Теоретико-методологический раздел
Контент-анализ на тему: «Коррупция в вузах»
Программа исследования
Теоретико-методологический раздел
Постановка проблемы.Коррупция в сфере образования за последние годы стала одной из самых востребованных тем, о чём свидетельствует и накал общественных дискуссий, и рост научного интереса, и стабильно проводящиеся эмпирические исследования. Устойчивый интерес к проблеме не нуждается в каком-либо дополнительном объяснении, кроме очевидного: за 5-6 лет модернизации образования, начиная с 2001 г., уровень коррумпированности системы не только не снизился, но и вырос. Объективно это подтверждается данными исследования динамики объёмов специальных коррупционных рынков, проводимого фондом ИНДЕМ. В этом исследовании были проанализированы изменения 2005 г. в сравнении с ситуацией 2001 г. Было установлено, что рост объема коррупционного рынка высшего образования обеспечивается ростом риска коррупции (и, соответственно, интенсивности) на фоне уменьшения среднего размера взятки. Можно предположить, что это происходит за счет резкого роста интенсивности недорогих «услуг» наподобие оплачиваемых зачетов или экзаменов. С другой стороны, эти данные подтверждаются также субъективными оценками россиян и анализом бюджетов домохозяйств. Как показывают данные Мониторинга экономики образования, проводимого с 2002 г. Высшей Школой Экономики, с каждым годом становится всё больше россиян, которые убеждены в том, что сегодня невозможно получить высшее образование без существенных материальных затрат. Без сомнения, среди них постоянно увеличивается и количество тех, кто уверен, что значительная часть этих расходов имеет коррупционную направленность[1].
В сфере высшего образования коррупция проявляется на трех уровнях:
1. До начала учебного курса/на вступительных испытаниях: чтобы гарантировать поступление.
2. В процессе обучения: для обеспечения успеваемости по предмету.
3. В конце/по завершении процесса обучения: для получения ученой степени или звания.
Процедура поступления, как правило, является первым этапом, на котором происходит вовлечение будущих студентов в коррупционные схемы. Политика допуска к получению образования, основывающаяся на порочной практике, подрывает декларируемые законом равенство и свободу доступа к высшему образованию. В университеты поступают не наиболее одаренные студенты, а наиболее обеспеченные материально. Это также касается многих университетов Западного полушария, которые, однако, по крайней мере, предусматривают социальные стипендии для наименее обеспеченных претендентов. В российских же университетах таких выплат почти не существует, и студенты из малоимущих семей, в общем-то, редкость для таких престижных университетов, как МГУ им. Ломоносова или СПбГУ.
На протяжении учебного курса студенты прибегают к коррупционным схемам в целях контроля за успеваемостью и экономии времени. В отдельных университетах практика злоупотреблений институционализирована в высшей степени. Размеры взятки могут различаться, но, как правило, заплатить за оценку или за освобождение от посещения занятий по карману большинству студентов. В результате такой неформальной практики качество образования серьезно страдает, а студенты, уяснившие, что коррупционные схемы поведения весьма эффективны, уже готовятся к дальнейшей карьере взяточника.
Итогом этого является возросший спрос на получение ученых степеней, что выражается в росте коррумпированности сферы послевузовского образования[2].
В целях борьбы с коррупцией сформирована и работает целостная система информационно-пропагандистского сопровождения мер, реализуемых органами исполнительной власти, правоохранительными органами по исполнению Национальной стратегии и Национального Плана по противодействию коррупции, направленных на борьбу с коррупцией, вскрытие ее сущности, формирование в обществе навыков антикоррупционного поведения, стойкого неприятия коррупционных проявлений. Информационно-пропагандистское сопровождение деятельности в сфере противодействия коррупции на территории России осуществляют множество городских и районных газет, подведомственных областным Комитетам по печати и средствам массовой информации.Комитетами проводится работа по консолидации усилий журналистов подведомственных СМИ в осуществлении полного и достоверного информирования населения о мерах по противодействию коррупции.
Однако антикоррупционная политика освещается в СМИ не в полной мере. В основном придаются гласности факты о совершенных преступлениях, что никак не способствует предотвращению подобных инцидентов. Также зачастую данные сообщения не доходят до целевой аудитории, что снижает эффективность воздействия СМИ на субъектов учебного процесса: администрации, ППС, студентов и их родителей.
Изучением коррупции в российских вузах занимаются такие ученые как: Л.Ф. Борусяк, Е.Б. Галицкий, И.Л. Грошев, И.А. Грошева, В.Н. Конышев, М.И. Левин, Э.Л. Леонтьева, А.С. Мирский, А.А. Сергунин и др[3].
В данном исследовании будет обоснованным использование следующих теоретических подходов:
1) экономический подход, так как главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли, связанной с использованием властных полномочий;
2) статистический, так как этот подход позволяет оценить существующее положение взяточничества в вузах России, выявить недостатки антикоррупционной реформы и оценить вероятность предвидения тех или иных событий;
3) социологический, так какэтот подход позволяет увидеть реальные социальные условия распространения коррупции в российских вузах и выявить основные методы борьбы со сложившейся неблагоприятной ситуацией;
4) системный, так как этот подход позволяет провести комплексное изучение коррупции в вузах России и рассмотреть сложную многоуровневую систему взяточничества в вузах как совокупность, состоящую из взаимосвязанных и взаимодействующих между собой частей;
5) функциональный, так как этот подход позволяет рассмотреть все условия функционирования российских вузов для выявления основных причин возникновения коррупции.
Формулировка проблемы. Наблюдаемое противоречие между особенностями освещения проблемы вузовской коррупции в СМИ и целями антикоррупционной политики, в результате чего она продолжает оставаться дестабилизирующим фактором для развития системы образования как государства в целом, так и отдельных территорий в частности.
Теоретический объект исследования: отражение проблемы коррупции в системе высшего образования в печатных изданиях.
Эмпирический объект исследования: статьи в тульской прессе о коррупции в вузах.
Предмет исследования: особенности отражения коррупции как дестабилизирующего фактора развития системы высшего образования Тульского региона.
Цель исследования: выявить содержательные и структурные особенности освещения проблемы коррупции в тульских вузах с целью выработки рекомендаций по оптимизации сложившейся ситуации
Задачи:
1) сформировать представление о взяточничестве в вузах России;
2) идентифицировать тенденции изложения информации о коррупции в тульских вузах;
3) определить основные понятия, характеризующие проблему коррупции в вузах Тулы.