Схема 2.1. СТИЛИ МЫШЛЕНИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ В МИРЕ РАБОТЫ 41
АНКЕТА 2.1 | |||
Какой тип мышления предпочитаете Вы? | |||
Прочитайте каждое из нижеследующих утверждений и решите, по отношению к Вам это правда или нет. Сверьте свои ответы с ключом 1. Я верю в силу своей интуиции при принятии решений 2. Я тщательно анализирую проблемы, прежде план действий 3. В разговоре я довольно активно использую свои руки и все тело 4. При принятии решений я больше полагаюсь на факты, чем на чувства 5. Мне нравится представлять идеи в виде зрительных образов 6. Другие считают меня мечтателем 7. Я всегда легко обращаюсь с числами 8. Мне нравится деятельно организовывать свою жизнь, чтобы оградить себя от неприятных сюрпризов. 9. Я часто вижу яркие сны по ночам. 10. Математика и наука всегда были моими сильными сторонами 11. Люди говорят, что я хорошо контролирую свое тело 12. Мне очень нравится художественная литература и поэзия 13. Я хорошо выражаю свои мысли словами 14. Мне нравится делать вещи спонтанно, а не планировать все заранее Если Вы ответили «да» на вопросы 1, 2, 5,6,9,12 и 14, правое полушарие доминирует в работе Вашего мозга. Если Вы обвели «да» при ответе на вопросы 2,4,7,8,10,11 и 13 Вы больше думаете левым полушарием. Если у Вас равное количество утвердительных ответов, значит, ни одно из полушарий не доминирует. ДА НЕТ | |||
.
Ховарда Гарднера, интеллект представлен в семи вариантах: пространственный, телесно-кинестетический, музыкальный, лингвистический, логико-математический, межличностный и внутриличностный (Анкета 2.2). Давайте рассмотрим каждый из них.
* Люди с пространственным интеллектом способны быстро распознавать модели и формы; они мыслят в образах и картинках. Они легко ориентируются в новом городе, потому что могут быст-
42 МИСТИКА ЛИДЕРСТВА
ро создать в голове пространственную карту. Им нравится выражать свои мысли в картинах, фотографиях и скульптурах. Довольно многие художники, компьютерные дизайнеры и архитекторы обладают этой формой интеллекта.
* Люди с физическим (или телесно-кинестетическим) интеллектом
безошибочно знают, как использовать свое тело. У них хорошая
моторная координация и понимание тонкостей движения. Они
преуспевают в имитации, легко подражая жестам и движениям
людей.
* У людей с музыкальным интеллектом очень чуткие уши; они мо
гут быстро определить стиль композитора и узнать музыкальное
произведение. Музыка является очень важной частью их жизни.
* Люди с лингвистическим интеллектом обладают большой чувстви
тельностью к значениям слов. Им нравится играть словами, они
быстро учат иностранные языки и легко распознают разные инто
нации.
* Люди с логико-математическим интеллектом знают, как разгадывать логические головоломки и легко обращаются с цифровыми задачами. Именно они обычно получают высокие результаты на IQ тестах.
* Люди с межличностным интеллектом способны проникаться чувствами других, понимать, как человек чувствует, ладят с людьми и добиваются всего с помощью окружающих.
* Люди с внутриличностным интеллектом очень хорошо понимают собственные чувства. Обычно они ведут насыщенную эмоциональную жизнь, хорошо понимают собственные мотивации и поведение. Они могут обладать развитой интуицией.
Человек, который учится в колледже на отлично, может потерпеть неудачу в жизни |
Несмотря на это разнообразие интеллекта вокруг нас, многие ограничиваются только логико-математическим компонентом — той формой интеллекта, которую можно измерить с помощью IQ теста. Именно это мы ценим, как индивиды и как общество, и хотим привить себе и другим.
Но IQ (умственное развитие) еще не все. Человек, который учится в колледже на отлично, может потерпеть неудачу в жизни. Некоторые исследователи развития человека говорили, что высокий IQ составляет только 20% успеха человека в жизни. Существует множество других
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ В МИРЕ РАБОТЫ 43
АНКЕТА 2.2 | ||
Каким интеллектом Вы обладаете? | ||
Каков Ваш интеллект? Как бы Вы оценили себя по каждому из пунктов классификации интеллекта? Низкий Высокий 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Пространственный Лингвистический Музыкальный Телесно-кинестетический Логико-математический Межличностный Внутриличностный Чем больше оценка каждого из видов, тем более универсален Ваш интеллект в этом аспекте. Однако эти вопросы всего лишь тестовые, и не стоит рассматривать их как определяющие. Помните, что последние два вида трудно подвергнуть количественной оценке с помощью простых тестов на бумаге. |
факторов, влияющих на успех, например, удача, интуитивная прозорливость и другие формы интеллекта.
IQ не гарантирует успеха, особенно в лидерстве. Во-первых, люди с высоким IQ не обязательно принимают правильные решения. На самом деле, IQ и качества лидера, такие, как принятие решений, очень слабо связаны. (В конце концов, если бы высокий уровень IQ был решающим, агенты по трудоустройству стали бы сносить двери математических факультетов, чтобы нанять на работу математиков.) Во-вторых, люди с высоким IQ часто попадают в интеллектуальную ловушку, «интеллек-туализируя» свои собственные ошибочные решения. В-третьих, люди с высоким IQ часто настолько умело критикуют других, что больше обращают внимание на это, чем на поиск конструктивных решений.
В мире бизнеса эмоциональный интеллект — смесь межличностного и внутриличностного интеллекта по классификации Гарднера — не
МИСТИКА ЛИДЕРСТВА
менее важен, чем логико-математический. Высокий IQ («коэффициент умственного развития») может быть побит высоким EQ («коэффициентом эмоционального развития») (Анкета 2.3).
АНКЕТА 2.3 | |||
Каков Ваш EQ (или «коэффициент эмоционального развития) ? | |||
Для каждого из сценариев выберите тот ответ, который больше всего соответствовал бы Вашим действиям 1.Во время рабочей недели, когда Вы почти разрываетесь, стараясь успеть к сроку с несколькими важными заданиями, один из ваших начальников приходит к Вам в кабинет и просит заняться еще одним проектом. Вы знаете, что его мнение важно для будущего продвижения. Что Вы будете делать? А. Вы соглашаетесь взяться за новый проект и собираетесь урезать время, отведенное на уже осуществляемые проекты, порученные его коллегой. В. Вы говорите, что перегружены, и спрашиваете, какой проект, по его мнению. Вы могли бы отложить на время. C. Вы организуете встречу с обоими начальниками для того, чтобы установить приоритеты. D. Вы критикуете его коллегу за то, что он взваливает на Вас слишком много неотложных дел, и говорите, что не можете заняться еще одним. 2. Вы проводите совещание с членами вашей команды для того, чтобы разработать детали запуска новой программы, которая была предметом многих споров. Разговор между двумя членами команды становится настолько напряженным, что один из них поворачивается к Вам и говорит: «Мне надоел этот идиот». Что Вы будете делать? A. Вы не обращаете внимания на эти слова, расценивая их как неизбежную часть такого жаркого спора, и продолжаете совещание. B. Вы объявляете перерыв и отводите в сторону разозлившегося члена команды, чтобы поговорить с ним. C. Вы останавливаете обсуждение проекта и выясняете мнение членов группы D. Вы говорите разозлившемуся члену группы, что его поведение недопустимо, и Вы не собираетесь это терпеть. | |||
.