Формирование самооговора, его диагностика
Ложные показания могут заключаться в самооговоре. Не следует забывать, что тактические приемы должны работать в равной мере и на установление невиновности, если обвинение необоснованно. Это относится к лицам, признающим себя виновными, но в действительности не совершившим преступления. Ложные показания по обвинению самого себя должны быть распознаны точно так же, как и ложные показания, направленные на отрицание действительной вины. Следователь должен анализировать, есть ли реальные причины для лжи. Наиболее типичные причины – наличие угроз, зависимости (материальной, служебной), желание помочь близкому и взять вину на себя, попытка путем лжи скрыть более тяжкое преступление. Бывают случаи, когда лицо, полагая, что ему «хуже не будет», по просьбе другого преступника берет на себя вину еще и за его преступление.
Диагностические признаки этих показаний: они совпадают с информацией в СМИ, среди населения, а не с тем, что есть в уголовном деле.
Необходим комплексный подход методов, который позволяет установить, что данные являются ложью. Комплекс диагностических признаков (для юристов):
1. признаки в поведении допрашиваемого, указывающие на то, есть ли причина для лжи у данного человека. Что побудило лицо соврать? Причины:
- стремление помочь близким людям, оградить их от преследования.
- угрозы, запугивания, преследования.
- нахождение в зависимом положении.
- лицо не знает, что за эти действия не наступает ответственность (если взятку вымогали, то за дачу взятки ответственность не наступает).
- когда необходимо скрыть более серьезное преступление менее значимым преступлением.
2. признаки, указывающие на разницу в поведении лиц, действительно виновных в совершении преступления и невиновных в нем.
Невиновное лицо стремится привести доказательства своей невиновности (сообщает конкретную информацию, факты), а виновное лицо требует доказательства от следователя.
Невиновное лицо по ходу допросу пытается воспроизводить все в памяти, все время возвращается к предмету допроса, приводит новые доказательства своей невиновности, а виновный постоянно проскакивает эти моменты, не останавливается на них, не привлекает внимания следователя к ним.
Невиновный обсуждает в ходе допроса, в каком положении оказываются члены его семьи, как к нему будут относиться сослуживцы (его интересует новая обстановка). Виновного интересует квалификация, мера наказания.
3. семантическая группа признаков.
Семантика – наука о содержательном значении элементов лексики. Следует ставить под сомнение:
- данные, которые противоречат с собранными доказательствами,
- данные, указывающие на внутреннее противоречие;
- данные о моментах, о которых подозреваемый не мог знать (во всяком случае, данное лицо не является первоисточником информации), поэтому всегда надо указывать источник получения информации.
- проявление преступной осведомленности по поводу тех или иных моментов преступления.
- «проговорки»: в результате недостаточного контроля излагаемой информации лицо говорит то, что действительно соответствует событию преступления и расходится с его выстроенной легендой.
Проговорка отличается от демонстрации осведомленности объемом и значимостью информации. Проговорку можно использовать в качестве единственного признака диагностики лжи.
4. психолингвистические признаки.
Если сообщается ложная информация, то изменяется структура предложения, появляется большее количество служебных слов: предлоги, союзы, прилагательные. Изменяется темп речи в сторону замедления. Заученное звучание речи:
- очень гладкая речь.
- при прерывании допрашиваемого следователем он продолжит свою речь с того момента, когда он прервался, не замечая, что обстоятельства уже были выяснены следователем с помощью вопроса. Он содержательно не контролирует свою речь (запрограммированность).
- употребление терминов, понятий, выражений, несоответствующих его уровню развития.
+ Существуют расчетные методы психолингвистики, которые позволяют вычислить точный процент лжи.
5. психофизиологические признаки.
Являются ли данные признаки доказательствами или уликами?
При воспоминании событий, которые действительно имели место, активизируется правое полушарие, но отображается все в левой части лица, соответственно, зрачки бегут влево (если человек правша). При логических операциях активизируется левое полушарие, то есть все отображается в правой части лица, зрачки бегут вправо.
Если лицо не привыкло врать, то оно пытается снять свою напряженность путем кинетических, двигательных функций (потерание носа, оттягивание воротника, беспокойная поза).
Признаки повышенной эмоциональной напряженности: расширение зрачков, покраснение, побледнение, выступание пота, учащение пульса, сокращение сонной артерии. Эти признаки имеют диагностическое значение, если мы зафиксировали начальное состояние этой физиологической особенности.