Фотографические принадлежности

Фотопринадлежности — это изделия, служащие для рас­ширения функциональных и эксплуатационных возможностей фотоаппаратов, обеспечивающие получение более качествен­ного изображения, а также сканирование аналоговых фото­снимков, запись (чтение), обработку, хранение и печать циф­ровых фотографий, хранение и переноску фотоаппаратов аксессуаров. К ним относятся: объективы, оптические насад­ки, светофильтры, удлинительные кольца, адаптеры (пере­ходники), бленды, штативы, осветительные приборы, фото­экспонометры, моторные приводы, карты флэш-памяти, уст­ройства для подключения карт флэш-памяти к персональному компьютеру, сканеры, фотопринтеры, футляры, кофры.

Фотографические объективы различаются по величине фокусного расстояния (углу поля зрения) и возможности его изменения, по светосиле, способу фокусировки.

Чаще всего фотоаппараты комплектуются стандартным (нормальным) объективом, имеющим фокусное расстояние, примерно равное диагонали формата, для которого он пред­назначен.

Кроме стандартных объективов, для комплектации фо­тоаппаратов выпускаются объективы с более короткими и более длинными фокусными расстояниями, которые обеспе­чивают большие и меньшие углы поля изображения.

Объективы, у которых фокусное расстояние меньше, чем у стандартных, относятся к короткофокусным (широкоуголь­ным). Сверхширокоугольные объективы с углом поля зрения более 180˚ относят к разряду объективов "рыбий глаз" (fish eye).

Объективы, у которых фокусное расстояние больше, чем у стандартных, относятся к длиннофокусным (узкоугольным). Физическая длина таких объективов определяется его фо­кусным расстоянием.

Отличительной особенностью телеобъективов является сравнительно малая физическая длина при больших фокус­ных расстояниях.

По величине относительного отверстия объективы под­разделяются на сверхсветосильные (1:1,6-1:2), светосильные (1:2,8-1:4,5) и малой светосилы (от 1:5,6).

Насадки представляют собой линзовую оптическую сис­тему в оправе, дополнительно присоединяемую к фронталь­ной линзе объектива с помощью байонета или резьбового соединения.

Они используются для изменения фокусного расстояния объектива и, как следствие, масштаба изображения, а так­же для создания спецэффектов.

Широкоугольные насадки служат для уменьшения фо­кусного расстояния объектива, а телескопические — для его увеличения.

Трансфокаторы представляют собой телескопическую насадку с изменяемым фокусным расстоянием (угловым уве­личением).

Для создания спецэффектов выпускаются множительные и центрирующие линзы, а также различные маски.

Множительные линзы имеют призменное строение и предназначены для получения нескольких совмещенных изоб­ражений на одном снимке при съемке в режиме мультиэкспозиции при неоднократном повороте линзы вокруг оси.

Центрирующие линзы имеют в центре отверстие и пред­назначены для получения резкого в центре и размытого к краям изображения объекта.

Маски представляют собой плоский непрозрачный экран с вырезом, позволяющий ограничить доступ световых лучей к той или иной части кадра при фотосъемке. При помощи масок с прямоугольным или фигурным вырезом (такие маски называются каше), устанавливаемых перед объективом, ме­няют формат и конфигурацию кадра. Закрывая фигурной маской поочередно разные части кадра, осуществляют многократное экспонирование с целью получения на одном кад­ре двух и более совмещенных изображений.

Светофильтры — это оптические приспособления для изменения спектрального состава проходящего через них оптического излучения или равномерного ослабления потока излучения в определенной области спектра. Они широко при­меняются для регулирования относительной яркости цвето­вых тонов, коррекции цветовых оттенков, уменьшения бли­ков, получения спецэффектов.

В зависимости от назначения светофильтры подразделя­ются на ультрафиолетовые, нейтрально-серые, цветные, поляризационные, эффектные.

Ультрафиолетовые фильтры практически бесцветны. Они применяются для поглощения ультрафиолетовых лучей, со­здающих легкую дымку, и таким образом обеспечивают по­лучение более четких снимков.

Нейтрально-серые светофильтры предназначены для ослабления светового потока без изменений его спектраль­ного состава ("уменьшения" экспозиции без изменения ди­афрагмы и выдержки).

Нейтральные светофильтры выпускаются разных плот­ностей и маркируются либо с указанием кратности, харак­теризующей уменьшение экспозиции, либо оптической плот­ности, т. е. процентного количества поглощенного света. Так, например, маркировка нейтрального светофильтра ND 50 означает, что фильтр поглощает 50% падающего света, что равнозначно двукратному уменьшению экспозиции.

Применение нейтральных светофильтров обеспечивает возможность получения качественных снимков при фотогра­фировании в условиях яркого света на высокочувствитель­ную фотопленку без изменения установленных значений ди­афрагмы и выдержки.

Поляризационные светофильтры предназначены глав­ным образом для ослабления (или устранения) на изображе­нии бликов, возникающих при съемке в результате отраже­ния света от гладких неметаллических поверхностей, приводящих к его поляризации. Степень ослабления бликов зави­сит от угла поворота поляризационного светофильтра отно­сительно оптической оси объектива.

Поляризационные светофильтры улучшают условия съемки экспонатов витрин, застекленных картин, людей в очках, а также применяются для затемнения голубого неба, свет от которого поляризован.

Цветные светофильтры предназначены для изменения спектрального состава света, посредством его избирательно­го поглощения. Это приводит к изменению плотностей изоб­ражений объектов различного цвета.

Цветные светофильтры применяются для улучшения цветопередачи, контрастности при съемке облаков, умень­шения или усиления воздушной дымки, повышения четкости изображения.

Цветной светофильтр пропускает главным образом свет того цвета, какой имеет он сам, поглощая при этом другие цвета, которые в совокупности дают белый свет. Поэтому он осветляет свой собственный цвет и делает более темным до­полнительный.

Цветные светофильтры широко применяются как в цвет­ной, так и в черно-белой фотографии. Светофильтры для цвет­ной фотографии имеют меньшую оптическую плотность (го­раздо бледнее) по сравнению со светофильтрами для черно-белой фотографии.

Эффектные светофильтры применяются для получения специальных художественных эффектов, например звезд­ных бликов от ярких источников света, многократного по­вторения изображения в пределах одного кадра, симметрич­ной или асимметричной круговой нерезкости, тонированных изображений и др.

Удлинительные кольца предназначены для осуществле­ния макросъемок (уменьшения ближнего предела фокусиров­ки). Представляют собой комплект металлических или пласт­массовых колец различной ширины. Крепятся между опра­вой объектива и корпусом фотоаппарата посредством резьбового или байонетного соединения, обеспечивая необходимое выдвижение объектива относительно плоскости светочувстви­тельного материала.

Бленда представляет собой приспособление в виде по­лого усеченного конуса или усеченной пирамиды из пласт­массы или металла, надеваемое на объектив. Она служит для предотвращения попадания в объектив световых лучей, не участвующих в образовании светового изображения, особен­но при съемке против света. Бленды должны иметь внутри черную матовую поверхность.

Бленды выпускаются с различными насадочными диа­метрами и длиной. Длина бленды должна выбираться в соот­ветствии с угловыми полями зрения съемочных объективов. В противном случае может произойти срезание углов изоб­ражения или снижение эффективности защитного действия бленды.

Штатив представляет собой приспособление для жест­кой фиксации фотоаппарата во время съемки. Его примене­ние дает возможность фотографу использовать всю шкалу диафрагм объектива и полный диапазон выдержек затвора, осуществлять съемку длиннофокусными объективами, мак­росъемку, съемку в режиме "автоспуск". Фирмы выпускают штативы разных конструкций: складные штативы-треноги, штативы-струбцины, штативы-подставки, штативы-рукоят­ки, штативы-упоры, а также штативы для фотовспышки.

Многие штативы оснащаются штативными головками, позволяющими плавно разворачивать фотоаппарат в различ­ных направлениях без изменения положения самого штатива. Осветительные приборы предназначены для создания необходимого съемочного освещения. Их классифицируют по длительности светового потока (импульсные и непрерывного света), по характеру светового потока (направленного, рас­сеянного и направленно-рассеянного света), по спектраль­ному составу излучаемого света или цветовой температуре источника света (холодного "дневного" света, теплого "ис­кусственного" света).

Импульсные фотоосветители (электронные фотовспыш­ки) предназначены для создания кратковременных световых вспышек высокой интенсивности направленного действия.

По способу электропитания фотовспышки подразделя­ются на сетевые (с питанием от сети переменного тока), ав­тономные (с питанием от встроенных аккумуляторов) и уни­версальные (с питанием как от сети переменного тока, так и от аккумуляторов). По способу соединения с фотоаппаратом существуют фотовспышки бескабельного и кабельного соеди­нений.

По способу регулирования длительности светового им­пульса и (или) угла излучения выделяют управляемые и не­управляемые фотовспышки.

В неуправляемых фотовспышках длительность светово­го импульса постоянна и указывается в паспорте. В управля­емых фотовспышках длительность светового импульса авто­матически регулируется экспонометрическим устройством фотоаппарата. Угол излучения фотовспышки может менять­ся автоматически блоком управления фотоаппарата в зави­симости от фокусного расстояния объектива.

Для создания необходимого освещения при макросъем­ке фирмами выпускаются кольцевые вспышки, которые на­деваются непосредственно на объектив фотоаппарата.

Фотоэкспонометр — светоизмерительное устройство, которое с учетом светочувствительности фотопленки, дает экспозиционные параметры в виде пар чисел "диафрагма-выдержка". Качество фотоэкспонометра определяется диа­пазоном измеряемой яркости (освещенности), величиной угла восприятия, чувствительностью, быстродействием, безинерционностью, отсутствием световой усталости, температур­ной стабильностью, удобством считывания показаний.

Карты флэш-памяти представляют собой сменные носи­тели цифровой информации, используемые в цифровых фо­тоаппаратах для увеличения общего объема записываемой информации. Принцип действия электронной флэш-памяти основан на способности полупроводников сохранять электрический потенциал небольшой величины в течение продолжи­тельного времени (свыше 10 лет). Они являются наиболее удобным и очень надежным, многократно перезаписываемым носителем информации. Ассортимент карт памяти достаточ­но разнообразен. Тип карты, используемой в конкретном фотоаппарате, указывается в инструкции на фотоаппарат. Карты памяти различных стандартов отличаются физичес­кими размерами, количеством и расположением электричес­ких контактов, средним временем доступа, средней скорос­тью записи (чтения) информации, максимальным объемом памяти, энергопотреблением.

Характеристика карт флэш-памяти приведена в таблице.

Наши рекомендации