Чтение метапрограмм посредством выявления метасостояний

Метапрограммы иметасостояния не идентичны, но между ними существуют тесные отношения. Поэтому иногда мы можем выя­вить первые посредством вторых.

Хотя оба этих термина (метапрограммы и метасостояния) на­чинаются с «мета», они относятся к совершенно разным феноме­нам. Чтобы не путать одно с другим, помните, что метапрограм­ма — это структурирующий процесс, связанный с восприятием и паттернами мышления. Напротив, метасостояние — это состоя-

Тпава 11- Чтение метапрограмм и подстройка под них______ 281

ние, относящееся к состоянию. Метапрограмма связана с теми сор­тирующими паттернами, которые определяют, как мы обрабаты­ваем информацию. Метасостояние — это состояние мышления-эмоций или физиологии (например, гнев, страх, радость, удоволь­ствие и т. д.), посредством которого мы влияем на другое состояние. В результате образуется сложная и многослойная форма субъективности — например, страх в связи со страхом, гнев по поводу страха, чувство вины из-за гнева, радость в связи с деп­рессией, депрессия в связи с радостью.

Здесь мы используем термин «состояние» для характеристи­
ки психо-физического состояния (состояния сознания-тела), ко­
торое определяется мыслями и чувствами. Это превращает его
в холистическое «нейро-лингвистическое» состояние, связанное
с чем-то. Возможно, нас посещают гневные мысли и чувства в связи
с тем, как к нам относится Джон. Таким образом, состояние пред­
ставляет собой форму реакции человека на что-то (или воспри­
имчивости к чему-то). -.оо

Метасостояние говорит о наших реакциях на наши реакции. Я испытываю чувство радости по поводу своей способности ис­пытывать страх, поскольку она позволяет мне получать важные сигналы. Я опасаюсь своего гнева, поскольку он может выйти из-под контроля. Я испытываю чувство вины в связи с чрезмерным проявлением эмоций. Я радуюсь своим знаниям и ценю свою ра­дость по поводу своих знаний.

В метасостояниях мы более не привязываем свои мысли и чув­
ства к окружающему миру или к чему-то, Находящемуся вне нас.
Мы привязываем свои мысли и чувства к ряду других своих мыс­
лей и чувств (состояний). В первичных состояниях сознание
изливается вовне, воспроизводя, фильтруя мир и придавая ему
смысл. В метасостояниях сознание отображается на самое себя и
на некоторые из своих продуктов (мысли-чувства). Отстраняясь
°т своих первичных состояний, концептов, идей, ментальных ка­
тегорий, внутренних переживаний и переходя относительно них
на уровень «мета», мы получаем доступ к метасостоянию, связан­
ному с ними. ,тв£

Хотя метапрограммы не обязательно связаны с состояниями с°знания-тела, это вполне возможно. Метапрограмма может стать Метасостоянием.

Предположим, к примеру, что человек почти все время и по- во всех контекстах использует определенный стиль мышле-ия-эмоций. Соответственно, такая метапрограмма начинает функ-

282________________________________ Часть III. Применения

ционировать в качестве «ведущей» (Hall, 1990). Если глобальная или гештальт сортировка выступает в качестве ведущего фактора и влияет у данного человека почти на всю обработку информации (№ 1), тогда более чем вероятно, что она приведет его в своего рода глобальное состояние — состояние сознания и тела, в кото­ром он будет мыслить, чувствовать и сортировать объекты более высокого уровня.

Если другой человек ведом процедурой (№ 21), данная метапро­грамма может также соответствовать процедурному состоянию и приводить человека в это состояние. Ведущие метапрограммы (и те, которыми мы злоупотребляем) часто описывают и порождают психо-физические состояния. В результате метапрограммы могут превращаться в метасостояния.

Какой механизм тут действует? Данное превращение проис­ходит потому, что стиль обработки и сортировки (метапрограм­ма) часто включает в себя обрабатываемую информацию. Как та­ковая метапрограмма содержит некоторые внутренние репрезен­тации (в том числе убеждения, ценности, представления и т. д.), которые раз за разом приводят человека в соответствующие со­стояния.

Вероятно, вы уже обратили на это внимание, работая с метапро -граммами, не так ли? Когда перед нами «глобальный» человек, он не только обрабатывает информацию глобально и дедуктивно, но также ценит глобальное мышление, верит в него и будет оспари­вать утверждение, что «копейка рубль бережет». Аналогичным образом процедурный человек не только сортирует, используя» «пошаговые процессы», но также ценит таковые, верит в их зна­чимость и т. д. Для такого человека переход к «возможностям»-может фактически означать попрание некоторых из его убеждб*1 ний и ценностей. Такой переход будет подрывать какие-то из его часто переживаемых «состояний», противореча им.

Таким образом, если мы излишне ценим или слишком часто используем определенную метапрограмму, то привыкаем рассмат-ривать все через ее фильтр. Предположим, он включает метапрог*» рамму «специфика/детали» при сортировке информации. Пред­положим, что человек ведом этим фильтром, всегда уделяя глав­ное внимание деталям. Предположим далее, что человек не обладает гибкостью сознания, позволяющей переходить к глобальной точ­ке зрения. Или что он использовал данную мыслительную уста­новку как часть своего самоопределения: «Я — детальный чело­век!» Или мы можем предположить, что человек излишне цени*

11. Чтение метапрограмм и подстройка под них_______ 283

или слишком часто использует другую метапрограмму, скажем процедуры. Тогда она будет влиять на большинство первичных состояний этого человека, делая эти состояния очень жесткими и структурированными. Когда человек будет рефлексивно направ­лять свои мысли-чувства на какое-то предшествующее состояние, он станет использовать эту метапрограмму. Тем самым метапрог­рамма может превратиться в метасостояние, вводя нас в него. По­этому мы можем обнаружить «я»-процедуру, процедуру-радость, процедуру-любовь, процедуру-тревогу.

То есть поскольку мысли (или внутренние репрезентации) дей­ствуют нейро-лингвистически, вводя нас в определенные психо­физические состояния, часто используемые метапрограммы ста­новятся привычными, а это привыкание может затем вызывать соответствующее состояние сознания-тела. Любая привычная метапрограмма, которая порождает какое-то нейро-лингвистиче-ское состояние, как только мы прилагаем ее к другому состоянию, порождает метасостояние.

Наши рекомендации