Сценарий защиты I группы

1. Обозначение проблемы.

2 Защита своей гипотезы:

а) материалы по теме «Эволюция типов размножения от спо-ппвых яо голосеменных растений»; Р б" материалы по теме «Эволюция строения вегетативных орга-

материалы по теме «Эволюция генеративных органов»; г) материалы по теме «Расселение голосеменных и папоротни-

У^Й вывод, объяснение в виде таблиц, схем, рисунков 4. Ответы на вопросы других групп (дискуссия).

формулирование гипо-

тезы, аргументы.

2 Доказательство гипотезы, аргументы.

Первое положение - примеры доказательства положения об эволюции вегетативных органов (листьев) в процессе адаптации к условиям среды.


Второе положение — примеры пластичности жизни, ее при­способляемости к самым разным условиям среды обитания, в тога числе солености почв, влажности и сухости климата, температу­ре. Параллели с эволюцией цветковых растений.

Третье положение — примеры соответствия генеративных час­тей растения голосеменных аналогичным частям папоротникооб­разных растений.

Четвертое положение — доказательства возможности заселе­ния папоротниками и голосеменными растениями самых разно­образных условий обитания на Земле,

3. Объединение всех четырех положений на примере предста­вителя: а) папоротников; б) голосеменных.

4. Вывод по гипотезе.

Сценарий защитыIII группы

1. Вступление. Формулировка гипотезы, аргументация.

2. Способы доказательства своей гипотезы:

а) расселение голосеменных и папоротников на планете;

б) изменения вегетативных органов голосеменных и папорот­ников;

в) эволюция типов размножения.

3. Вывод по гипотезе. Обобщение.

Сценарий защиты IV группы

I. Вступление. Общий краткий обзор растений, их классифика­ция, местоположение в систематике.

Представления ученых- ботаников о систематическом положе­нии этих групп растений, исходя из особенностей строения их вегетативных органов и способов размножения:

а) водоросли;

б) папоротникообразные;

в) голосеменные;

г) цветковые.

Заключение о происхождении одних групп растений от других.

II. Основная часть. «Расселение голосеменных и папоротников на Земле».

1. Демонстрация карт:

а) области расселения папоротникообразных;

б) области расселения голосеменных.

2. Доклад по картам:

а) особенности иапортникообразных, позволившие им распро­страниться на данных территориях;

б) особенности голосеменнных, позволившие им распростра­ниться на данных территориях.

Заключение о «вытеснении» папоротникообразных голосемен­ными растениями.

III. Основная часть. «Эволюция строения вегетативных органов»:

а) разбор изменений в строении листьев по рисункам листьев
кактуса, березы, широколистного дерева экваториальных лесов;

б) разбор изменений в строении листьев по рисункам листьев
березы и широколистного дерева экваториальных лесов.

Заключение: обобщение по соответствию строения листьев среде обитания.

IV. Обобщение. Выводы: доказательства верности гипотезы по
позициям 1—4.

Уроки 6—-7. Защита проектов по группам. Тема урока: «Эволюция растений. Сравнение высших споровых и семенных растений на примере папоротников и голосеменных». (Итоговый урок — систематизация знаний.)

Цели

Познавательная— учащиеся должны усвоить:а) отли­чительные признаки таксонов растений; б) идею пластичности жиз­ни — эволюционирование вслед изменениям условий обитания и неизменность при неизменных условиях.

Развивающая— учащиеся должны уметь:а) выявлять об­щие черты и различия в строении (анатомии и морфологии) рас­тительных организмов на разных уровнях эволюционного разви­тия; б) устанавливать причинно-следственные зависимости фак­торов окружающей среды и особенностей строения и функцио­нирования растений; в) пользоваться терминами биологического словаря.

Воспитательная— учащиеся должны убедиться:а) в «це-леособразности» строения и физиологии живых организмов (на примере растений) в филогенетическом, историческом аспекте; б) в теоретической и практической значимости ботанических знаний.

Содержание

Понятия:

• высшие растения;

. споровые и семенные растения;

• голосеменные растения;

• реликтовые растения;
. эволюция.

Законы эволюции:

• неизбежность изменения форм живых организмов (на при­мере растений) при смене условий обитания, в том числе гло­бальных изменений климата планеты;

• причина выживания — соответствие форм жизни и физиоло­гических процессов среде обитания организмов;

• существование нескольких путей эволюции живой природы.

Биологический словарь

Транспарант антеридий архегоний бесполый процесс гамета гаметофит гаплоидность диплоидность заросток зигота испарение оплодотворение опыление половой процесс

1. Ранее употреблявшиеся термины поколение покровная ткань проводящая ткань пыльцевое зерно расселение семя сорус

сосудистые пучки спора спорофит устьице шишка

Транспарант 2. «Новые» биологические термины

адаптация стенобионты

ареал транспирация

акклиматизация эволюция

аридный эврибионты

реликты эндемики
Методы:

метод проектов(информационных и исследовательских);

метод сотрудничества;

демонстрационный эксперимент —сравнение строе­ния вегетативных и генеративных органов споровых и голосемен­ных растений.

Средства обучения, технические средства:

графопроектор,иллюстративные транспаранты по много­образию голосеменных растений, выполненные учащимися;

накладные транспаранты,позволяющие сравнить цик­лы развития споровых и голосеменных растений, подготовленные учениками;

Наши рекомендации