Повторная проверка в порядке контроля
Обратите внимание!
В Постановлении от 03.04.2012 N 15129/11 Президиум ВАС РФ рассмотрел вопрос о правомерности назначения повторной выездной проверки в ситуации, когда решение инспекции отменено вышестоящим налоговым органом по процедурным основаниям.
Как отметил Президиум ВАС РФ, целью назначения повторной проверки в порядке контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа является оценка эффективности проведения им первоначальной проверки. Если же повторная проверка назначена с целью доначисления налогов по тем же обстоятельствам и правонарушениям, которые были отражены в отмененном решении, то оснований для проведения повторной проверки нет.
Однако отмена решения инспекции вышестоящим налоговым органом по процедурным основаниям не означает, что впоследствии доначисления по отмененному решению не смогут быть взысканы с налогоплательщика. ВАС РФ разъяснил, что за вышестоящим налоговым органом остается право после отмены решения инспекции принять новое решение и уже в рамках административного контроля исправить допущенные процедурные нарушения инспекции.
При проведении повторной выездной проверки в порядке контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа (абз. 5 п. 10 ст. 89 НК РФ) вышестоящий налоговый орган может фактически заново и в полном объеме проверить деятельность налогоплательщика по тем налогам и за те налоговые периоды, которые уже были предметом первоначальной выездной проверки.
В то же время в ходе такой выездной проверки может быть проверен не любой период из уже проверенных ранее в рамках первоначальной выездной проверки, а только не превышающий трех календарных лет, предшествующих году вынесения решения о проведении повторной проверки (абз. 3 п. 10 ст. 89 НК РФ).
Например, налоговая инспекция в августе 2011 г. провела выездную проверку по НДС, налогу на прибыль организаций и НДФЛ за I полугодие 2011 г. и за 2008 - 2010 гг.
В марте 2012 г. принимается решение о проведении повторной выездной проверки по тем же налогам. Однако в рамках повторной проверки могут быть проверены указанные налоги только за период 2009 - 2010 гг. и за I полугодие 2011 г. Как видим, проверяемый период сократился на год.
ПОВТОРНАЯ ПРОВЕРКА
ПРИ ПОДАЧЕ ДЕКЛАРАЦИИ С НАЛОГОМ К УМЕНЬШЕНИЮ
Рассмотрим ситуацию, когда повторная выездная проверка связана с подачей уточненной декларации, в которой сумма налога заявлена к уменьшению (абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ).
Обратите внимание!
Положения абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ не исключают возможности проведения повторной выездной проверки налогоплательщика в случае представления им уточненной декларации по налогу на прибыль, в которой увеличена сумма первоначально заявленного убытка. Такую позицию занял Президиум ВАС РФ в Постановлении от 16.03.2010 N 8163/09.
Повторной проверке в данном случае подлежат налог и период, по которым представлена уточненная декларация. Данное правило закреплено в абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ. Аналогичного мнения придерживаются и контролирующие органы (Письма Минфина России от 21.12.2009 N 03-02-07/2-209, ФНС России от 22.01.2010 N ШТ-17-2/12@).
В отношении пределов повторной проверки, проводимой на основании абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ, высказался ВАС РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 16.03.2010 N 8163/09). По мнению судей, предметом такой проверки могут быть только:
- сведения, изменение которых повлекло уменьшение ранее заявленного налога;
- сведения, связанные с такой корректировкой.
Проверять другие сведения уточненной декларации налоговики не вправе.
С пределами проведения повторной проверки также связан вопрос о периоде, за который она может быть проведена. Налогоплательщик может подать уточненную декларацию за период, который находится за пределами трех лет, предшествующих году проведения повторной проверки. Возникает вопрос: допустимо ли проводить повторную проверку в этом случае? Может ли быть проверен период, указанный в такой декларации?
Исходя из положений абз. 2, 3 п. 4 ст. 89 НК РФ налоговые органы вправе проверить весь корректируемый период, включая тот, который выходит за пределы трехлетнего срока.
Минфин России в Письме от 19.04.2013 N 03-02-07/1/13473 уточняет, что налоговое законодательство не ограничивает сроков представления уточненной декларации и назначения повторной проверки в соответствии с абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ.
Повторная проверка по уточненной декларации с суммой налога к уменьшению проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, который проводил предыдущую выездную проверку (абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ).
Вместе с тем существуют судебные решения, в которых признано правомерным проведение повторной выездной проверки и новым налоговым органом, в который налогоплательщик представил уточненную декларацию (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.01.2009 N А58-2053/08-0325-Ф02-6772/08 <7>).
--------------------------------
<7> Отметим, что данное Постановление отменено Постановлением Президиума ВАС РФ от 28.07.2009 N 5172/09, но по другим основаниям.
ОСОБЕННОСТИ ВЫЕЗДНЫХ ПРОВЕРОК
ОРГАНИЗАЦИЙ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ВЫЕЗДНАЯ ПРОВЕРКА