Управление групповым поведением в организации
Группа– это относительно обособленный субъект двух и более людей, взаимозависящих и взаимовлияющих друг на друга для достижения конкретной цели, совместной деятельности и рассмотрении себя как части единого целого.
Элементы группы:
а) Два и более человека в составе группы;
б) Каждый член группы выполняет свою роль, в собственном достижении цели;
в) Группа имеет своё лицо, отличающееся от индивидуального лица.
г) Имеет ясную, четкую, экономическую структуру.
д) Для нее характерны связи как внутри группы, так и внешние, с другими группами.
Классификация группы:
По размеру они бывают большие и малые.
Большие – социальные общности, существующие в масштабах государства
Малые – немногочисленные по составу группы, объединенные совместной деятельностью и находящиеся в личном общении.
По принципу создания:
Формальные – создаются по решению руководства в структуре организации и функционирующие в соответствии с заранее установленными положениями.
Неформальные – создаются членами организации в соответствии с взаимными симпатиями и антипатиями, общими интересами, увлечениями для удовлетворения социальных потребностей и общения людей.
По сфере деятельностигруппы делятся на:
- управляемые
- неуправляемые
По периоду функционирования:
Постоянныерешают большую часть своих должностных обязанностей и придают организации устойчивость.
Временные группыформируются для практических или разовых задач.
По уровню развития:
- высокоразвитые;
- слаборазвитые;
Высокоразвитые – связаны единством целей и общих интересов, устойчивой системой отношений и сплоченностью.
Слаборазвитые – характеризуются отсутствием психологических общностей, сложившейся структуры, четкого распределения общностей, низкой сплоченностью (диффузные группы).
По цели существования:
- целевые;
- функциональные;
- дружеские;
По вхождению индивида в группу:
Референтные группы– группа, к которой человек хотел бы принадлежать.
Нереферентные –группа принадлежности.
По реальности существования:
- реальные;
- условные.
Теории формирования группы.
Они объясняют, почему люди объединяются.
1.Терия близости. Она утверждает, что люди стремятся быть связанными друг с другом пространственной или географической близостью.
2. Теория равенства. Люди объединяются вследствие сложного отношения к общезначимым для них целям и задачам, установкам и ценностям.
3. Теория обмена.Взаимодействие возникает в процессе групповой деятельности в виде обмена вознаграждения и затратами.
Если взять модель Д. Холманса, то он утверждает, что именно деятельность приводит к взаимодействию людей, а взаимодействие к взаимным симпатиям и эмоциям.
Этапы формирования группы.
1) Формирование – этап, на котором происходит отбор членов группы на основе их опыта и компетенции для выполнения стоящих перед группой задач. На этом этапе члены группы знакомятся, приобретают официальную информацию друг о друге, вносят предложения о работе группы.
2) Бурление – на этом этапе возникают конфликты между членами группы. Члены группы выражают различные интересы, мнения. Складываются определенные взаимоотношения между членами группы с их отношением к распределению обязанностей и ролей. Если различия не велики, то члены группы приспосабливаются или открыто обсуждают противоречия. Если велики, то некоторые члены покидают группу.
3) Становление норм –на этой стадии происходит сотрудничество членов группы, приспособление к формам деятельности, разработка норм поведения, возникают чувства товарищества, групповой сплоченности, сотрудники идентифицируют себя с группой. Окончательно завершена стадия распределения ролей в группе.
4) Стадия выполнения работы -члены группы эффективно работают в соответствии с целью и распределенными задачами. При возникновении конфликтов, пользуются групповыми дискуссиями.
5) Расформирование группы – группа выполнила задачи и расформировывается.
Характеристики группы
Основные- структура, статус, роли, нормы, лидерство, состав, групповой процесс.
Ситуационные – размер, пространственное расположение, решения задачи и системы возникновения.
Схема взаимодействия между должностями.Взаимодействия могут быть ролевые и профессионально квалификационные.
Статус- положение работника в группе, он бывает формальным и неформальным, набор действий, которые выполняет член группы.
Лидерство – способность оказать влияние на других людей.
Состав группы – определяется сходство личностей, входящих в группу.
Групповые процессы – процессы, которые организуют деятельность группы.
Сплоченность– это стремление членов группы оставаться в ней и выполнять обязательства.
Конфликтность –различия во мнениях членов группы
Размер группы – 5-6 человек, более 12 человек - группа разбивается на подгруппы, более 20 чел. – деятельность не эффективна.
Пространственное расположение – важно как люди размещаются относительно друг друга, на взаимоотношения влияет наличие постоянного места, личное пространство, взаимное расположение рабочих мест.
Задачи, решаемые группой:определенное содержание деятельности группы, а также частотой и качества взаимодействия членов групп.
Система вознаграждения – вознаграждение ценностное для всех членов группы, побуждающее их к выполнению общих задач.