Схема 2.1. СТИЛИ МЫШЛЕНИЯ


ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ В МИРЕ РАБОТЫ 41

   
  АНКЕТА 2.1  
  Какой тип мышления предпочитаете Вы?  
  Прочитайте каждое из нижеследующих утверждений и решите, по отношению к Вам это правда или нет. Сверьте свои ответы с ключом   1. Я верю в силу своей интуиции при принятии решений 2. Я тщательно анализирую проблемы, прежде план действий 3. В разговоре я довольно активно использую свои руки и все тело 4. При принятии решений я больше полагаюсь на факты, чем на чувства 5. Мне нравится представлять идеи в виде зрительных образов 6. Другие считают меня мечтателем 7. Я всегда легко обращаюсь с числами 8. Мне нравится деятельно организовывать свою жизнь, чтобы оградить себя от неприятных сюрпризов. 9. Я часто вижу яркие сны по ночам. 10. Математика и наука всегда были моими сильными сторонами 11. Люди говорят, что я хорошо контролирую свое тело 12. Мне очень нравится художественная литература и поэзия 13. Я хорошо выражаю свои мысли словами 14. Мне нравится делать вещи спонтанно, а не планировать все заранее   Если Вы ответили «да» на вопросы 1, 2, 5,6,9,12 и 14, правое полушарие доминирует в работе Вашего мозга. Если Вы обвели «да» при ответе на вопросы 2,4,7,8,10,11 и 13 Вы больше думаете левым полушарием. Если у Вас равное количество утвердительных ответов, значит, ни одно из полушарий не доминирует.   ДА НЕТ  
       

.

Ховарда Гарднера, интеллект представлен в семи вариантах: простран­ственный, телесно-кинестетический, музыкальный, лингвистический, логико-математический, межличностный и внутриличностный (Анке­та 2.2). Давайте рассмотрим каждый из них.

* Люди с пространственным интеллектом способны быстро рас­познавать модели и формы; они мыслят в образах и картинках. Они легко ориентируются в новом городе, потому что могут быст-

42 МИСТИКА ЛИДЕРСТВА



ро создать в голове пространственную карту. Им нравится выра­жать свои мысли в картинах, фотографиях и скульптурах. Доволь­но многие художники, компьютерные дизайнеры и архитекторы обладают этой формой интеллекта.

* Люди с физическим (или телесно-кинестетическим) интеллектом
безошибочно знают, как использовать свое тело. У них хорошая
моторная координация и понимание тонкостей движения. Они
преуспевают в имитации, легко подражая жестам и движениям
людей.

* У людей с музыкальным интеллектом очень чуткие уши; они мо­
гут быстро определить стиль композитора и узнать музыкальное
произведение. Музыка является очень важной частью их жизни.

* Люди с лингвистическим интеллектом обладают большой чувстви­
тельностью к значениям слов. Им нравится играть словами, они
быстро учат иностранные языки и легко распознают разные инто­
нации.

* Люди с логико-математическим интеллектом знают, как разга­дывать логические головоломки и легко обращаются с цифровы­ми задачами. Именно они обычно получают высокие результаты на IQ тестах.

* Люди с межличностным интеллектом способны проникаться чувства­ми других, понимать, как человек чувствует, ладят с людьми и добива­ются всего с помощью окружающих.

* Люди с внутриличностным интеллектом очень хорошо понимают собственные чувства. Обычно они ведут насыщенную эмоциональную жизнь, хорошо понимают собственные мотивации и поведение. Они могут обладать развитой интуицией.

Человек, который учится в колледже на отлично, может потер­петь неудачу в жизни

Несмотря на это разнообразие интеллекта вокруг нас, многие ограничи­ваются только логико-математическим компонентом — той формой ин­теллекта, которую можно измерить с помощью IQ теста. Именно это мы ценим, как индивиды и как общество, и хотим привить себе и другим.

Но IQ (умственное развитие) еще не все. Че­ловек, который учится в колледже на отлично, может потерпеть неудачу в жизни. Некоторые ис­следователи развития человека говорили, что высокий IQ составляет только 20% успеха человека в жизни. Существует множество других

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ В МИРЕ РАБОТЫ 43

  АНКЕТА 2.2  
  Каким интеллектом Вы обладаете?
  Каков Ваш интеллект? Как бы Вы оценили себя по каждому из пунктов классификации интеллекта? Низкий Высокий 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Пространственный Лингвистический Музыкальный Телесно-кинестетический Логико-математический Межличностный Внутриличностный     Чем больше оценка каждого из видов, тем более универсален Ваш интеллект в этом ас­пекте. Однако эти вопросы всего лишь тестовые, и не стоит рассматривать их как опреде­ляющие. Помните, что последние два вида трудно подвергнуть количественной оценке с помощью простых тестов на бумаге.

факторов, влияющих на успех, например, удача, интуитивная прозор­ливость и другие формы интеллекта.

IQ не гарантирует успеха, особенно в лидерстве. Во-первых, люди с высоким IQ не обязательно принимают правильные решения. На са­мом деле, IQ и качества лидера, такие, как принятие решений, очень сла­бо связаны. (В конце концов, если бы высокий уровень IQ был решаю­щим, агенты по трудоустройству стали бы сносить двери математичес­ких факультетов, чтобы нанять на работу математиков.) Во-вторых, люди с высоким IQ часто попадают в интеллектуальную ловушку, «интеллек-туализируя» свои собственные ошибочные решения. В-третьих, люди с высоким IQ часто настолько умело критикуют других, что больше об­ращают внимание на это, чем на поиск конструктивных решений.

В мире бизнеса эмоциональный интеллект — смесь межличностно­го и внутриличностного интеллекта по классификации Гарднера — не



МИСТИКА ЛИДЕРСТВА



менее важен, чем логико-математический. Высокий IQ («коэффициент умственного развития») может быть побит высоким EQ («коэффици­ентом эмоционального развития») (Анкета 2.3).

   
  АНКЕТА 2.3  
  Каков Ваш EQ (или «коэффициент эмоционального развития) ?
    Для каждого из сценариев выберите тот ответ, который больше всего соответствовал бы Вашим действиям   1.Во время рабочей недели, когда Вы почти разрываетесь, стараясь успеть к сроку с несколькими важными заданиями, один из ваших начальников приходит к Вам в кабинет и просит заняться еще одним проектом. Вы знаете, что его мнение важно для будущего продвижения. Что Вы будете делать? А. Вы соглашаетесь взяться за новый проект и собираетесь урезать время, отведенное на уже осуществляемые проекты, порученные его коллегой.   В. Вы говорите, что перегружены, и спрашиваете, какой проект, по его мнению. Вы могли бы отложить на время.   C. Вы организуете встречу с обоими начальниками для того, чтобы установить приоритеты.   D. Вы критикуете его коллегу за то, что он взваливает на Вас слишком много неотложных дел, и говорите, что не можете заняться еще одним.   2. Вы проводите совещание с членами вашей команды для того, чтобы разработать детали запуска новой программы, которая была предметом многих споров. Разговор между двумя членами команды становится настолько напряженным, что один из них поворачивается к Вам и говорит: «Мне надоел этот идиот». Что Вы будете делать? A. Вы не обращаете внимания на эти слова, расценивая их как неизбежную часть такого жаркого спора, и продолжаете совещание.   B. Вы объявляете перерыв и отводите в сторону разозлившегося члена команды, чтобы поговорить с ним.   C. Вы останавливаете обсуждение проекта и выясняете мнение членов группы   D. Вы говорите разозлившемуся члену группы, что его поведение недопустимо, и Вы не собираетесь это терпеть.  
       

.

Наши рекомендации