Назначение и задачи навигационного оборудования морей

ГЛАВА 11. НАВИГАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ МОРЕЙ

Важнейшей составляющей в обеспечении навигационной безопасности плавания во всех районах Мирового океана является навигационное оборудование (НО), предназначенное для создания благоприятной в навигационном отношении обстановки, обеспечивающей безопасность плавания всех типов и классов судов.

Современные средства НО (СНО) морских путей представляют собой систему береговых, плавучих и космических объектов и предназначены:

1) ® для определения места судна в море;

2) ® для ограждения навигационных опасностей, каналов, фарватеров и рекомендованных курсов в условиях любой видимости;

3) ® для ориентирования судоводителя относительно опасностей;

4) ® для вождения судов в узкостях, на подходах к портам и их акваториям.

Кроме того, СНО используются для обеспечения гидрографических, тральных и девиационных работ, испытаний судовой навигационной техники, определения маневренных элементов судна и т.д.

Под навигационным оборудованием морей подразумевают совокупность рационально спроектированных и размещенных на берегу и в прибрежных водах различных технических средств,предназначенных для решения следующих основных задач:

1) ® обеспечения опознания районов морского побережья, а также навигационных определений места судна;

2) ® обеспечения безопасного следования судна по фарватерам или рекомендованным курсам, по каналам, в узкостях и на акваториях портов;

3) ® указания положения навигационных опасностей, отдельных точек и районов на воде.

СНО должны давать возможность надежно определить место судна в конкретных гидрометеорологических условиях с любой дискретностью и минимальными затратами времени на обработку навигационной информации.

При этом главным критерием, в любом случае, остается требование к соблюдению заданной точности обсерваций в любом районе моря (зоне плавания).

В каждом море можно выделить такие отдельные зоны:

Зона I типа ® зона стесненного плавания с узкими (В = 100¸250 м) каналами, фарватерами, акваториями портов и речными участками.

В этой зоне велика вероятность столкновения судов и их посадки на мель. Поэтому здесь к СНО предъявляются повышенные требования к точности обсерваций, их дискретности и времени обработки навигационной информации.

Погрешность определения места судна в этой зоне не должна превышать ±10¸±50м при непрерывном выполнении обсервацийимгновенной обработке навигационной информации. Последние 2 условия возможно выполнить, если будет несколько наблюдателей и специально подготовленные «планшеты узкости» с заранее нанесенными на них сетками изолиний.

Зона II типа ® зона стесненного плавания с подходами к портам и узкостям с шириной прохода £ 10 кб.

В этой зоне требуемая точность определения места судна составляет ±100 ¸ ±200 м (±0,5 ¸ ±1,0 кб.) при частоте обсерваций через каждые 1 ¸ 5 мин. и допустимом времени обработки навигационной информации 0,5 ¸ 1,0 мин.

Зона III типа ® зона прибрежного плавания с фарватерами шириной 2¸20 кб (0,2 ¸ 2,0 мили).

В этой зоне требуемая точность определения места судна составляет ±100 ¸ ±800м (0,5 ¸ 4,0 кб.) при частоте обсерваций через каждые 1¸1,5 мин. и допустимом времени обработки навигационной информации 0,5¸1,0 мин.

Зона IV типа ® зона прибрежного плавания с районами РДС при ширине полосы движения > 10 ¸ 20 кб. (1,0¸2,0 мили).

В этой зоне требуемая точность определения места судна составляет ±400 ¸ ±900м (2,0¸5,0 кб.) при частоте обсерваций через каждые 5¸10 мин. и допустимом времени обработки навигационной информации 1¸3 мин.

Зоны III и IV типов обычно занимают прибрежную полосу моря шириной 15 ¸ 20 миль с судоходными проливами. Зачастую прибрежные зоны располагаются вдоль внешней границы шхер, отдельно лежащих островов и навигационных опасностей.

Близость берега и наличие естественных навигационных опасностей в зонах прибрежного плавания требуют от СНО очень надежного обеспечения судовождения, простоты и удобства их использования.

Зоны прибрежного плавания очень оживлены по количеству плавающих судов. Поэтому СНО должны легко распознаваться судоводителями и тем самым обеспечивать надежную ориентировку и быстрое определение места судна.

Зона V типа ® зона прибрежной части шельфа морей с рекомендованными путями и районами свободного плавания.Эта зона охватывает полосу моря шириной ~ 50 ¸ 200 миль вдоль материков и в настоящее время включена многими государствами в территориальные воды.

Здесь СНО должны обеспечивать точность определения места судна не ниже ±1,0 ¸ ±5,0 кб. (200 ¸ 1000 м) при дискретности обсерваций 20 ¸ 30 мин. и затратах времени на обработку навигационной информации не > 1 ¸ 3 мин.

Зона VI типа ® зона открытого моря.В этой зоне СНО должны обеспечивать точность определения места судна ±1,0 ¸ ±2,0 мили (2.000¸3.000 м) с дискретностью обсерваций до 2 ¸ 4 часов и затратах времени на обработку навигационной информации не более 10 ¸ 15 мин.

Международная ассоциация маячных служб (МАМС) рекомендует следующие точности определения места, при которых обеспечивается безопасность судовождения во всех зонах плавания судна. (табл. 11.1)

Эти точности плавания судов и должны обеспечивать СНО конкретного района.

Таблица 11.1

Наши рекомендации