее.

Исходя каждый из своей личной субъективной реальности, мы живем своей повседневной жизнью и понимаем (или оказываем-| ся не способны понять) друг друга. Если вы действуете исходя из допущения, что другие люди обрабатывают информацию, прояв­ляют эмоции, ценят, воспринимают, реагируют и ощущают реаль-

Глава 2. Метапрограммы для понимания людей_____________ 57

ность точно так же, как вы, то окажетесь не способным осознать удивительную уникальность окружающих. Вы также будете про­ецировать на них собственную модель или карту мира. Это, в свою очередь, не позволит вам увидеть множество иных особенностей мышления и эмоций других людей. Именно с этим обстоятель­ством связана та ключевая проблема, с которой большинство из нас сталкивается, когда пытается «понять» другого человека. Обыч­но мы «читаем» людей, используя фильтры наших собственных паттернов. Однако при этом мы видим только то, что способны видеть, — мы видим лишь то, что мы обычно видим внутри себя.

Наши рекомендации