Осмотр и описание следов пролома, разруба и распиливания преград
В случае проникновения в помещение путем пролома, разруба и распиливания дверей, стен, пола и потолка для определения вида примененного инструмента следует изучить и зафиксировать в протоколе осмотра места происшествия:
1) следы пролома (разруба), которые чаще всего остаются на неразрушенной части преграды и представляют собой плоские участки с отображением индивидуальных признаков режущей кромки лезвия топора, лома, стамески или долота в виде чередующихся валиков и бороздок;
2) профиль канавки распила и ее стенок, на которых отображаются следы в виде уступов, вызванных разводом зубьев пилы или их смещением. Размещение этих уступов, а также следы от заклепок рукоятки пилы и других выступающих ее частей на поврежденной преграде могут указать направление распила;
3) оставшиеся на неразрушенной преграде и на отдельных ее фрагментах следы в виде краски, ржавчины, жировой смазки, мела и других веществ, отслоившихся от орудия взлома.
Если взлому деревянных стен или дверей предшествовало просверливание отверстий, после чего промежутки между ними распиливались или разрубались топором, стамеской или долотом, то исследуются сквозные отверстия и оставшиеся стружки, по которым можно судить о типе и размерах сверла. По данной части следа несквозного отверстия, где, как правило, хорошо отображаются индивидуальные особенности режущих кромок, возможно провести идентификацию использованного для взлома сверла.
Осмотр помещения
Прежде всего необходимо смоделировать примерное поведение преступников на месте происшествия, предположить те или иные предметы, с которыми они могли манипулировать. Исходя из этого необходимо:
1. Провести с помощью специалиста поиск отпечатков пальцев рук, в том числе на месте проникновения в жилище, на внутренней поверхности двери, на взломанных замках.
2. Осуществить в местах вероятно плотного контакта с объектами осмотра поиск микроследов, в частности микроволокон. При совершении краж из жилищ преступники перемещаются по помещению, оставляя микроследы обуви на половиках, дорожках, коврах и т.п. Они соприкасаются своей одеждой с мягкой мебелью, иногда примеривают и бросают предметы одежды, сидят на креслах, стульях и диванах, порой даже распивают спиртные напитки, находясь в помещении длительное время. Такое поведение преступников неизбежно порождает обилие микроследов, которые следует отыскивать и изымать. Подлежат изъятию в ряде случаев на предмет проверки на наличие микроследов предметы, с которыми предположительно плотно контактировал преступник. Если это нельзя сделать в силу громоздкости или ценности вещи, то необходимо изымать микроследы с поверхности данных вещей.
3. При обнаружении в помещении или жилище следов пальцев рук целесообразно сразу же после окончания осмотра на основании ст. 186 УПК взять образцы отпечатков пальцев у лиц, проживающих в жилище, находившихся в нем в последнее время, иногда образцы следует брать и у оперативных работников, первыми прибывших на место происшествия, если есть данные о том, что они контактировали с теми предметами, на которых были обнаружены следы. Промедление с получением образцов может в дальнейшем существенно осложнить расследование. При обнаружении отпечатков пальцев нельзя ограничиваться априорной констатацией об их непригодности для идентификации, это возможно только в процессе последующего экспертного исследования. Аксиомой для следователя должно быть — изъятию подлежат все без исключения обнаруженные следы. Нередко следователями недооцениваются имеющиеся современные методы исследования следов. В частности, если отпечатки пальцев рук непригодны для идентификации по папиллярным узорам, то можно использовать «пороскопический» метод исследования или установить групповую принадлежность крови по потожировому веществу.
4. Постараться обнаружить оставленные преступниками на месте происшествия какие-либо предметы (окурки, обгорелые спички, личные вещи и др.), которые несут самую разнообразную информацию: на личных вещах могут находиться следы пота, волосы, специфические микрочастицы, наркотические и психотропные вещества, метки прачечных и химчисток, документы, записки, ключи и другие предметы;
на окурках — следы слюны, губ, характерные следы курения, помады.
5. Немаловажное значение имеет отыскание следователем «улик поведения», т.е. таких следов и вещественных доказательств, которые умышленно оставлены на месте происшествия в целях ввести следствие в заблуждение относительно истинных обстоятельств исследуемого события, увести следователя на ложный путь. Обычно это такие улики, которые явно бросаются в глаза, порой наличие их на месте происшествия выглядит явным абсурдом. К примеру, оставление на месте кражи личных документов, в действительности принадлежащих другим лицам.
6. Учитывая, что кражи с проникновением чаще всего происходят в ограниченном пространстве, нельзя сбрасывать со счетов и запаховые следы преступника, которые неизбежно являются устойчивыми на протяжении относительно длительного времени. Заборы проб запаховых следов осуществляются согласно рекомендациям, изложенным в 11.
7. Попытаться создать аналоги похищенного. Для этой цели следует сфотографировать подобные предметы, если таковые имеются, изъять оставшиеся товарные паспорта, сервисные книжки, чеки, просмотреть семейные альбомы, где, возможно, имеются фотографии похищенных предметов, с помощью специалиста-художника или самостоятельно зарисовать со слов потерпевших внешний вид похищенных ювелирных изделий. Эта информация позволяет в дальнейшем обеспечить большую степень эффективности оперативно-розыскных мероприятий по установлению как лиц, совершивших кражу, так и по розыску похищенного имущества.