Категория модальности. Образ автора в тексте
1. Категория модальности.
2. Что такое модальность? Какими средствами она выражается на уровне предложения?
3. Как разграничиваются фразовая и текстовая модальность?
4. Во всех ли текстах присутствует субъективно-оценочная модальность? От чего зависит коэффициент модальности?
5. Почему восприятие личности автора в тексте – это процесс двунаправленный?
6. Что является содержанием субъективно-оценочной модальности?
7. Назовите средства реализации субъективно-оценочной модальности в тексте. С какими текстовыми категориями переплетается модальность?
8. Модальность –это актегория, доступная познанию любого читетеля?
Семинар 9
Образ автора
1. Охарактеризуйте триаду «производитель речи – субъенкт повествования – образ автора». Как создается субъект повествования? Чем определяются условия его создания?
2. В чем сложность формы повествования с двусубъектным автором?
3. Согласны ли вы с тем, что «образ автора больше относится к сфере восприятия, а не материального выражения»? (Н.С.Валгина).
4. Как проявляется образ автора в тексте?
5. В каких случаях образ автора может подвергаться деформации? Трансформироваться? Типизироваться?
6. Охарактеризуйте формы представления субъекта повествования в разных коммуникативных типах текста:
− личностную;
− личностно-безличностную;
– безличностную.
III. Прочитайте рассказы: А.П.Чехов. О любви. Л.Улицкая. Бронька. Охарактеризуйте субъективно-оценочную модальность и образ автора.
Семинар 10
Художественный образ
1. Как соотносятся образ и содержание?
2. В чем суть разграничения художественного и нехудожественного образа?
3. Продемонстрируйте, что предметная сущность имени может быть различной.
4. Докажите, что «чувственно являющийся мир для разных художников может повернуться разными своими сторонами» (Н. Валгина).
5. Как слово-знак в тексте может превращаться в слово-образ?
6. Расскажите о классификации образов. Как она связана с категорией информативности?
7. Охарактеризуйте образы-символы:
а) традиционный символ;
б) индивидуальный символ.
8. Что такое персонификация? Почему особый уровень бытования героев литературных произведений называется метатекстуальным?
9. Почему говорят о поверхностном и глубинном прочтении авторской метафоры?
10. Что такое перевернутый образ? В каких условиях и с какой целью он создается?
Анализ текста
Проанализируйте художественные образы следующих стихотворений.
А знаешь, все еще будет!
Южный ветер еще подует,
и весну еще наколдует,
и память перелистает,
и встретиться нас заставит,
и еще меня на рассвете
губы твои разбудят.
Понимаешь, все еще будет!
В сто концов убегают рельсы,
самолеты уходят в рейсы,
корабли снимаются с якоря…
Если б помнили это люди,
Чаще думали бы о чуде, реже бы люди плакали.
Счастье – что оно? Та же птица:
упустишь и не поймаешь.
А в клетке ему томиться
тоже ведь не годится,
трудно с ним, понимаешь?
Я его не запру безжалостно,
Крыльев не искалечу.
Улетаешь?
Лети, пожалуйста…
Знаешь, как отпразднуем встречу?
(В. Тушнова)
Бьют часы, возвестившие осень:
Тяжелее, чем в прошлом году,
Ударяется яблоко оземь –
Столько раз, сколько яблок в саду.
Этой музыкой внятной и важной,
Кто твердит, что часы не стоят?
Совершает поступок отважный,
Но как будто бездействует сад.
Все заметней в природе печальной
Выраженье любви и родства,
Словно ты – не свидетель случайный,
А виновник ее торжества.
(Б. Ахмадулина)
Любит? Не любит? Я руки ломаю
и пальцы
разбрасываю, разломавши,
так рвут, загадав, и пускают
по маю
венчики встречных ромашек.
Пускай седины обнаруживает стрижка
и бритье,
пусть серебро годов вызванивает уймою,
надеюсь, верую: вовеки не придет
ко мне позорное благоразумье.
(В. Маяковский)
Семинар 11
Континуум
1. Охарактеризуйте тексты как материальный и как духовный объект.
2. Какое время называется реальным? Концептуальным? В каких текстах реализуется концептуальное время?
3. В чем суть перцептуального времени? Почему его называют эмотивным?
4. Дайте определение континуума как текстовой категории?
5. Назовите типичные языковые средства представления континуума в художественном тексте. Какие существуют оригинальные способы измерения времени?
6.Как в художественном тексте реализуется нарушение линейности изложения? С чем это связано?
7. Что такое дисконтинуум? Как он отражается на восприятии читателя?
8. Почему пространственный континуум в художественных текстах более точен, чем временной?
9. Какие средства выражения континуума способны сделать читателя «наблюдателем» происходящего? Почему континуум одновременно непрерывен и дискретен?
10. Охарактеризуйте время глагола как способ реализации категории континуума.
11. Докажите, что континуум дает возможность читателю творчески воспринимать текст.
12. Охарактеризуйте особенности глагольных форм в нехудожественных текстах.
Семинар 12