Реинжиниринг бизнес-процессов
А. Смитом были сформулированы принципы и создана теория организации труда и производства в промышленности, опубликованные в его труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» в 1776 году. Многими из этих принципов предприятия и организации и другие структуры пользуются и сейчас.
Однако мир в последнее время значительно изменился, рынок товаров стал намного шире и ориентирован на потребителя, конкурентная борьба за потребителя стала более жесткой, клиенты прекрасно осведомлены о положении на рынке.
Производители, работающие на клиента вообще, быстро разоряются. Выживают те, кто работает ориентированно на конкретного клиента.
Существенно изменились средства производства и технологии, а еще в большей мере информационные технологии, которые являются и базой, и способом обмена информацией и предоставления ее клиентам.
Старые концепции и идеи в менеджменте отживают и чтобы преуспевать в новых условиях, управленческие кадры должны кардинально переосмыслить способы организации производственных и управленческих процессов и реализовать эти процессы на основе новых технологий и человеческих ресурсов. Этот подход, по мнению многих ученых, практиков и утверждению авторов книги «Реинжинеринг бизнеса» Е.Г. Ойхмана и Э.В.Попова, является стержнем и основой инжиниринга и реинжиниринга бизнес-процессов. Реинжинеринг и концепция Just-In-Time Manufacturing, разработанная японской компанией Тойота в 70-е годы, реализуют новые идеи в гармоничном взаимодействии производства с потребностями потребителя.
Широкое и эффективное внедрение новых концепций менеджмента: производство «как раз вовремя» (Just-In-Time Manufacturing), глобальное управление качеством (Total Quality Management), инжиниринг и реинжинеринг бизнес-процессов (Business Process Reengineering) послужило толчком для осознания многими руководителями, что, улучшая процесс деятельности компаний, можно победить в конкурентной борьбе.
Инжиниринг представляет собой приемы и методы, используемые для проектирования новых структур и процессов в соответствии с их целями и задачами, а реинжинеринг – фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование существующих процессов для получения резких, скачкообразных изменений по улучшению (в диапазоне 500-1000% и более).
Реинжинеринг, по Хаммеру, есть фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений в решающих, современных показателях деятельности компании, таких, как стоимость, качество, сервис и темпы. В определении выделены ключевые слова: фундаментальный, радикальный, резкий, скачкообразный и процесс.
Реинжинеринг не применяется для незначительных улучшений деятельности структур (10-100%). Он применяется тогда, когда необходимо радикально и фундаментально изменить деловой процесс для достижения весомых результатов, по крайней мере, в десять раз.
Под деловым процессом понимается упорядоченная совокупность действий по производству товаров или оказанию услуг клиентам, удовлетворяющих их по стоимости, времени, качеству и сервису.
В работе Е.Г. Ойхмана и Э.В.Попова дается такое определение бизнес-процесса: это множество внутренних шагов (видов) деятельности, начинающихся с одного и более входов и заканчивающихся созданием продукции, необходимой клиенту.
Т. Давенпорт о процессе говорит так: «Процесс – это специфически упорядоченная совокупность работ, activities (заданий) во времени и в пространстве с указанием начала и конца и точным определением входов и выходов».
Правильно, на наш взгляд, сказано Е. Ойхманом и Э.Поповым, что при традиционной структуре внимании фокусируется на заданиях, работах, людях, на структурах, но не на процессах, хотя последние пронизывают традиционные организационные структуры. Приведем слова Т. Давенпорта, который о процессах сказал так: «В то время как иерархическая структура организации обычно представляет собой временной срез распределения ответственности и взаимоотношений по отчетности, структура ее процессов отражает динамический взгляд на то, как эта организация производит продукцию».
Задачей реинжиниринга (в соответствии с определением М. Хаммера) является перепроектирование деловых процессов компаний или других структур для достижения новых целей.
Проект реинжиниринга включает:
1) Разработку системы съема информации, точно отражающей аспекты деятельности компании (структуры) и организацию ее обработки;
2) Построение модели компании (структуры), адекватно отражающей суть происходящих в ней процессов, потоков материальных и информационных ресурсов и системы управления;
3) Анализ эффективности деятельности компании и отдельных ее звеньев, выявление негативных сторон деятельности и неэффективных составляющих модели и поиск путей решения проблемы;
4) Моделирование и прогнозирование деятельности компании с учетом внутренних и внешних факторов;
5) Выбор наилучшего решения перепроектирования деятельности компании и его практическую реализацию.