Права и обязанности сторон договора транспортной экспедиции

Договор транспортной экспедиции, помимо прочего, является взаимным. Это означает, что у обеих сторон рассматриваемого договора имеются корреспондирующие права и обязанности. ГК РФ только в самом общем виде упоминает о правах и обязанностях экспедитора и клиента (например, право сторон расторгнуть договор в одностороннем порядке, обязанность выдать экспедитору доверенность, если таковая требуется, и т.п.). Основные положения о правах и обязанностях сторон договора транспортной экспедиции прописаны в Законе N 87-ФЗ.

Так, клиент вправе выбирать маршрут следования груза и вид транспорта, требовать у экспедитора, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, предоставления информации о процессе перевозки груза, давать указания экспедитору в соответствии с договором транспортной экспедиции (ч. 6 ст. 3 Закона N 87-ФЗ). Клиент также вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив экспедитора об этом в разумный срок. При этом, заявив об отказе, клиент возмещает экспедитору убытки, вызванные расторжением договора (ст. 806 ГК РФ).

Экспедитор вправе получить необходимые документы и информацию о грузе (ч. 1 ст. 804 ГК РФ), не приступать к исполнению обязанностей по договору транспортной экспедиции в случае непредставления необходимой для исполнения обязательства информации (ч. 3 ст. 804 ГК РФ, ч. 4 ст. 3 Закона N 87-ФЗ), отступать от указаний клиента, если это необходимо в интересах клиента и экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить клиента в порядке, определенном договором, о его согласии на такое отступление или получить в течение суток ответ на свой запрос (ч. 1 ст. 3 Закона N 87-ФЗ). Если договором транспортной экспедиции не предусмотрено иное, экспедитор вправе выбирать или изменять вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки груза различными видами транспорта, исходя из интересов клиента, при этом незамедлительно уведомляя клиента о своих действиях (ч. 2 ст. 3 Закона N 87-ФЗ), привлекать третьих лиц для исполнения своего обязательства, если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор обязан исполнить обязанности лично (ст. 805 ГК РФ), отказаться в одностороннем порядке от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив клиента в разумный срок и возместив ему убытки, вызванные расторжением договора (ст. 806 ГК РФ).

Помимо названных, экспедитор имеет и другие права, установленные законом и договором. В частности, одним из таких прав является право экспедитора, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им в интересах клиента расходов или до предоставления клиентом надлежащего обеспечения исполнения своих обязательств в части уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им расходов. В этом случае клиент также оплачивает расходы, связанные с удержанием имущества. За возникшую порчу груза вследствие его удержания экспедитором в случаях, предусмотренных частью 3 ст. 3 Закона N 87-ФЗ, ответственность несет клиент. Анализируя приведенную норму ч. 3 ст. 3 Закона N 87-ФЗ, Ф.М. Полянский обращает внимание на то, что право на удержание груза возникает у экспедитора, только если это предусмотрено договором. По его мнению, это противоречит ч. 1 ст. 359 ГК РФ, по смыслу которой право кредитора на удержание вещи должника возникает исключительно в силу неисполнения последним денежного обязательства и не требует специального упоминания в договоре. Данное противоречие, как считает Ф.М. Полянский, должно разрешаться в пользу ГК РФ [14]. Указанное мнение заслуживает внимания.

Что касается обязанностей экспедитора, то в соответствии с ГК РФ и ст. 4 Закона N 87-ФЗ они могут быть сведены к следующим: оказание услуг в соответствии с договором транспортной экспедиции, сообщение клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты информации - запрос у клиента необходимых дополнительных данных, уведомление клиента о допущенных отступлениях при исполнении договора транспортной экспедиции, предоставление информации клиенту в соответствии с нормами Закона РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", если в качестве клиента выступает потребитель, а также выдача клиенту экспедиторского документа, предоставление оригиналов договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента, незаключение от имени клиента договора страхования груза, если это прямо не предусмотрено договором транспортной экспедиции.

Основными обязанностями клиента в соответствии с ГК РФ и Законом N 87-ФЗ являются прежде всего предоставление экспедитору документов и другой информации о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанности, предусмотренной договором транспортной экспедиции (ч. 1 ст. 804 ГК РФ), уплата причитающегося экспедитору вознаграждения, а также возмещение понесенных им расходов в интересах клиента (ч. 2 ст. 5 Закона N 87-ФЗ).

Ответственность сторон по договору транспортной экспедиции определяется в соответствии с этим договором, ГК РФ, а также Законом N 87-ФЗ и другими законами. Как следует из ст. 803 ГК РФ, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору транспортной экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами гл. 25 ГК РФ. "По общему правилу гл. 25 ГК экспедитор как предприниматель обязан возместить клиенту убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства безотносительно к наличию своей вины. Экспедитор освобождается от ответственности в случае наличия обстоятельств непреодолимой силы" [15].

Однако закон предусматривает и ограниченный размер ответственности экспедитора перед клиентом (в том числе это касается ответственности по договорам транспортной экспедиции в международном сообщении, которая в настоящей работе намеренно не рассматривается). Согласно ст. 803 ГК РФ и ч. 2 ст. 6 Закона N 87-ФЗ в случае, если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик. Как известно, ответственность перевозчика в большинстве случаев является ограниченной.

За утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза экспедитор несет ответственность в виде возмещения ущерба и только в случае, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. При этом размер ответственности экспедитора за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза ограничен пределами, установленными ст. 7 Закона N 87-ФЗ.

За нарушение срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции экспедитор возмещает убытки, если иное не предусмотрено договором между ними и если экспедитор не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента. При этом, если клиентом является потребитель, экспедитор уплачивает клиенту за каждые сутки или час (если срок указан в часах) просрочки неустойку в размере 3%, но не более 80% суммы причитающегося экспедитору вознаграждения, а также возмещает убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательства, если не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента (ст. 9 Закона N 87-ФЗ).

Статья 10 Закона N 87-ФЗ содержит правила об ответственности клиента перед экспедитором. Клиент несет ответственность за убытки, причиненные экспедитору в связи с неисполнением обязанности по предоставлению информации, указанной в Законе N 87-ФЗ. При этом ответственность клиента перед экспедитором подчиняется общим правилам об ответственности за нарушение обязательств. В то же время Закон N 87-ФЗ предусматривает и специальные правила. В частности, согласно ч. 1 ст. 10 Закона N 87-ФЗ если будет доказана необоснованность отказа клиента от оплаты расходов, понесенных экспедитором в связи с исполнением обязательств по договору транспортной экспедиции, клиент должен уплатить экспедитору помимо указанных расходов штраф в размере 10% от суммы этих расходов. Кроме того, клиент несет ответственность за несвоевременную уплату вознаграждения экспедитору и возмещение понесенных им в интересах клиента расходов в виде уплаты неустойки в размере 0,1% от вознаграждения экспедитору и понесенных им в интересах клиента расходов за каждый день просрочки, но не более чем в размере причитающегося экспедитору вознаграждения и понесенных им в интересах клиента расходов.

Статья 11 Закона N 87-ФЗ предусматривает возможность для сторон договора транспортной экспедиции установить более высокий размер ответственности экспедитора по сравнению с установленным законом или международным договором размером ответственности и признает ничтожными соглашения об устранении имущественной ответственности экспедитора или об уменьшении ее размеров, установленных Законом N 87-ФЗ.

За исключением предъявления иска к экспедитору потребителем, до предъявления клиентом иска по договору транспортной экспедиции требуется предъявление им претензии к экспедитору. Данное положение содержит ст. 12 Закона N 87-ФЗ. Этой же статьей предусматривается, что претензия должна быть подана клиентом в течение 6 месяцев со дня возникновения права на предъявление претензии, а также указывается момент начала исчисления сроков для предъявления претензий. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договоров транспортной экспедиции, составляет 1 год.

Наши рекомендации