Правила организации самостоятельной работы

СОДЕРЖАНИЕ

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………………
2 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ………….
3 ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ………....
4 ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ КАК ОСНОВА УСПЕШНОСТИ В ОБУЧЕНИИ…………………………………………………
5 КАК НЕ ЗАСНУТЬ НА ЛЕКЦИИ… ИЛИ СЛУШАЯ, УСЛЫШАТЬ….
6 КАК РАБОТАТЬ С КНИГОЙ…………………………………………….............
7 КОНСПЕКТИРОВАНИЕ ЛЕКЦИИ……………………………….....................
8 ПОДГОТОВКА И УЧАСТИЕ В СЕМИНАРСКОМ ЗАНЯТИИ…………....
9 МОЖНО ЛИ СТАТЬ ЦИЦЕРОНОМ… ИЛИ ОБ ОРАТОРСКОМ ИСКУССТВЕ……………………………………………………………………….
10 КАК ПРАВИЛЬНО РАБОТАТЬ НАД РЕФЕРАТОМ И ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТА…………………………
11 КАК РАБОТАТЬ С ИСТОРИЧЕСКОЙ КАРТОЙ…………………………....
12 КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ………
13 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
14 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данные методические рекомендации разработаны для студентов второго курса колледжа экономики, управления и права на основе программы по истории для СПО с учетом рекомендаций по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования в условиях ГОС СПО (Приложение к письму Минобразования России от 29.12.2000 № 16-52-138 ин/16-13), правил научной организации труда и эргономики. Самостоятельная работа является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом. Время, отводимое на внеаудиторную деятельность студентов, находится в пределах 30% от объема времени, отведенного на нагрузку по дисциплине.

Студенты познакомятся с правилами и приемами выполнения видов самостоятельной учебной работы, следование которым будет способствовать качественному усвоению знаний и формированию умений и опыта, необходимых для успешной профессиональной деятельности.

Основными целями внеаудиторной работы студентов являются:

- овладение знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю;

- формирование готовности к самообразованию, самостоятельности и ответственности;

- развитие творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня;

- повышение эффективности учебного процесса.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ

Наименование разделов и тем Кол-во часов Виды самостоятельной работы студента
Тема 1.1 Экономическая и политическая интеграция в мире как основное проявление глобализации на рубеже XX-XXI веков Работа с таблицами и схемами
Тема 1.3 Россия и страны СНГ в период после распада Советского Союза. Экономика и политика Работа с таблицами и схемами
Тема 1.5 Страны Северной Африки и Ближнего Востока на рубеже XX-XXI веков Подготовка к семинарскому занятию
Тема 1.7 Актуальные проблемы интеграции России в мировую экономическую систему Работа с таблицами и схемами
Тема 2.1 Сущность и типология международных конфликтов после распада СССР Подготовка к семинарскому занятию
Тема 2.5 Этнические и межнациональные конфликты в России и странах СНГ в конце XX – начале XXI века Работа с таблицами и схемами
Тема 3.4 Интеграционные процессы на постсоветском пространстве Работа с учебной и справочной литературой; работа с конспектами лекций, подготовка сообщения
Тема 4.3 Универсализация мировой культуры и рост значимости ее национальных особенностей в современном мире Работа с учебной и справочной литературой; работа с конспектами лекций, подготовка сообщения на тему «Культурные традиции современной России»
Подготовка к итоговой контрольной работе, восполнение пробелов в знаниях Консультации

ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Недельный бюджет учебного времени студента состоит из двух частей:

- работа по учебному расписанию (обязательная учебная нагрузка) – 36 часов;

- внеаудиторная самостоятельная работа - примерно 16-18 часов в неделю.

Для того чтобы выполнить весь объем самостоятельной работы по дисциплинам, включая расширение кругозора, необходимо заниматься самостоятельно не менее 2,5-3,0 часов ежедневно, кроме выходных дней. Самостоятельная работа будет более эффективной при условии соблюдения нескольких довольно простых правил:

- начинать самостоятельные занятия следует с первых же дней учебы, так как пропущенные для работы дни будут потеряны безвозвратно, компенсировать их позднее усиленными занятиями без снижения качества работы невозможно;

- первоочередной задачей организации самостоятельной работы, является составление расписания порядка дня, которое даст общее направление в работе, установит перспективу;

- труд, в особенности умственный, требует умения сосредоточить внимание;

- увеличение производительности труда состоит в экономии времени. Сосредоточенная умственная работа с использованием каждой минуты не только более продуктивна, но и менее утомляет, чем неорганизованный труд. Следует использовать не только малые промежутки времени, остающиеся незаполненными, но и утиль-время, т.е. время ожидания, время проезда. Надо постепенно, настойчиво и непрерывно воспитывать в себе способность экономить время, ускорять темп письма, чтения, ориентировки;

- одним из важнейших факторов, влияющих на производительность умственного труда, является порядок на рабочем месте и состояние окружающей обстановки, благоприятствующее работе;

- работа без отдыха в течение многих часов малопродуктивна и вредна для здоровья. Длительная умственная работа так же, как и длительная физическая работа, дает наилучшие результаты, если установлен правильный ритм, при котором усиленная деятельность чередуется с паузами отдыха. Очень продуктивная форма работы – переключение на другую работу или занятие спортом;

- самоконтроль - это умение контролировать и оценивать результаты учебной работы, и на этой основе управлять процессом овладения знаниями.

Проверка самого себя включает:

- умение следить за собой: за своим поведением, речью, действиями и поступками, понимая при этом всю меру ответственности за них;

- умение контролировать степень понимания и степень прочности усвоения знаний и умений, познаваемых в учебном заведении, в коллективе, дома;

- умение критически оценивать результаты своей деятельности (самооценка).

Способы самоконтроля могут быть следующими:

- перечитывание написанного текста и сравнение его с текстом учебной книги;

- повторное перечитывание материала с продумыванием его по частям;

- пересказ прочитанного;

- составление плана, тезисов, формулировок ключевых положений текста по памяти;

- рассказывание с опорой на иллюстрации, опорные положения;

- самотестирование;

- участие во взаимопроверке (анализ и оценка устных ответов, практических работ, рефератов своих товарищей; дополнительные вопросы к их ответам; написание отзыва, рецензии и т.п.).

Наши рекомендации