Должностная инструкция специалиста по информационному маркетингу
Общие положения
1.1. Специалист по информационному маркетингу (в дальнейшем 1-маркетолог) относится к категории специалистов, принимается на работу и увольняется с работы приказом директора предприятия по представлению ‹имя и должность работника кадровой службы предприятия›.
1.2. На должность 1-маркетолога назначается лицо, отвечающее квалификационным требованиям, перечисленным в п. 1.5 настоящей инструкции.
1.3. В своей деятельности 1-маркетолог подчиняется непосредственно ‹наименование должностного лица, например: директор службы маркетинга›.
1.4. В своей деятельности 1-маркетолог руководствуется:
1.4.1 законодательными и нормативными документами, регулирующими:
– хозяйственную деятельность экономических субъектов в Российской Федерации; документооборот;
– применение рекламных и иных маркетинговых технологий;
– управление информацией и ее защиту.
1.4.2 методическими материалами, касающимися аналогичных вопросов;
1.4.3 уставом предприятия;
1.4.4 правилами трудового распорядка;
1.4.5 приказами и распоряжениями директора предприятия и непосредственного руководителя;
1.4.6. настоящей должностной инструкцией.
1.5. Квалификационные требования к 1-маркетологу включают в себя:
1.5.1 высшее экономическое образование по специальностям «Маркетинг», «Реклама», «Информационные технологии для бизнеса».
1.5.2 стаж научно-исследовательской работы не менее 3 лет;
1.5.3 достаточные знания в следующих сферах:
– действующее законодательство, постановления, распоряжения, приказы вышестоящих органов, регулирующие управление информацией и применение рекламных и иных маркетинговых технологий;
– методические и иные аналогичные материалы по маркетингу и использованию информационных технологий;
– организация и проведение рыночных исследований;
– методы передачи, обработки и хранения информации, в том числе с применением современных информационных технологий; трудовое законодательство.
1.6. Во время отсутствия 1-маркетолога его обязанности выполняет в установленном порядке ‹наименование должности›, на которого возлагается полная ответственность за их надлежащее исполнение.
Функции
Принятие 1-маркетолога в штат предприятия преследует целью выполнение им следующих функций:
2.1. Осуществление маркетинговых исследований, включая сбор данных и их анализ с последующим составлением отчетов для дирекции служб маркетинга и сбыта.
2.2. Оценка текущей и прогнозирование будущей ситуации на рынке.
2.3. Разработка рационалистических предложений по внедрению новых компьютерных технологий и новых программных продуктов в работу служб маркетинга и сбыта.
2.4. Консультирование дирекции служб маркетинга и сбыта по поводу безопасности конфиденциальной маркетинговой информации (защита коммерческой тайны).
Должностные обязанности
Для выполнения возложенных на него функций 1-марке-толог обязан:
3.1. Осуществлять проведение исследований в области управления информацией, относящейся к коммерческой и сбытовой деятельности предприятия.
3.2. Осуществлять проведение исследований рынка (конкуренция, спрос, цены и т. д.) с последующей обработкой информации до состояния, максимально пригодного в целях менеджмента.
3.3. Осуществлять проведение исследований сбытовой деятельности предприятия для определения эффективности практикуемых маркетинговых тактики и стратегии и нахождения оптимальных каналов сбыта.
3.4. Осуществлять проведение исследований социальной структуры рынка с учетом факторов:
– географического,
– национального,
– половозрастного,
– профессионального,
– экономического и т. д.
3.5. Осуществлять проведение исследований общей конъюнктуры отрасли для оценки перспектив ее развития и открытия возможностей и эффективности сбыта с учетом ожидаемых изменений.
3.6. Осуществлять накопление и хранение информации, собранной в ходе маркетинговых исследований.
3.7. В целях охраны конфиденциальности маркетинговой информации, признанной руководством коммерческой тайной в соответствии с действующим законодательством, обязан:
– выполнять установленный работодателем режим коммерческой тайны;
– не разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, и без их согласия не использовать эту информацию в личных целях;
– передать работодателю при прекращении или расторжении трудового договора имеющиеся в пользовании работника материальные носители информации, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну.
3.8. Отслеживать электронные и печатные публикации по своей деятельности, составлять по ним информационные отчеты, заимствовать передовой отечественный и зарубежный опыт информационного маркетинга.
Права
Маркетолог имеет право:
4.1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.
4.2. Обсуждать с руководством возможности перемен во взаимоотношениях служб и специалистов для полноценного осуществления своих должностных обязанностей.
4.3. Получать от руководителей структурных подразделений и штатных специалистов информацию, необходимую для выполнения своих должностных обязанностей.
4.4. Привлекать специалистов определенных структурных подразделений предприятия к решению проблем управления маркетинговой информацией в соответствии с положениями о структурных подразделениях либо в соответствии с приказом руководителя предприятия.
4.5. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.
4.6. Отказаться от работы с конфиденциальной информацией, если таковая не связана с осуществлением им профессиональных обязанностей.
Ответственность
Маркетолог несет ответственность:
5.1. За неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных действующим трудовым законодательством.
5.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения – в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.
5.3. За причинение материального ущерба – в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством.
5.4. За неудовлетворительную сохранность маркетинговой информации, подлежащей хранению и/или обработке.
5.5. За разглашение или иное нарушение конфиденциальности информации, признанной руководством в соответствии с действующим законодательством коммерческой тайной.
Как видно, маркетолог работает единственно с информацией. Прочие маркетологи фирмы внимают его советам, читают его отчеты и занимаются: ведением переговоров (торговые агенты), планированием рекламных кампаний, переговорами с агентствами маркетинговых коммуникаций для реализации этих планов, планированием торговых акций из разряда промоции (скидки и т. д.), а также иными работами, проводимыми в соответствии с прогностической информацией, предоставленной 1-маркетологом.
Напоследок скажем, что в обозримом будущем ожидается появление в крупнейших мировых компаниях специальных отделов – служб информационного маркетинга (СИМ). Реалии современного бизнеса в России таковы, что говорить о создании СИМ на наших предприятиях пока не приходится. В этой связи в пособии не будут рассмотрены аспекты функционирования такой службы и ее взаимодействия с прочими структурными подразделениями фирмы. Подобные рекомендации станут только перегружать текст. Пособие всецело ориентировано на российскую действительность, вот почему здесь речь идет об одном штатном специалисте по информационному маркетингу (отметим, что в большинстве средних и малых предприятий такой специалист скорее всего окажется директором по маркетингу, поскольку лишь большие компании в состоянии позволить себе роскошь выделить отдельную должность для осуществления функций, которые сравнительно недавно получили признание в экономической науке).