Порождение речевого высказывания. Речевые механизмы
Психолингвистика - наука, предполагающая комплексное исследование речевого поведения психологами и лингвистами, она изучает процессы речеобразования и восприятия речи в их соотнесенности с системой языка. Психолингвистика - наука о речевой деятельности, это учение о порождении и понимании речевого высказывания. Изучение речевой деятельности способствует изучению вопросов соотношения языка и сознания, мышления и речи.
Большой вклад в исследование проблем мышления и речи внесли Л.С.Выготский и Н.И.Жинкин, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия и др.
Психолингвистика возникла в 1950-е гг. Она была вызвана к жизни потребностями практики (обучение языку, восстановление речи при ее нарушениях, исследования в области инженерной психологии, авиационной и космической психологии, судебной психологии и криминалистике, например, опознание людей по особенностям их речи, проблемы машинного перевода, речевого ввода информации в ЭВМ, проблемы речевого воздействия и т.п.).
Термин “психолингвистика” вошел в научный обиход с 1954 г. после опубликования в США коллективной работы под названием “Психолингвистика” Ч.Осгуда и Т.Сибеока.
Основными направлениями исследования в отечественной психолингвистике являются следующие: разработка общих теоретических моделей порождения (А.А.Леонтьев, Т.В. Ахутина (Рябова) и восприятия речи (И.А.Зимняя); исследование вербальных ассоциаций (А.П.Клименко, А.А.Залевская); детской речи (А.М.Шахнарович), социальной психологии (Т.М.Дридзе) и др.
Всякое речевое высказывание формируется, а не переходит в готовом виде из мысли в речь. Простое наблюдение доказывает это: говорящий допускает паузы (“хезитации”), которые могут заполняться всевозможными паразитарными включениями (“значит”, “вот” и др.). Это свидетельствует о том, что говорящий сразу не может найти подходящее слово для выражения своих мыслей или чувств. О том же свидетельствуют и автокоррекции, которые затрагивают не только лексический уровень, но и синтаксический. Это означает то, что тот смысл, который конструируется в аппарате мозга говорящего не привязан к определенной форме языкового выражения. Не всегда сознание сразу начинает эффективно контролировать производимую речь. Но, бесспорно, нормальная речь формируется с участием сознания, под его контролем – иначе не было бы автокоррекций.
Программа превращения мысли в слово осуществляется следующим образом.
1. Высказывание стимулируется мотивомданного акта речевой деятельности (“Для чего, с какой целью я говорю”). Предварительно у говорящего должна быть сформирована установка на общение.
2. От мотива процесс переходит к формированию смыслового содержания будущего высказывания (“что именно я буду говорить”). Здесь формируется целостная (может быть, неотчетливая, диффузная) семантическая “картина” будущего высказывания: смысл, семантика уже есть, а конкретных слов и синтаксических структур еще нет. (Н.И.Жинкин отметил, что у интеллекта нет слов, а в языке нет интеллекта).
3. Сформировавшаяся внутренняя программа (смысл) начинает трансформироваться: образуется синтаксическая схема будущего высказывания конкретного национального языка. “Внутренние слова”, т.е. значения слов уже становятся “прообразами” слов внешних и занимают постепенно “свои” синтаксические позиции.
4. Происходит грамматическое структурирование и морфемный отбор конкретной лексики.
5. Реализуется послоговая моторная программа внешней речи, артикуляция.
Все названные этапы порождения речи не следует представлять себе строго отдельно и последовательно. Процесс порождения речи быстротечен, реализуется в доли секунды.
Различные ситуации общения предполагают использование неодинаковых способов разворачивания мысли в слово.
Письменная речь не располагает дополнительными (невербальными) способами передачи информации. Она может опираться только на максимально полное использование средств языковой коммуникации. В этой форме речевого общения заложены возможности контроля и корректировки, исправления написанного.
Устная спонтанная монологическая речь - есть, по словам И.Н. Горелова, высший пилотаж развития способности человека. Именно на такую речь сейчас возрастает спрос в нашем обществе. Этот тип речевой деятельности опирается на единый замысел, смысловую программу. Формирование замысла и разворачивание его во внешнюю речь происходит фактически одновременно (симультанно). Этот тип речи предъявляет говорящему высокие требования в области связности и целостности речевого произведения, предполагает у говорящего наличие хорошо сформированного аппарата внутренней речи, позволяющей в считанные доли секунды производить сложные операции по превращению мысли в словесный текст.
Человек овладевает множеством психолингвистических стратегий и тактик разворачивания замысла в речь. Одна из трудностей, с которой сталкивается человек, состоит в переходе от одной модели порождения высказывания к другой. Привычка к одному виду речевого общения часто приводит к переносу навыков порождения речи, свойственных одному виду речевой деятельности, в иные языковые сферы. А это ведет к нарушениям и ошибкам.
Влияние устно-разговорной речи на речь письменную проявляется в привычке писать “как говоришь”.
Иногда люди, имеющие всегда дело с письменными текстами, переносят законы порождения письменного текста в разговорную речь.
Различные типы речи используют неодинаковые модели порождения высказывания.