Стандарты комплекса ГОСТ34

1) ГОСТ34 задумывался в конце 80-х годов как всеобъемлющий комплекс взаимоувязанных межотраслевых документов. Мотивы и получившиеся результаты описаны ниже в "Особенностях" ГОСТ34. Объектами стандартизации являются АС различных (любых!) видов и все виды их компонентов, а не только ПО и БД.

Комплекс рассчитан на взаимодействие заказчика и разработчика. Аналогично ISO12207 предусмотрено, что заказчик может разрабатывать АС для себя сам (если создаст для этого специализированное подразделение). Однако формулировки ГОСТ34 не ориентированы на столь явное и, в известном смысле, симметричное отражение действий обеих сторон, как ISO12207. Поскольку ГОСТ34 в основном уделяет внимание содержанию проектных документов, распределение действий между сторонами обычно делается отталкиваясь от этого содержания.

2) Общая структура.

2.1) Из всех существующих и не реализованных групп документов будем основываться только на Группе 0 "Общие положения" и Группе 6 "Создание, функционирование и развитие АС". Наиболее популярными можно считать стандарты ГОСТ 34.601-90 (Стадии создания АС), ГОСТ 34.602-89 (ТЗ на создание АС) и методические указания РД 50-34.698-90 (Требования к содержанию документов). Стандарты предусматривают стадии и этапы выполнения работ по созданию АС, но не предусматривают сквозных процессов в явном виде.

2.2) Для общего случая разработки АС стадии и этапы ГОСТ34 приведены в таблице:

1. ФТ - Формирование требований к АС. 1.1. Обследование объекта и обоснование необходимости создания АС; 1.2. Формирование требований пользователя к АС; 1.3. Оформление отчета о выполненной работе и заявки на разработку АС (тактико-технического задания);
2. РК - Разработка концепции АС. 2.1. Изучение объекта; 2.2. Проведение необходимых научно-исследовательских работ; 2.3. Разработка вариантов концепции АС, удовлетворяющей требованиям пользователя 2.4. Оформление отчета о выполненной работе;
3. ТЗ - Техническое создание АС. 3.1. Разработка и утверждение технического задания на задание.
4. ЭП - Эскизный проект. 4.1. Разработка предварительных проектных решений по системе и ее частям; 4.2. Разработка документации на АС и ее части.
5. ТП - Технический проект. 5.1. Разработка проектных решений по системе и ее частям; 5.2. Разработка документации на АС и ее части; 5.3. Разработка и оформление документации на поставку изделий для комплектования АС и/или технических требований (технических заданий) на их разработку; 5.4. Разработка заданий на проектирование в смежных частях проекта объекта автоматизации.
6. РД - Рабочая документация. 6.1. Разработка рабочей документации на систему и ее части; 6.2. Разработка или адаптация программ.
7. ВД - Ввод в действие. 7.1. Подготовка объекта автоматизации к вводу АС в действие; 7.2. Подготовка персонала; 7.3. Комплектация АС поставляемыми изделиями (программными и техническими средствами, программно-техническими комплексами, информационными изделиями); 7.4. Строительно-монтажные работы; 7.5. Пуско-наладочные работы; 7.6. Проведение предварительных испытаний; 7.7. Проведение опытной эксплуатации; 7.8. Проведение приемочных испытаний.
8. Сп - Сопровождение АС. 8.1. Выполнение работ в соответствии с гарантийными обязательствами; 8.2. Послегарантийное обслуживание.

2.3) Описано содержание документов, разрабатываемых на каждом этапе. Это определяет потенциальные возможности выделения на содержательном уровне сквозных работ, выполняемых параллельно или последовательно (то есть по сути - процессов), и составляющих их задач. Такой прием может использоваться при построении профиля стандартов ЖЦ проекта, включающего согласованные подмножества стандартов ГОСТ34 и ISO12207.

3) Особенности.

3.1) Главный мотив: разрешить проблему "вавилонской башни". В 80-х годах сложилось положение, при котором в различных отраслях и областях деятельности использовалась плохо согласованная или несогласованная НТД - "нормативно-техническая документация". Это затрудняло интеграцию систем, обеспечение их эффективного совместного функционирования. Действовали следующие комплексы и системы стандартов, устанавливающие требования к различным видам АС:

· единая система стандартов автоматизированных систем управления (24-я система) для АСУ, ОАСУ, АСУП, АСУТП и др. организационно-экономических систем;

· комплекс стандартов системы 23501, распространявшихся на САПР - системы автоматизированного проектирования;

· четвертая группа 14-й системы стандартов, распространяющаяся на АС технологической подготовки производства.

Практика применения стандартов на ОАСУ, АСУП, АСУТП, САПР, АСТПП показала, что в них применяется по существу (но не по строгим определениям) единая система понятий, есть много общих объектов стандартизации, однако требования стандартов не согласованы между собой, имеются различия по составу и содержанию работ, различия по обозначению, составу, содержанию и оформлению документов и пр.

Конечно, эта ситуация отчасти отражала и естественное многообразие условий разработки АС, целей разработчиков, применяемых подходов и методик.

В этих условиях можно было провести анализ такого многообразия и далее поступить, например, одним из двух во многом противоположных способов:

1. Выработать одну обобщенную понятийную и терминологическую систему, общую схему разработки, общий набор документов с их содержанием и определить их как обязательные для всех АС;

2. Определить также одну общую понятийную и терминологическую систему, обобщенный комплекс системных требований, набор критериев качества, но предоставить максимальную свободу в выборе схемы разработки, состава документов и других аспектов, наложив только минимум обязательных требований, которые позволяли бы:

· определять уровень качества результата;

· выбирать те конкретные методики (с их моделями ЖЦ, набором документов и др.), которые наиболее подходят к условиям разработки и соответствуют используемым Информационным Технологиям;

· работать, таким образом, с минимальными ограничениями эффективных действий проектировщика АС.

Разработчики комплекса стандартов 34 выбрали способ, близкий к первому из указанных выше, то есть пошли по пути, более близкому к схемам конкретных методик, чем к стандартам типа ISO12207. Тем не менее, благодаря общности понятийной базы стандарты остаются применимыми в весьма широком диапазоне случаев.

3.2) Степень адаптивности формально определяется возможностями:

1. опускать стадию эскизного проектирования и объединять стадии "Технический проект" и "Рабочая документация";

2. опускать этапы, объединять и опускать большинство документов и их разделов;

3. вводить дополнительные документы, разделы документов и работы;

4. динамически создавая т. н. ЧТЗ - частные технические задания - достаточно гибко формировать ЖЦ АС; как правило, этот прием используется на уровне крупных единиц (подсистем, комплексов), ради которых считается оправданным создавать ЧТЗ, однако нет никаких существенных оснований сильно ограничивать этот способ управления ЖЦ.

Стадии и этапы, выполняемые организациями - участниками работ по созданию АС, устанавливаются в договорах и техническом задании, что близко к подходу ISO.

3.3) Несмотря на сказанное выше, стадии и этапы на практике ориентируют разработчиков на каскадную схему ЖЦ или близкую к ней.

3.4) Введение единой, достаточно качественно определенной терминологии (см. материалы Группы 0 ГОСТ34), наличие достаточно разумной классификации работ, документов, видов обеспечения и др. безусловно полезно. ГОСТ34 способствует более полной и качественной стыковке действительно разных систем, что особенно важно в условиях, когда разрабатывается все больше сложных комплексных АС, например, типа CAD-CAM, которые включают в свой состав АСУТП, АСУП, САПР-конструктора, САПР-технолога, АСНИ и др. системы.

3.5) Определено несколько важных положений, отражающих особенности АС как объекта стандартизации, например, "в общем случае АС состоит из программно-технических (ПТК), программно-методических (ПМК) комплексов и отдельных компонентов организационного, технического, программного и информационного обеспечений". Разделение понятий ПТК, и АС закрепляло принцип, по которому АС есть не "ИС с БД", но:

1. "организационно-техническая система, обеспечивающая выработку решений на основе автоматизации информационных процессов в различных сферах деятельности (управление, проектирование, производство и т. д.) или их сочетаниях" (по РД 50-680-88), что особенно актуально в аспектах бизнес-реинжиниринга;

2. "система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая информационную технологию выполнения установленных функций" (по ГОСТ 34.003-90).

Эти определения указывают на то, что АС - это, в первую очередь, персонал, принимающий решения и выполняющий другие управляющие действия, поддержанный организационно-техническими средствами.

Замечание: Эти определения и определение системы в ISO12207 вполне совместимы для их совместного использования.

3.6) Гарантирование качества определяется в ТЗ - техническом задании на АС - и производится на любых последующих этапах и с любой степенью независимости экспертизы. В каскадной траектории ЖЦ эти экспертизы располагаются несколько позже, чем в ISO12207. Тем не менее, имеются очень большие потенциальные возможности, которые часто слабо эксплуатируются на практике.

3.7) Степень обязательности: прежняя полная обязательность отсутствует, материалы ГОСТ34 по сути стали методической поддержкой, причем чаще для заказчиков, имеющих в стандарте набор требований к содержанию ТЗ и проведению испытаний АС. При этом польза ГОСТ34 может многократно возрасти в случае их более гибкого использования при формировании профиля ЖЦ АС.

3.8) Ключевым документом взаимодействия сторон является ТЗ - техническое задание на создание АС. ТЗ является основным исходным документом для создания АС и его приемки, ТЗ определяет важнейшие точки взаимодействия заказчика и разработчика. При этом ТЗ разрабатывает организация-разработчик (по ГОСТ 34.602-89), но формально выдает ТЗ разработчику заказчик (по РД 50-680-88).

Наши рекомендации