Материально-техническая база предприятия

Тип здания (отдельно стоящее, встроенно-пристроенное, в составе торгового центра); особенности его объемно-планировочного решения (одноэтажное, многоэтажное, с подвальными помещениями); капитальность сооружения (капитальное или облегченное), материал стен и конструктивных элементов. Соответствие здания технологическим, архитектурно-строительным, экономическим и санитарно-гигиеническим требованиям.

Состав и взаимосвязь помещений магазина: торговых, помещений для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже, подсобных, административно-бытовых, технических помещений. Размер общей площади предприятия, в том числе торговой и складской.

Виды и количество оборудования, используемого в торгово-технологическом процессе (мебель, контрольно-кассовые машины, холодильное, весоизмерительное, подъемно-транспортное оборудование, инвентарь, торговые автоматы, противокражное оборудование, системы пожарного оповещения и др.).

Техническая политика предприятия как система технических решений, оказывающих прямое или косвенное воздействие на развитие его хозяйственной деятельности. Обновление основных фондов, техническая реконструкция предприятия. Проблемы механизации и автоматизации технологических процессов на предприятии.

Оценка эффективности использования материально-технической базы в натуральных стоимостных показателях. Рассчитать показатели товарооборота на 1 кв. м. площади, коэффициенты использования торговой площади, коэффициенты обновления технических средств, фондооснащенности, фондовооруженности, фондоотдачи. Данные для оценки можно представить в виде таблицы (табл. 2).

Таблица 2 - Динамика товарооборота на 1 кв. м. площади за 2005 - 2007 гг.

Показатели 2005 г. 2006 г. 2007 г. Отклонение по годам (+,-) Темп роста, %
2006 г. от 2005 г. 2007 г. от 2006 г. 2007 г. от 2005 г. 2006 г. к 2005 г. 2007 г. к 2006 г. 2007 г. к 2005 г.
Товарооборот, тыс. руб.                  
Общая площадь, кв. м.                  
Торговая площадь, кв. м.                  
Товарооборот на 1 кв. м. общей площади, тыс. руб.                  
Товарооборот на 1 кв. м. торговой площади, тыс. руб.                  

Рекомендуемые источники информации:

·Бухгалтерский баланс;

·Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5 по ОКУД);

·Генеральный план предприятия;

·составляемые на предприятии учетные регистры по учету основных средств;

·планы материально-технического снабжения предприятия;

·карточки учета основных средств (типовая форма № ОС – 7);

·форма расчета налога на имущество предприятия по месту нахождения организации;

·план торговых помещений.

Основные показатели хозяйственной деятельности

Основные показатели хозяйственной деятельности предприятия необходимо рассмотреть за прошедшие три периода времени (года, полугодия, квартала – в зависимости от длительности существования предприятия). Данные для анализа следует представить в виде таблицы (табл.3).

Таблица 3 - Динамика основных показателей

хозяйственной деятельности предприятия за 2005 – 2007 гг.

Показатели 2005 г. 2006 г. 2007 г. Отклонение по годам (+,-) Темп роста, %
2006 г. от 2005 г. 2007 г. от 2006 г. 2007 г. от 2005 г. 2006 г. к 2005 г. 2007 г. к 2006 г. 2007 г. к 2005 г.
Товарооборот, тыс. руб.                  
Валовой доход, тыс. руб.                  
Уровень валового дохода, %                  
Издержки обращения, тыс. руб.                  
Уровень издержек обращения, %                  
Прибыль от реализации, тыс.руб.                  
Рентабельность продаж, %                  
Внереализац. доходы, тыс. руб.                  
Внереализац. расходы, тыс. руб.                  
Балансовая прибыль, тыс. руб.                  
Рентабельность финансово-хозяйственной деятельности, %                  
                     

Для углубления анализа основных показателей хозяйственной деятельности рекомендуется представить структуру издержек обращения в разрезе отдельных статей номенклатуры (таблица 4).

Таблица 4 - Динамика издержек обращения предприятия за 2005 – 2007 гг.

Статьи расходов 2005 г. 2006 г. 2007 г. Отклонение 2007 г. от 2005 г.
тыс. руб. уд. вес, % тыс. руб. уд. вес, % тыс. руб. уд. вес, % тыс. руб. уд. вес, %
Аренда                
Расходы на оплату труда                
Расходы на транспорт                
Отчисления на социальные нужды                
Содержание помещения                
Подработка, подсортировка товаров                
Расходы на рекламу                
Расходы по таре                
Амортизация основных фондов                
Прочие                
Итого:         -

Анализ динамики показателей по труду за рассматриваемый период времени. Выявление зависимости изменения общей численности работников предприятия (в том числе торгово-оперативного персонала) и их производительности (табл.5). Влияние увеличения (сокращения) оплаты труда на производительность труда работников рекомендуется представить в виде графиков.

Таблица 5 - Динамика показателей по труд и заработной плате за 2005-2007гг.

Показатели 2005 г. 2006 г. 2007 г. Отклонение по годам (+, -) Темп роста, %
2006 г. от 2005 г. 2007 г. от 2006 г. 2007 г. от 2005 г. 2006 г. к 2005 г. 2007 г. к 2006 г. 2007 г. к 2005 г.
Товарооборот, тыс. руб.                  
Общая численность работников, чел.                  

Продолжение таблицы 5.

Торгово-оперативный персонал, чел                  
Выработка на одного работника, тыс. руб.                  
Выработка на одного продавца, тыс. руб.                  

Рекомендуемые источники информации:

· Бухгалтерский баланс;

· Отчет о прибылях и убытках;

· формы статистической отчетности;

· отчеты по продажам;

· другие формы бухгалтерской отчетности.

Комплекс маркетинга на предприятии

Внешняя микросреда

Субъекты, действующие во внешней рыночной среде предприятия: поставщики, посредники, конкуренты, клиенты и контактные аудитории.

Список основных поставщиков предприятия (производителей, оптовых посредников) и поставляемых ими товаров. Анализ сильных и слабых сторон конкурентов следует также представить в виде таблицы.

Характеристика маркетинговых посредников:

· торговые посредники – фирмы, помогающие предприятию в поиске клиентов и в продаже товаров непосредственно им;

· фирмы – организаторы товародвижения, помогающие предприятию в создании запасов и перемещении их от места производства до места назначения (складские и транспортные организации);

· агентства по оказанию маркетинговых услуг (исследовательские, консультационные, рекламные организации);

· кредитно-финансовые учреждения, финансирующие сделки предприятия и страхующие его от коммерческого и других видов риска.

Для оценки преимуществ и недостатков торгового предприятия рекомендуем использовать шкалу, представленную в таблице 6.

Таблица 6 - Шкала оценки преимуществ торгового предприятия

Фактор Оценочная шкала, балл
(отлично) (хорошо) (удовлетв.) (неудовл.) (плохо)
1. Цена Цены низкие (ниже средних) и полностью удовлетворяют потребителей при соответствующем качестве товаров и обслуживания Цены средние и полностью удовлетворяют потребителей, соответствуют качеству товаров и обслуживания Цены выше средних, но удовлетворяют потребителей при соответствующем качестве товаров и обслуживания Цены существенно завышены и не удовлетворяют потребителей Цены слишком завышены и не соответствуют качеству товаров и обслуживания
2. Ассортимент Очень широкий. Присутствуют все группы и подгруппы товаров. Каждая подгруппа имеет несколько видов и наименований товаров. В ассортименте присутствуют сопутствующие товары. Ассортимент устойчив, присутствуют новые виды и наименования продукции. Широкий. Присутствуют все группы и подгруппы товаров. В ассортименте присутствуют сопутствующие товары. Ассортимент устойчив, присутствуют новые виды и наименования продукции. Недостаточно широкий. Присутствуют все группы товаров, но не все подгруппы. Продажа сопутствующих товаров ограничена. Присутствие новых товаров незначительно. Ассортимент недостаточно устойчив. Узкий. Присутствуют не все группы товаров. Сопутствующие и новые товары отсутствуют. Ассортимент неустойчив. Очень узкий. Присутствует ограниченное число товарных групп. Сопутствующие и новые товары отсутствуют. Ассортимент неустойчив.
3. Качество товаров Очень высокое. Органолептические показатели товаров полностью удовлетворяют потребителей. Сроки реализации всегда соответствуют требованиям нормативных документов, соблюдены режимы хранения и правила продажи. Высокое. Органолептические показатели товаров удовлетворяют потребителей. Соблюдены сроки реализации, режимы хранения и правила продажи. Невысокое. Органолептические показатели не всегда удовлетворяют потребителей. Соблюдены сроки реализации, режимы хранения и правила продажи. Низкое. Органолептические показатели товаров очень часто не удовлетворяют потребителей. Не всегда соблюдены сроки реализации, режимы хранения и правила продажи. Очень низкое. Органолептические показатели товаров не удовлетворяют потребителей. Очень часто не соблюдаются сроки реализации, режимы хранения и правила продажи.

Продолжение таблицы 6.

4. Культура обслуживания Очень высокая. Персонал всегда вежлив и тактичен с покупателями, может дать квалифицированную консультацию. Обеспечена реализация прав потребителей в соответствии с Законом. Величина торговой площади и оперативность обслуживания никогда не допускают очередей. Высокая. Персонал обычно вежлив и тактичен с покупателями, может дать консультацию о товарах. Обеспечена реализация прав потребителей в соответствии с Законом. Величина торговой площади и оперативность обслуживания обычно не допускают очередей. Невысокая. Персонал не всегда вежлив и тактичен с покупателями, не всегда может дать консультацию о товаре. Не полностью обеспечена реализация прав потребителей в соответствии с Законом. Величина торговой площади и оперативность обслуживания иногда создает очереди. Низкая. Персонал не всегда вежлив и тактичен с покупателями, не всегда может дать консультацию о товаре. Не полностью обеспечена реализация прав потребителей в соответствии с Законом. При обслуживании очень часто создаются очереди. Очень низкая. Персонал не всегда вежлив и тактичен с покупателями, очень часто не может дать консультацию о товаре. Не обеспечена реализация прав потребителей в соответствии с Законом. При обслуживании всегда создаются очереди.
5. Удобство размещения относительно других объектов Очень удобно. Рядом размещены крупные объекты бытового и торгового обслуживания, крупные культурно-зрелищные объекты городского и районного значения, административные объекты районного значения. Удобно. Относительно рядом размещены некоторые объекты бытового и торгового обслуживания, а также некоторые другие объекты подобного назначения, культурно-зрелищные объекты городского и районного значения (рядом могут быть размещены такие объекты локального значения). Относительно рядом находятся административные объекты районного значения и рядом могут быть размещены такие объекты локального значения. Не очень удобно. Крупные объекты бытового и торгового обслуживания, крупные культурно-зрелищные объекты городского и районного значения, административные объекты районного значения находятся в отдалении. Подобные объекты локального значения размещены относительно рядом. Не удобно. Крупные объекты бытового и торгового обслуживания, крупные культурно-зрелищные объекты городского и районного значения, административные объекты районного значения значительно отдалены. Отдалены подобные объекты локального значения. Очень не удобно. Все объекты бытового и торгового обслуживания, культурно-зрелищные объекты, административные объекты размещены очень далеко. Отдалены подобные объекты локального значения.

Продолжение таблицы 6.

6. Удобство размещения относительно транспортной сети Очень удобно. Рядом размещены остановки общественного авто- и электротранспорта с наличием большого количества маршрутов; стоянки такси; хорошо организованы подъездные пути и стоянки для личного автотранспорта. Удобно. Относительно рядом размещены остановки общественного авто- и электротранспорта с большим количеством маршрутов, либо они размещены рядом, но количество маршрутов ограничено. Относительно рядом есть стоянки такси, организованы подъездные пути и стоянки для личного автотранспорта. Не очень удобно. Остановки общественного авто- и электротранспорта с большим количеством маршрутов находятся в отдалении, рядом могут размещаться либо остановки автотранспорта, либо остановки электротранспорта с ограниченным количеством маршрутов. Стоянки такси отдалены, плохо организованы подъездные пути и стоянки для личного автотранспорта. Неудобно. Остановки общественного авто- и электротранспорта с большим количеством маршрутов значительно отдалены. Остановки с небольшим количеством маршрутов незначительно отдалены. Рядом может проходить какой-либо один маршрут общественного транспорта. Стоянки такси значительно отдалены. Не организованы подъездные пути и стоянки для личного автотранспорта. Очень неудобно. Все остановки общественного транспорта размещены очень далеко. Стоянки такси далеко. Нет подъездных путей и стоянок личного автотранспорта.
7. Режим работы Очень удобный. Круглосуточно без перерыва на обед. Удобный. С 8 до 22 часов без перерыва на обед. Не очень удобный. С 8 до 20 часов, перерыв на обед. Неудобный. С 8 до 18 часов, перерыв на обед. Очень неудобный. С 8 до 18 часов, перерыв на обед.
8. Интерьер Очень уютный. Интерьер магазина создает очень благоприятную атмосферу, способствует правильному выбору и приобретению товаров. Все дизайнерские решения соответствуют требованиям современности (оформление витрин, размещение торгового оборудования, освещение и т.п.) Уютный. Интерьер магазина создает очень благоприятную атмосферу, но не всегда может способствовать правильному выбору и приобретению товаров. Не все дизайнерские решения соответствуют современным требованиям. Не очень уютный. Создана не очень благоприятная атмосфера для правильного выбора и приобретения товаров. Лишь некоторые дизайнерские решения соответствуют современным требованиям. Неуютный. Создана неблагоприятная атмосфера для выбора и приобретения товаров. Дизайнерские решения не соответствуют требованиям современности. Очень неуютный. Создана очень неблагоприятная атмосфера для выбора и приобретения товаров. Все дизайнерские решения не соответствуют требованиям современности.
9. Посещаемость Очень часто Часто Нечасто Редко Очень редко.

Результаты оценки необходимо представить в виде таблицы 7.

Таблица 7 - Оценка преимуществ и недостатков предприятия и его конкурентов

Критерии оценки Предприятие Конкуренты
1. Цена        
2. Ассортимент        
3. Качество товаров        
4. Культура обслуживания        
5. Удобство размещения относительно других объектов        
6. Удобство размещения относительно транспортной сети        
7. Режим работы        
8. Интерьер        
9. Посещаемость        
Итого:        

Перечень критериев для оценки сильных и слабых сторон конкурентов может быть дополнен исходя из конкретной ситуации.

Описание целевой группы потребителей по различным сегментным признакам (обслуживаемый географический район; покупательская способность; пол, возраст; приверженность к определенным маркам товаров; средняя стоимость одной покупки и др.).

Характеристика клиентов производителей и предприятий оптовой торговли (месторасположение; частота, объем и структура заказа; финансовое положение; качество исполнения обязательств по оплате и др.).

Рекомендуемые источники информации:

· договоры поставки; договоры страхования; договоры об оказании рекламных услуг; договоры об оказании транспортных, складских услуг; кредитные соглашения; договоры об оказании исследовательских или консультационных услуг; агентские договоры; договоры комиссии, консигнации;

· отчеты о продажах в разрезе отдельных наименований товаров;

· результаты опроса клиентов;

· результаты наблюдений за конкурентами.

Товарный ассортимент

Анализ работы предприятия по планированию, формированию и управлению торговым ассортиментом.

Факторы, влияющие на построение ассортимента, причины, влияющие на изменение его структуры. Анализ динамики товарооборота в разрезе отдельных товарных групп (таблица 8).

Таблица 8 - Динамика товарооборота в разрезе товарных групп за 2005-2007гг.

Товарные группы 2005 г. 2006 г. 2007 г. Отклонение 2007 г. от 2005 г.
тыс. руб. уд. вес, % тыс. руб. уд. вес, % тыс. руб. уд. вес, % тыс. руб. уд. вес, %
Молочные продукты                
Кондитерские изделия                
Мясные продукты                
Зерномучные изделия                
               
Всего                

Характеристика ассортимента, расчет показателей полноты, устойчивости и обновляемости ассортимента (на примере нескольких товарных групп).

Рекомендуемые источники информации:

· отчеты о продажах в разрезе отдельных товарных групп;

· ассортиментный перечень предприятия;

· Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. – 2 изд. – М.: ИВИ «Маркетинг», 2000.

Ценообразование

Задачи и принципы ценообразования на предприятии, факторы влияющие на него, применяемые методы расчета исходной цены товара. Стратегии ценообразования по каждому виду товара. Виды применяемых ценовых скидок.

Оценка эффективности проводимой ценовой политики предприятия. Определение основных направлений снижения цен на товары. Анализ динамики среднего уровня валового дохода в разрезе товарных групп (таблица 9).

Таблица 9 - Динамика торговых надбавок на товары за 2005 –2007 гг.

Товарные группы Средний размер торговой надбавки, % Отклонения по годам (+, -)
2005 г. 2006 г. 2007 г. 2006 г. от 2005 г. 2007 г. от 2006 г. 2007 г. от 2005 г.
Молочные продукты            
Мясные продукты            
           
В целом по предприятию            

Рекомендуемые источники информации:

· ценовые прейскуранты, прайс – листы;

· отчеты экономистов по ценам.

Наши рекомендации