Любая коммуникация должна увеличивать количество доступных альтернатив

Чем больше вариантов выбора имеет человек, тем более он целостен. В НЛП мы добиваем­ся увеличения количества вариантов выбора. Очень эффективный способ разрушить раппорт с человеком — лишить его выбора. Если он почувствует, что «попал в западню», то мо­жет впасть в сильнейшее возбуждение. Дайте ему вы­бор, и он будет испытывать радость. Говоря в терминах психотерапии, большинство проблем, с которыми мы сталкиваемся при работе с людьми, заключается в их «озадаченности» некото­рой проблемой. Они живут в состоянии, которое мы называем «следствием» некоторой воспринимаемой «причины». Цель психотерапии заключается в пере­мещении клиента из состояния «следствия» к состо­янию «причины», где он сможет выбрать, как ему жить. Чем больше вариантов выбора вы даете кли­енту, тем больше он будет доволен вами как психо­терапевтом. Цель психотерапии заключается в перемеще­нии клиента из состояния «следствия» к со­стоянию «причины», где он сможет выбрать, как ему жить.

20. Совершая какой-либо поступок, люди выбирают наилучший из имеющихся у них в данный момент вариантов.

Как часто мы испытываем сильную фрустрацию при общении с людьми, не понимая причин их пове­дения? Сколько раз мы чешем в затылке и говорим: «Разве они не знают? Что с ними не так?» Подобные мысли, чувства и слова указывают на нашу систему отсчета: это фрейм «Другие должны поступать в со­ответствии с моей моделью мира!». Вышеприведенная пресуппозиция позволяет из­менить ситуацию. В данном случае мы начинаем с рабочей гипотезы, что люди поступают исходя из своих собственных моделей мира и выбирают наи­лучший из имеющихся у них в этих моделях вариан­тов. Таким образом, мы получаем ответ на наш во­прос: «Нет, они не знают, как лучше поступить».

Посылка о том, что люди выбирают наилучший из имеющихся у них вариантов, позволяет нам обра­титься к ним с сочувствием, простить их. Это поощ­ряет проявление доброты, оптимизма и надежды.

Разве это неверно в вашем случае? Вспомните ка­кой-нибудь случай, когда вы вели себя (плохо вели!) хуже, чем ожидали... Разве вы не пытались поступить наилучшим из известных вам способов? Если бы вы у вас был на выбор лучший вариант поведения, раз­ве вы не предпочли бы его?

Разве найдется человек, намеренно делающий выбор, который будет успешно работать ему в

ущерб? Думая, что их выбор улучшит их положе­ние, люди выбирают глупые, скверные, греховные и разрушительные варианты. Понимание, что подоб­ное может случиться как с нами самими, так и с ок­ружающими позволяет нам относиться к ошибкам и глупым поступкам людей с большей добротой и мягкостью.

Понимание этого подтверждает ценность и важ­ность прощения. Представьте на мгновение, что слу­чилось бы, если бы вы приняли это убеждение по отношению к членам вашей семьи. Что случилось бы, если бы вы применяли эту пресуппозицию по отно­шению к вашим коллегам на работе? В церкви? К своим друзьям? К клиентам? Это, несомненно, по­влияло бы на способ вашей коммуникации с други­ми значимыми для вас людьми. Они бы чувствова­ли, что вы верите в них самих и в их способности! И они любили бы вас за это.

Мы можем управлять своим мозгом и контролировать результаты.

Понятие «разум» относится к «интеллекту, прак­тическому рассуждению, пониманию, мышлению, рассудительности». Кажется, что большинство лю­дей думают и поступают так, как если бы они не кон­тролировали свой разум. Бэндлер (Bandler, 1985) писал:

«Большинство людей не пользуются соб­ственным мозгом активно и продуманно. Ваш мозг похож на машину без кнопки "выкл. " Если вы не займете его каким-нибудь делом, он про­сто будет работать и работать, пока ему не на­доест. Если вы поместите человека в условия сенсорной депривации, он начнет генерировать внутренние переживания. Если ваш мозг сидит без дела, он начнет делать что-нибудь, и ему, по-видимому, все равно, что это будет. Вас, возмож­но, это волнует но его – нет.

Я хочу, чтобы вы узнали, как вы можете научить­ся изменять собственный опыт и устанавливать контроль над тем, что происходит в вашем моз­ге. Большинство людей являются пленниками собственного мозга. Они как будто прикованы к заднему сиденью автобуса, а управляет им кто-то другой. Я хочу, чтобы вы научились тому, как управлять собственным автобусом. Если вы не укажете своему мозгу приблизитель­ное направление, он будет либо ехать сам по себе в случайном направлении, либо другие люди найдут способы направить его вместо вас, а они могут не всегда иметь в виду ваши насущ­ные интересы. И даже если это так, они могут по­нимать их неверно!»

НЛП предлагает определенные приемы для уста­новления контроля над собственными мыслительны­ми процессами.

Заключение

Теперь вы знаете, какая операционная система убеждений и ценностей управляет моделью НЛП — реальный фрейм пресуппозиций о том, как работает система сознания и тела. В НЛП мы начинаем сразу с этих пресуппозиций, а не проводим много времени за их изучением, «доказательством», исключением, обоснованием и т. д. Из этого не следует, что суще­ствуют доказательства полезности или бесполезно­сти таких абстрактных исследований; это только означает, что в практической, эмпирической и транс­формационной модели НЛП мы фокусируемся на опыте и прагматичных изменениях.

В практической, эмпирической и трансфор­мационной модели НЛП мы фокусируемся на опыте и прагматичных изменениях.

Упражнения

1. Перепишите 21 базовую пресуппозицию НЛП от руки и держите их при себе на протяжении неде­ли для постоянного просмотра. (Один мой студент [Б. Б.] каждое утро на протяжении нескольких месяцев по прибытии в офис первым делом перепи­сывал эти пресуппозиции).

2. Делитесь базовыми пресуппозициями НЛП каж­дый день с тремя людьми.

3. Подумайте, какая пресуппозиция окажет наиболее глубокое воздействие на вас и напишите соответ­ствующее обоснование.

4. Подумайте, какая пресуппозиция окажет наиболее сильное убеждающее воздействие на вас и напи­шите соответствующее обоснование.

5. Какие пресуппозиции вы уже используете в своей жизни?

Вопросы для размышления

1. Какие пресуппозиции вы уже используете в своей жизни?

2. Что мы понимаем под «базовыми пресуппозиция­ми НЛП»?

3. Что означает термин «эпистемология», и какое отношение он имеет к НЛП?

4. На какой эпистемологии основано НЛП?

5. Если бы вы могли выбрать и интегрировать в свою жизнь одну или две из пресуппозиций НЛП, ко­торые могли бы по-настоящему изменить вашу жизнь, какие две вы бы выбрали? Почему?

6. Что мы в НЛП понимаем под «системами»?

7. Дайте определение «стратегии».

8. Многие из пресуппозиций НЛП подразумевают этические вопросы и темы. Какие пресуппозиции, как вам кажется, говорят об этике?

9. Какую из коммуникативных пресуппозиций вы находите наиболее убедительной или проницательной?

Наши рекомендации