Сценарий защиты I группы
1. Обозначение проблемы.
2 Защита своей гипотезы:
а) материалы по теме «Эволюция типов размножения от спо-ппвых яо голосеменных растений»; Р б" материалы по теме «Эволюция строения вегетативных орга-
материалы по теме «Эволюция генеративных органов»; г) материалы по теме «Расселение голосеменных и папоротни-
У^Й вывод, объяснение в виде таблиц, схем, рисунков 4. Ответы на вопросы других групп (дискуссия).
формулирование гипо-
тезы, аргументы.
2 Доказательство гипотезы, аргументы.
Первое положение - примеры доказательства положения об эволюции вегетативных органов (листьев) в процессе адаптации к условиям среды.
Второе положение — примеры пластичности жизни, ее приспособляемости к самым разным условиям среды обитания, в тога числе солености почв, влажности и сухости климата, температуре. Параллели с эволюцией цветковых растений.
Третье положение — примеры соответствия генеративных частей растения голосеменных аналогичным частям папоротникообразных растений.
Четвертое положение — доказательства возможности заселения папоротниками и голосеменными растениями самых разнообразных условий обитания на Земле,
3. Объединение всех четырех положений на примере представителя: а) папоротников; б) голосеменных.
4. Вывод по гипотезе.
Сценарий защитыIII группы
1. Вступление. Формулировка гипотезы, аргументация.
2. Способы доказательства своей гипотезы:
а) расселение голосеменных и папоротников на планете;
б) изменения вегетативных органов голосеменных и папоротников;
в) эволюция типов размножения.
3. Вывод по гипотезе. Обобщение.
Сценарий защиты IV группы
I. Вступление. Общий краткий обзор растений, их классификация, местоположение в систематике.
Представления ученых- ботаников о систематическом положении этих групп растений, исходя из особенностей строения их вегетативных органов и способов размножения:
а) водоросли;
б) папоротникообразные;
в) голосеменные;
г) цветковые.
Заключение о происхождении одних групп растений от других.
II. Основная часть. «Расселение голосеменных и папоротников на Земле».
1. Демонстрация карт:
а) области расселения папоротникообразных;
б) области расселения голосеменных.
2. Доклад по картам:
а) особенности иапортникообразных, позволившие им распространиться на данных территориях;
б) особенности голосеменнных, позволившие им распространиться на данных территориях.
Заключение о «вытеснении» папоротникообразных голосеменными растениями.
III. Основная часть. «Эволюция строения вегетативных органов»:
а) разбор изменений в строении листьев по рисункам листьев
кактуса, березы, широколистного дерева экваториальных лесов;
б) разбор изменений в строении листьев по рисункам листьев
березы и широколистного дерева экваториальных лесов.
Заключение: обобщение по соответствию строения листьев среде обитания.
IV. Обобщение. Выводы: доказательства верности гипотезы по
позициям 1—4.
Уроки 6—-7. Защита проектов по группам. Тема урока: «Эволюция растений. Сравнение высших споровых и семенных растений на примере папоротников и голосеменных». (Итоговый урок — систематизация знаний.)
Цели
Познавательная— учащиеся должны усвоить:а) отличительные признаки таксонов растений; б) идею пластичности жизни — эволюционирование вслед изменениям условий обитания и неизменность при неизменных условиях.
Развивающая— учащиеся должны уметь:а) выявлять общие черты и различия в строении (анатомии и морфологии) растительных организмов на разных уровнях эволюционного развития; б) устанавливать причинно-следственные зависимости факторов окружающей среды и особенностей строения и функционирования растений; в) пользоваться терминами биологического словаря.
Воспитательная— учащиеся должны убедиться:а) в «це-леособразности» строения и физиологии живых организмов (на примере растений) в филогенетическом, историческом аспекте; б) в теоретической и практической значимости ботанических знаний.
Содержание
Понятия:
• высшие растения;
. споровые и семенные растения;
• голосеменные растения;
• реликтовые растения;
. эволюция.
Законы эволюции:
• неизбежность изменения форм живых организмов (на примере растений) при смене условий обитания, в том числе глобальных изменений климата планеты;
• причина выживания — соответствие форм жизни и физиологических процессов среде обитания организмов;
• существование нескольких путей эволюции живой природы.
Биологический словарь
Транспарант антеридий архегоний бесполый процесс гамета гаметофит гаплоидность диплоидность заросток зигота испарение оплодотворение опыление половой процесс |
1. Ранее употреблявшиеся термины поколение покровная ткань проводящая ткань пыльцевое зерно расселение семя сорус
сосудистые пучки спора спорофит устьице шишка
Транспарант 2. «Новые» биологические термины
адаптация стенобионты
ареал транспирация
акклиматизация эволюция
аридный эврибионты
реликты эндемики
Методы:
метод проектов(информационных и исследовательских);
метод сотрудничества;
демонстрационный эксперимент —сравнение строения вегетативных и генеративных органов споровых и голосеменных растений.
Средства обучения, технические средства:
графопроектор,иллюстративные транспаранты по многообразию голосеменных растений, выполненные учащимися;
накладные транспаранты,позволяющие сравнить циклы развития споровых и голосеменных растений, подготовленные учениками;