Роль физического распределения в привлечении потребителей
Как показывает привлекательность предложения часто менее зависит от выгодности цен и качества, которые подразумеваются сами собой, чем от скорости доставки товаров. Предпочтение, оказываемое потребителями фактору готовности к поставке, можно понять, если учесть, что остановка производства может стоить очень дорого.
Сокращение времени поставки ведет, как правило, к сверхпропорциональному росту затрат, который вытекает из необходимости строительства дополнительных промежуточных складов, из расширения хранилищ, из применения более быстрых средств транспорта и ускорения обработки заказов. Исследования показали, что выполнение 95% заказов в течение 24 часов может привести к удвоению дистрибутивных затрат по сравнению со случаем, когда 90% заказов выполняется в течение 48 часов. Доля этих затрат достигает в ФРГ 20% в общем объеме сбыта, в США из-за больших расстояний она превышает 30%.
Затраты, возникающие по причине изменения времени поставки, могут быть более или менее точно рассчитаны. Гораздо труднее определить связь между временем поставки и верностью клиентов. Нет сомнения, что особенные способности в этой области повышают привлекательность предложения. В некоторых отраслях конкуренция настолько сильна, что даже ничтожное превышение обычного времени поставки ведет к серьезным потерям в сбыте. Предприятие стремится к тому, чтобы ни в коем случае не переступить эту «критическую границу».
Часто необходимость высокой готовности к поставке определяется высшими общеэкономическими целями. Примером может служить рассматриваемая как само собой разумеющееся постоянная неограниченная готовность к поставке предприятий коммунального и энергетического хозяйства (электро- и теплостанции, водопроводы), больниц, транспорта, а также определяемые государством товарные запасы нефтяных компаний или обязательные запасы, которые введены в некоторых странах для важнейших продуктов питания.
Области решений. Часто с помощью простых организационных мероприятий (телефонная передача заказов, принятие заказа с помощью машиночитаемых документов, заказы через компьютер, автоматическая подготовка пересылочных документов) удается добиться существенной экономии времени. Желание клиентов быстрее получить продукт можно учесть с помощью создания программы быстрого сервиса, которая гарантирует быструю поставку. Улучшение готовности предприятия к поставке ведет к тому, что торговля может ускорить оборачиваемость своих товарных запасов, так как она сможет поддерживать запасы на более низком уровне.
Мероприятия подобного рода ведут, как правило, лишь к небольшому росту производительности. Рано или поздно возникает проблема проверки дистрибуционной системы в целом. В частности, речь идет о следующих вопросах:
к какому времени поставки следует стремиться с учетом затрат и доходов;
сколько необходимо пунктов поставки, какой они должны быть величины и в каких местах расположены;
какие транспортные средства наиболее выгодны и как их лучше использовать; следует ли привлекать для выполнения задач распределения сторонние организации (например, экспедиторов);
какой должна быть упаковка товара с учетом требований распределения.
Структура системы распределения предприятия определяется временем поставки и затратами. Одновременная оптимизация обеих компонент невозможна. Усилия направляются чаще всего на достижение минимума затрат при заданном времени поставки. Как время поставки, так и затраты зависят при большом районе сбыта от числа промежуточных складов. В то время как поставка с ростом числа складов ускоряется, затраты сначала снижаются, затем начинают возрастать (рис. 7.2).
Кривая общих затрат результируется из двух противоположных тенденций. С одной стороны, с ростом числа региональных складов сокращаются транспортные пути и транспортные расходы. С другой стороны, растут затраты на хранение и производственные складские затраты, так называемые системные затраты. Оптимизация числа складов может быть проведена лишь одновременно с определением их местоположения и мощности. Теоретически эта проблема вполне решаема, однако на практике ее решение требует больших затрат времени. Поэтому чаще всего удовлетворяются приблизительными решениями, которые, как доказано, вполне могут быть эффективными.
Существуют методы, позволяющие учесть потери от промедления с выполнением заказа. Один из наиболее известных методов (А. Kuehn — М. Hamburger 1963) включает главную программу, которая наращивает количество складов до тех пор, пока добавление еще одного не ведет к повышению общих затрат. После этого полученное решение проверяется на то, не ведет ли смещение складов или их исключение к снижению общих затрат.
Быстрая поставка товара обеспечена в том случае, если предприниматель поддерживает достаточные товарные запасы. Его готовность к этому зависит от затрат на хранение товара, которые включают проценты за связанный капитал, затраты на помещения, на манипуляции с товаром и амортизацию.
При установлении желаемого уровня готовности к поставке решающую роль играет то, как высоко оценивает предприниматель потеря из-за нарушения обязательств по поставкам, то есть если поставки не выполнены вообще или не выполнены к положенному сроку.
К этому добавляются еще затраты на заказ, не зависящие от его объема. Проблема состоит в нахождении удовлетворяющего равновесия этих видов затрат.
Само собой разумеется, что связанные с этим проблемы планирования, а именно расчет потребности, объема заказа, срока заказа для многих тысяч наименований товаров с учетом времени их поставки, страховых резервов, поступления и убытия — можно решить только с помощью ЭВМ. Так как исходные данные, как правило, достаточно просто получить, соответствующая организация службы переработки информации позволяет переложить рутинные решения этого рода на ЭВМ.
При выборе транспортных средств руководствуются затратами и скоростью транспортирования, а также соответствием транспорта требованиям продукта (например, необходимость охлаждения). Изолированное рассмотрение транспортных затрат может привести к ошибочным решениям, так как могут возникнуть компенсационные эффекты, существенно изменяющие последовательность альтернатив.
Пример: Если использование воздушного транспорта позволяет резко сократить складские запасы или сэкономить затраты на упаковку и страхование, то возможно решение в пользу этого транспорта взамен более выгодного железнодорожного и морского транспорта. Кроме того, постоянные затраты различны для разных видов транспорта и зависимость затрат на транспорт от объема поставки также различна (рис. 7.3).
На выбор транспортного средства влияет сумма затрат на транспортировку, хранение, упаковку и управление распределением. К этому могут добавиться потери от невыполнения договоров.
По аналогии с готовностью к поставке в промышленности в торговле ставится специфическая проблема готовности к обслуживанию. Она определяется с помощью соответствующего потребностям сочетания факторов: человек, торговые площади, оборудование и время работы. С помощью сознательной вариации этих факторов можно учесть индивидуальные желания определенных слоев потребителей.