Тема 13. Организация системы обучения персонала. Управление профессиональным развитием персонала

Темы докладов:

1. Профессионализм и профессионализация труда: современные проблемы.

2. Развитие персонала как инвестиционный процесс и параметры, его определяющие.

3. Формирование резерва кадров и организация работы с ним.

4. Проблемы создания потенциала управленческих кадров.

Вопросы к семинару:

1. Профессиональное развитие персонала: понятие и принципы, обусловливающие потребность в развитии.

2. Управление профессиональным опытом персонала.

3. Групповое развитие персонала.

4. Формы и методы обучения работников.

5. Циклическая модель обучения персонала.

6. Определение потребности в обучении и повышении квалификации персонала.

7. Создание резервов кадров на выдвижение.

Тема 14. Управление высвобождением персонала

Темы докладов:

1. Взаимосвязь понятий высвобождения и увольнения персонала.

2. Содержание работы с сотрудниками предпенсионного и пенсионного возраста.

3. Методы высвобождения персонала, используемые в мировой практике.

Вопросы к семинару:

1. Виды увольнений по степени добровольности ухода работника из организации.

2. Формы и методы работы службы управления персоналом в случае ухода работника по собственной инициативе (проведение заключительного интервью), в случае увольнения по инициативе администрации и выхода на пенсию.

3. Понятие аутплейсмента и его этапы.

4. Регламент «Порядок увольнения персонала на предприятии».

5. Целесообразность использования аутплейсмента.

Тема 15. Движение и перемещение персонала

Темы докладов:

1. Управление текучестью кадров.

2. Эффективность работы по снижению текучести кадров.

3. Ротация кадров как инструмент профессионального развития персонала.

Вопросы к семинару:

1. Понятие движения кадров.

2. Внутреннее и внешнее движение персонала.

3. Абсолютные и относительные показатели оборота по приему и выбытию кадров.

4. Определение уровня текучести кадров.

5. Определение уровня экономических потерь, вызванных текучестью кадров.

6. Определение причин текучести кадров.

7. Внутрифирменное движение кадров.

8. Перемещение персонала.

9. Факторы, определяющие оптимальный срок пребывания человека в одной должности.

Тема 16. Оценка эффективности системы управления

Персоналом

Темы докладов:

1. Система управления издержками на персонал.

2. Методы определения затрат на содержание персонала организации.

3. Причины неэффективного управления персоналом.

Вопросы к семинару:

1. Понятие об эффективности управления персоналом.

2. Содержание понятия «затраты на персонал».

3. Значение и задачи регулирования, планирования, учета и контроля и оптимизации затрат на персонал.

4. Состав затрат на персонал.

5. Анализ затрат на персонал и их планирование в рамках общих затрат на производство.

6. Факторы, влияющие на величину расходов на персонал организации.

7. Оценка эффективности затрат на персонал.

8. Соотношение экономической и социальной эффективности управления персоналом.

9. Оценка эффективности работы службы управления персоналом.

10. Оценка текучести персонала и абсентеизма.

Тема 17. Международный опыт управления персоналом

Темы докладов:

1. Зарубежный опыт управления персоналом.

2. Опыт внутрифирменного и профессионального обучения за рубежом.

3. Особенности подготовки менеджеров за рубежом.

4. Особенности оценки персонала на зарубежных фирмах

5. Международные проблемы в управлении человеческими ресурсами.

Вопросы к семинару:

1. Особенности управления персоналом в США.

2. Особенности управления персоналом в Японии.

3. Возможности использования зарубежного опыт на российских предприятиях.

9. Методические указания (рекомендации) по подготовке курсовых работ

ВВЕДЕНИЕ

Написание курсовой работы – это самостоятельная научно-исследовательская деятельность студента, являющаяся составным и необходимым элементом процесса обучения, позволяющим выявить теоретическую подготовку к решению практических задач.

Курсовая работа имеет своей целью: систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по дисциплине и применение этих знаний при решении конкретных научных, экономических и производственных задач; развитие навыков ведения самостоятельной работы и применения методик исследования и экспериментирования при решении разрабатываемых в курсовой работе проблем и вопросов; выяснение уровня подготовленности студентов для самостоятельной работы.

Курсовая работа представляет собой законченную разработку актуальной проблемы в области управления персоналом и должна обязательно включать в себя как теоретическую часть, где студент должен продемонстрировать знание основ кадрового менеджмента по разрабатываемой проблеме, так и практическую часть, в которой необходимо показать умение использовать для решения поставленных в работе задач методов ранее изученных научных дисциплин.

Курсовая работа выполняется на материалах конкретного предприятия (организации), по теме, утвержденной заведующим выпускающей кафедры. Руководитель курсовой работы оказывает необходимую методическую помощь и осуществляет контроль ее выполнения и оценку результата.

Выполнение курсовой работы состоит из ряда взаимосвязанных этапов:

- подготовительный этап (разработка предварительного плана работы над проблемой и сбор необходимой информации);

- обобщение и анализ информации;

- работа над основной частью;

- оформление основного текста;

- оформление иллюстративного материала;

- защита работы на кафедре.

Курсовая работа на заочном отделении должна быть сдана для проверки за 30 дней до начала сессии.

ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ

Тематика курсовых работ должна быть актуальной и охватывать широкий спектр проблем кадрового менеджмента. Студенты выбирают любую из предложенных тем (прил. 1), кроме того темы могут уточняться и изменяться в зависимости от фактических задач и условий предприятия. В случае изменения темы, она должна быть согласована с руководителем. По каждой студенческой группе кафедра издает распоряжение с указанием выбранной темы курсовой работы и научного руководителя.

Структура и содержание работы

Содержание курсовой работы должно соответствовать обозначенной теме. Изложение курсовой работы должно быть написано ясным, грамотным языком, применяемые термины и определения должны соответствовать общепринятым в научной и специализированной литературе.

Текст курсовой работы должен раскрывать ее содержание, теоретический и практический замысел, содержать методы исследования и методику расчетов, описание изучаемой проблемы, экономический анализ основных показателей деятельности исследуемого предприятия (организации), необходимых для обоснования предлагаемых мероприятий, рекомендации по возможному решению проблемы, общие выводы и заключения.

Курсовая работа содержит:

- титульный лист (прил. 2);

- содержание (прил. 3);

- введение;

- теоретический раздел;

- аналитический раздел;

- рекомендательную часть;

- заключение;

- список использованной литературы;

- приложения.

Введение должно содержать обоснование актуальности выбранной темы и ее соответствие современным требованиям экономического и социального развития:

- раскрывается актуальность и новизна проблем, решаемых в курсовой работе;

- дается оценка (в сжатой форме) современного состояния разрабатываемой темы (проблемы), перечень вопросов, связанных с решением проблемы;

- называется объект исследования (предприятие в целом или его структурное подразделение или исследуемый рынок (например, рынок рекрутинговых услуг))

- указывается предмет исследования (либо процессы, протекающие в сфере трудовых отношений, на рынке труда);

- формулируются цель и задачи курсовой работы.

Объем введения – 1,5-2 стр. печатного текста.

В теоретической главе должны быть представлены теоретические и методологические вопросы, понятийный аппарат рассматриваемой проблемы, обоснование целесообразности ее решения и изложение содержания используемых методов и приемов исследования в работе.

На основе изучения современных печатных источников в последнем разделе первой главы должны быть рассмотрены дискуссионные подходы и различные точки зрения на какие-либо вопросы выбранной темы. Автор курсовой работы должен их критически оценить и обосновать собственную точку зрения. Раздел подразумевает творческое осмысление последних публикаций по теме курсовой работы в различных источниках информации. На использованные при написании раздела источники необходимо давать ссылки по тексту.

Объем раздела – 10-15 стр. печатного текста.

Аналитическая главакурсовой работы выполняется на базе материалов, собранных и должным образом сгруппированных во время производственной практики. В этой части работы реализуется подготовленность студента к анализу деятельности предприятия.

На первом этапе анализа дается краткая характеристика предприятия (организации) как объекта исследования: описание сферы деятельности, организационно-функциональная и управленческая структура и объемы выпускаемой продукции (работ, услуг) и т.д. Кроме того, приводятся показатели, содержащие обобщающие выводы о результатах хозяйственной деятельности предприятия (в динамике за 3-5 лет) и дается их комплексная оценка (без детализации).

Социально-экономические показатели исследуемого предприятия группируются в аналитические таблицы (прил. 4), на основании которых приводится описание сложившихся тенденций, указывается, на какой стадии своего жизненного цикла находится организация. Выводы по таблицам иллюстрируются графиками.

Обязательным разделом второй главы, независимо от темы курсовой работы, является анализ кадрового состава предприятия как объекта управления. Анализ кадрового состава проводится в форме изучения показателей численности работников (в динамике за 3-5 лет) по категориям персонала, полу, возрасту, уровню образования, стажу, уровню квалификации, уровню доходов и др. кадровых показателей. Эмпирические данные также группируются в аналитические таблицы, сопровождаемыми выводами и графиками.

В следующем разделе приводится критический анализ существующего на предприятии (в подразделении) состояния дел по рассматриваемой проблеме.

В конце аналитической главы формулируются четкие выводы по результатам анализа, отмечаются положительные и отрицательные аспекты рассматриваемой в курсовой работе проблемы.

Целью экономического анализа является выявление как положительных, так и отрицательных сторон состояния исследуемой проблемы; вскрытие причин, обусловливающих слабую работу предприятия в конкретном экономическом и социальном направлении; обозначение возможных направлений улучшения (совершенствования) соответствующей работы на исследуемом предприятии. При этом нельзя ограничиваться простой констатацией фактов – необходимо дать им квалифицированную оценку и сделать обоснованные выводы о необходимости принятия по анализируемой проблеме управленческих решений.

Показатели, необходимые для выявления причинно-следственных связей, группируются по основным признакам, исчисляются средние и относительные величины (коэффициенты, проценты, индексы и пр.), строятся аналитические таблицы, графики, которые дают наглядное представление о различных показателях, взаимосвязанных анализируемых явлениях.

Объем раздела – 15-20 стр. печатного текста.

Рекомендательная глава разрабатывается на основе материалов теоретического и аналитического разделов и посвящается обоснованию рекомендаций, предложений, которые вытекают из проведенного анализа, специальной проработанной литературы, передовой практики российских предприятий и зарубежного опыта.

Каждое предложение должно сопровождаться:

- подробным описанием его содержания;

- рекомендациями, связанными с реализацией данного мероприятия;

- обоснованием с экономической и социальной точек зрения;

- необходимыми расчетами.

Экономическое обоснование рекомендуемых мероприятий должно состоять из следующих направлений:

- определения степени прогрессивности предлагаемого решения и целесообразности его внедрения;

- расчета экономического эффекта, который может быть получен при внедрении рекомендуемого мероприятия.

Объем раздела – 5-10 стр. печатного текста.

Заключение курсовой работы является ее логическим завершением, содержит краткие выводы по всем трем главам и конкретные предложения по реализации рекомендуемых мероприятий или по дальнейшему улучшению соответствующей работы (разрешению рассматриваемой проблемы) на предприятии.

Объем раздела – 1-2 стр.

Список литературыдолжен содержать перечень и библиографическое описание только тех источников, которые использованы при написании курсовой работы. Список составляется в соответствии с требованиями ГОСТа. С целью качественного и всестороннего изучения рассматриваемых в курсовой работе вопросов, рекомендуется использовать не только отечественную, но и зарубежную литературу. Список составляется по алфавиту авторов, и должен содержать не менее 15 литературных источников.

В приложениипомещаются материалы, носящие вспомогательный характер:

- массивы исходных данных;

- таблицы;

- положения, инструкции и другие локальные документы;

- программы и т.п.

Оформление курсовой работы

Курсовая работа должна оформляться с учетом требований ГОСТов.

Текст курсовой работы печатается на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (297*210 мм) без рамок. Допускается также формат 288*203 мм. При выполнении работ с помощью ЭВМ рекомендуется использовать шрифт размера – 14 пт, Times New Roman, полуторный межстрочный интервал.

Заполнение текста осуществляется с полями: левое - 30 мм, правое - 10 мм, верхнее и нижнее - не менее 20 мм.

Текст не должен содержать не удаленных (зачеркнутых или поставленных в скобки) неправильных слов, выражений, ошибок и т.п. В тексте не допускается сокращение слов, кроме установленных правилами русской орфографии, пунктуации (т.е. – то есть, гг. – годы и т.п.), а также соответствующими государственным стандартам. Не допускаются разного рода вставки и дополнения, помещенные на отдельных страницах или оборотной стороне листа, а также переносы целых абзацев текста в другие места с пометкой: «продолжение на с. …».

Титульный лист оформляется по образцу, данному в прил. 2.

Текст курсовой работы должен быть разбит на разделы (главы). Разделы имеют порядковую нумерацию в пределах всей работы и обозначаются арабскими цифрами с точкой в конце, например: 1.; 2. и т.д. Введение и заключение не нумеруются.

Разделы могут быть разбиты на подразделы (пункты). При этом подразделы нумеруются арабскими цифрами с точкой в конце в пределах раздела (2.1.)

Разделы и подразделы должны иметь содержательные заголовки. При этом заголовки разделов пишут прописными буквами с расстоянием до последующего текста 10 мм, подразделов – строчными буквами, первая буква – прописная. Номер соответствующего раздела или подраздела ставят в начале заголовка. Точку в конце заголовков не ставят, слова в заголовках не переносят, заголовки не подчеркивают.

Очередной раздел необходимо начинать с новой страницы, а очередной подраздел – там, где заканчивается предыдущий подраздел. Не допускается писать заголовок раздела на одном листе, а его текст – на другом.

Пункты курсовой работы не должны начинаться и/или заканчиваться таблицей, рисунком, формулой или цифрой.

Все страницы курсовой работы должны быть пронумерованы. Номер страницы ставится в правом верхнем углу листа. На титульном листе и содержании номер страницы не ставится. В содержании курсовой работы последовательно перечисляются наименования всех составных частей работы с указанием номеров разделов, подразделов и пунктов и проставляются номера страниц, на которых начинается соответствующий текст. В содержание включаются также все приложения с указанием их номеров, наименований и страниц, на которых начинается их текст.

Курсовая работа пишется от третьего лица единственного числа (например, «…автор считает, что…») или от первого лица множественного числа (например, «по-нашему мнению,…»). Стиль написания работы – повествовательный, вопросы в курсовой работе не задаются.

Основные требования к стилю и качеству текста:

а) Краткость изложения. Следует помнить, что работа предназначена только для чтения специалистами, поэтому не следует освещать элементарные вопросы, давать определения всем терминам и понятиям. Фразы должны быть максимально конкретными и краткими;

б) Логичность изложения. Это особенно важно при описании взаимосвязанных и взаимозависимых процессов или явлений и процессов, протекающих последовательно. При необходимости следует акцентировать причинно-следственные связи;

в) Личное отношение к излагаемому материалу. Это достигается, в частности, использованием вводных и соединительных слов, типа: из этого следует, как видно из вышесказанного, таким образом, в связи, при этом, на наш взгляд и т.д.;

г) Четкость изложения. Рекомендуется возможно более широко использовать изложение на базе классификации, поэтапного подразделения, табличных форм, сравнительной характеристики. Нельзя применять фразы, не выражающие четкой мысли, суждения или затрудняющие четкое понимание;

д) Максимальное использование специальной терминологии, позволяющей, как правило, сократить фразы и увеличить их точность;

е) Максимальное использование количественных числовых показателей для характеристики состояния дел на предприятии, в подразделениях;

ж) Минимальное использование цитат из литературы. Их следует заменять конкретными ссылками на источники;

з) отсутствие личных местоимений. Следует ориентироваться, главным образом, на использование безличного наклонения, например, вместо «я принимаю» – «принимается», «я считаю» – «по нашему мнению» или «по мнению автора» и т.д.;

и) Безусловное соблюдение всех правил пунктуации, в том числе и при изложении расчетов.

Таблицы. Цифровой материал оформляется в виде таблиц. Таблицы размещают после первого упоминания о них в тексте таким образом, чтобы их можно было читать без поворота работы или с поворотом по часовой стрелке.

Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другую страницу, при этом заголовок таблицы помещают только над ее первой частью, а над переносимой частью пишут «Продолжение табл. …» с указанием номера таблицы.

Каждая таблица должна иметь свой заголовок. Над заголовком таблицы в правой стороне листа помещают надпись «Таблица» с указанием арабскими цифрами ее номера. Нумерация таблиц сквозная в пределах работы или раздела. В последнем случае сначала указывается номер раздела, а затем номер собственно таблицы (2.1.).

Цифры в графах таблиц должны проставляться так, чтобы разряды чисел во всей графе были расположены один под другим. В одной графе количество десятичных знаков должно быть одинаковым. Если данные отсутствуют, то в знаках ставится знак тире. Графы таблиц должны быть пронумерованы.

На все таблицы в тексте должны быть сделаны ссылки с указанием их порядкового номера, например «… в табл. 2.2.» или (см. табл. 2.2.).

Формулы, приводимые в курсовой работе должны быть наглядными, а обозначения, применяемые в них, - соответствовать стандартам.

Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой, в той последовательности, в какой они даны в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента дается с новой строки. Первую строку объяснения начинают со слова «где» без двоеточия после него.

Формулы и уравнения следует выделять из текста свободными строками. Если уравнение не умещается в одну строку, оно должно быть перенесено после какого-либо арифметического знака.

Формулы нумеруют арабскими цифрами в пределах курсовой работы или раздела. Номер указывают с правой стороны листа на уровне формулы в круглых скобках. Ссылки в тексте работы на формулу производятся с указанием ее порядкового номера, например: «…в соответствии с формулой (3.2).».

Иллюстрации (схемы, графики, рисунки, диаграммы, фотографии) обозначаются словом «Рис.» и располагаются после первой ссылки на них в тексте таким образом, чтобы их было удобно рассматривать без поворота работы или с поворотом по часовой стрелке. Иллюстрации должны иметь наименование.

Номер и наименование иллюстрации помещают под ней. Иллюстрации нумеруют в пределах работы или раздела арабскими цифрами, например: «… на рис. 1.2.» (втором рисунке первого раздела).

Сноски и ссылки.В самостоятельных студенческих работах могут использоваться цитаты или мысли других авторов, при этом с помощью сносок необходимо указывать источник цитирования. Сноски оформляются внизу страницы, на которой расположена цитата. Для этого в конце цитаты обычно ставится цифра, обозначающая порядковый номер цитаты на данной странице. Все строчки и подстрочные пояснения печатаются через один интервал 10-м размером шрифта.

Внизу страницы под чертой, отделяющей сноску от текста, этот номер повторяется и за ним следует название книги, из которой взята цитата, и, через точку-тире, – номер цитируемой страницы.

Например:

 
  Тема 13. Организация системы обучения персонала. Управление профессиональным развитием персонала - student2.ru

1 Эхо Ю. Письменные работы в вузах. – М.: Изд-во «Вестник», 1997. – С. 119.

Если на одной и той же странице цитируется одна и та же книга, во второй сноске можно не повторять полностью ее название, а ограничиться следующим:

 
  Тема 13. Организация системы обучения персонала. Управление профессиональным развитием персонала - student2.ru

2 Там же. – С. 120.

Если та же книга цитируется не на той же странице, то указывается ее автор, а вместо названия пишется «Указ. соч.». Например:

 
  Тема 13. Организация системы обучения персонала. Управление профессиональным развитием персонала - student2.ru

1 Эхо Ю. Указ. соч. – С. 151.

Необходимо пользоваться сносками также в случае, когда в тексте курсовой работы приводятся рассчитанные ранее цифровые данные, характеризующие состояние того или иного вопроса, рассматриваемого в работе.

Ссылки на литературные источники в тексте следует делать по схемам:

а) [3] – на источник, приведенный в списке литературы под номером 3;

б) [3, с.42] или [3, табл.5] – более конкретная ссылка на тот же источник, ориентирующая на материал, помещенный на с. 42 или в табл. 5. Допускается аналогичный способ ссылки на ряд источников: [19], [20], [21], или [19] – [21].

Библиографический список.В список используемой литературы включаются все литературные и другие источники, отчеты предприятий, информационные издания, статьи, на которые в работе сделаны ссылки. Порядок расположения этих источников в списке следующий:

- законы, постановления, указы;

- вся остальная литература в алфавитном порядке по фамилии автора или по названию источника (документа).

При занесении источников в список литературы следует придерживаться установленных правил их библиографического описания. Например:

а) законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др. законодательные и нормативные акты:

1. Закон РФ «О медицинском страховании граждан в РСФСР» (28 июня 1991 г.) // Российская газета. – 1991. – 23 июл. – С.2.

2. О порядке перерасчета тарифных ставок и других видов оплаты труда в связи с изменением 1 января 1998 г. нарицательной стоимости российских денежных знаков (Приложение к постановлению Минтруда России от 10.97 № 52) // Медицинская газета. – 1998. – 14 янв. – С.12.

б) Книга, написанная одним, двумя или тремя авторами:

3. Екатеринославский Ю.Ю. Управленческие ситуации: Анализ и решения. М.: Экономика, 1998.

в) Книга, написанная более чем тремя авторами:

4. Курс экономической теории: Учебное пособие / А.В. Холопов, М.Н. Чепурин, Е.А. Киселева и др.; Под общ. ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. Киров: Кировская областная типография, 1999.

г) Переводное издание

5. Шредер Х., Германн А. Руководитель сообразно ситуации: Пер. с нем. – М.: СП «Интерэксперт», 1994.

д) Статья из газеты:

6. Гангнус П. Менеджмент и психология // Деловой мир. – 1994. – 8 апр. – С.4.

е) Статья одного, двух или трех авторов из журнала:

7. Иванов Н. Внутрифирменная подготовка кадров в экономически развитых странах // Проблемы теории и практики управления. – 1992. – №6. – С.67-72.

ж) Статья из журнала, написанная более чем тремя авторами:

8. Профессия – менеджер по кадрам: [Обучение на американском опыте] / Г. Щекли, Р. Додж, В. Хойер и др.// Человек и труд. – 1993. – №9. – С. 124-127.

Приложения.Каждое приложение должно начинаться с нового листа. При этом в правом верхнем углу пишут прописными буквами: ПРИЛОЖЕНИЕ и указывают его номер. Если в курсовой работе больше одного приложения, их нумеруют последовательно арабскими цифрами, например: ПРИЛОЖЕНИЕ 1, ПРИЛОЖЕНИЕ 2 и т.д. Каждое приложение должно иметь заголовок, который помещают ниже слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» над текстом приложения.

При ссылке на приложение в тексте курсовой работы пишут сокращенно строчными буквами «прил.» и указывают номер приложения, например: «… в прил.1».

На титульном листе номер страницы не ставится. На второй странице указывается содержание работы с указанием страниц начала разделов в курсовой работе.

Типичные ошибки курсовой работы

1. Курсовая работа написана от первого лица.

2. Автор (студент) в курсовой работе задает вопросы.

3. Теоретический раздел курсовой работы не содержит ссылок на используемую литературу.

4. В аналитическом разделе работы отсутствует фактический (цифровой) материал.

5. Фактический (цифровой) материал, используемый в курсовой работе, является устаревшим.

6. Аналитический раздел курсовой работы не содержит графических материалов (таблиц, рисунков).

7. Таблицы, рисунки, список используемой литературы оформлены не в соответствии с ГОСТом.

8. Пункты курсовой работы начинаются и/или заканчиваются таблицей, рисунком, формулой, цифрой.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Наши рекомендации