Мотивация потребителей
Хорошо, если продукт, который вы выводите на рынок, имеет очевидные любому потребителю конкурентные преимущества, но чаще их нет или общество не готово к его потреблению. В этот момент и рождается PR-мотив.
Мы хорошо помним, как, впервые приехав в регион для ведения PR-атаки, мы спросили у заказчика, чем их продукт лучше продукта конкурента. Заказчик ответил, что продукт точно такой же. Когда мы спросили, как же объяснить людям, что покупать его надо именно у заказчика, он ответил: «Придумайте, вы же психологи». В этот момент родился PR-мотив.
PR-мотив – это та причина или повод, который может заставить потребителя изменить своим связям с брендом конкурентов. Это некая идея, информация, которая меняет вкусы возможного потребителя.
«Public relations – это отношения людей друг с другом, – сумбурно писал он в своей книжечке. – Люди хотят заработать, чтобы получить свободу или хотя бы передышку в своем непрерывном страдании. А мы, копирайтеры, так поворачиваем реальность перед глазами target people, что свободу начинают символизировать то утюг, то прокладки с крылышками, то лимонад. За это нам и платят. Мы впариваем им это с экрана, а они потом впаривают это друг другу и нам, авторам, – это как радиоактивное заражение, когда уже не важно, кто именно взорвал бомбу. Все пытаются показать друг другу, что уже достигли свободы, и в результате мы только и делаем, что под видом общения и дружбы впариваем друг другу всякие черные пальто, сотовые телефоны и кабриолеты с кожаными креслами. Замкнутый круг. Этот замкнутый круг и называется черный пиар.» (Пелевин В. О. «GENERATION "П"».)
Создание PR-мотива необходимо для того, чтобы обеспечить переход целевой группы на потребление нашего продукта при отсутствии качественного маркетингового отличия нашего продукта от конкурентов.
PR-мотив – это информационный вирус, и им приходится пользоваться для того, чтобы изменить общество. Двадцать лет назад мы не знали, что такое сотовый телефон. Он нам был не нужен. Десять лет назад нам всем объяснили, что это необходимая и престижная вещь, теперь мы его рабы. Покупая телефон, многие покупали ту самую свободу и мобильность, а получили изменение интенсивности общения и расширение личного пространства.
Как вы думаете, можно ли продать идею резкого увеличения рынка продаж продукта, который продавец идеи даже не видел? Не ищите ответа: вы это уже купили, раз читаете нашу книгу.
3.6 Что сказать потребителям:
Месседж PR-атаки
Месседж – это краткое информационное сообщение, информационная составляющая всей атаки. В нем на одной странице должны быть изложены все ключевые темы, слоганы и идеи, которые мы хотим донести до потребителя. Выражения и цитаты из этого документа должны присутствовать во всех материалах, выпускаемых в рамках атаки.
Написать такой документ трудно, поэтому мы рекомендуем каждому из участников атаки попробовать после ознакомления с продуктом начать писать месседж. Это нужно для того, чтобы, когда будет необходимо включать месседж в стратегию, вы смогли провести мозговой штурм по его разработке.
В этом документе должно быть все.
Ваша информация о продукте и организации должна привлечь внимание потенциального потребителя, потом заинтересовать его, мотивировать к покупке и объяснить, где, когда и как он это сможет сделать.
Для разработки грамотного месседжа желательно использовать результаты фокус-групп и экспертных интервью: эти методы могут дать свежие идеи.
Желательно, чтобы каждое выражение было веским, эмоциональным и пробивным.
Перед тем как начать разрабатывать месседж, следует максимально подробно изучить сам продукт, производство, компанию – словом, все, что с этим продуктом связано. Пройдитесь с экскурсией по организации. Побродите по ней, даже если вы считаете, что прекрасно знаете свое предприятие. Послушайте, что говорят сотрудники. Изучите специфику их общения – это поможет вам найти идеи для месседжа. Они вам необходимы, чтобы месседж воспринимался эмоционально и звучал искренне.
Консультант должен пообщаться с профессионалами в сфере продукта, который он собирается «раскручивать», дать им прочитать фрагменты месседжа, так как если консультант не знаком со спецификой этого продукта, то может незаметно для себя допустить грубую неточность, обнаружив свое невежество перед профессионалами и заказчиком.
Написать отличный месседж невозможно, но вам придется это сделать.
Без этого документа не получится организованной и четкой PR-атаки. Этот документ определяет, что именно будут говорить в средствах массовой информации, их ключевые выражения.
4 глава
Длительность PR-атаки:
составление сетевого плана-графика
В PR-атаках выделяют четыре этапа: подготовка, техническое развертывание, атака, обратная связь.
Этап подготовки. Продолжительность – от одной до четырех недель.
Любая атака начинается с подготовки. На этом этапе разрабатывается стратегия и составляется техническое задание для атаки (примеры есть в приложении 2), вырабатывается стратегический сетевой план-график, рассчитывается бюджет (пример приведен в конце главы 5, посвященной расчету бюджета атаки) и проводится исследование информационного поля (см. главу 2 о маркетинговых исследованиях).
Стратегический сетевой план-график представляет собой таблицу (табл. 4.1), в которой выделены информационные волны и каналы. Через них информация вбрасывается в информационное пространство региона. Информационные волны обычно имеют временной промежуток, равный неделе, поскольку частота выхода материалов СМИ рассчитывается исходя из недельных циклов (так, газета «Н-ские вести» выходит два раза в неделю).
Информационная волна– это информационное возмущение, распространяющееся с конечной скоростью в пространстве и времени и несущее с собой энергию мотивировки на определенное действие.
Если по какому-либо из направлений вы ничего не планируете, то не нужно закрашивать эти клеточки. Они показывают, по какому информационному каналу противник во время вашей атаки может ответить. Белый цвет означает пустые каналы, которые могут заполнить ваши конкуренты, сам потребитель или генераторы этого канала. Если какие-то каналы воздействия не удастся использовать ни вам, ни противнику, они закрашиваются черным. Сетевой план-график для стратега PR-атак является картой поля боя, демонстрирующей, как будет проходить информационное сражение.
На тактическом сетевом плане-графике (обычно размещается на плакате размером 3x5 метров), в отличие от стратегического, каждая волна разбивается по дням. На этом графике вы записываете свои действия по каждому каналу, отмечаете все действия противника (содержание, технология, конкретизация канала, оценка охвата), если ему удалось отразить ваши удары или прорваться на какой-нибудь информационный канал, сферу ответственности сотрудников, а также все, что происходит во время PR-атаки. Это необходимо для общего понимания и анализа ситуации не только руководством, но и всеми работниками. На графике должна быть отражена загрузка и личный вклад каждого участника.
Обычно мы рекомендуем и тактический, и стратегический планы-графики вывешивать в закрытом (желательно для всех сотрудников компании) кабинете, который является штабом атаки. Однако поле информационной битвы должно быть всегда перед глазами тех, кто руководит атакой.
Обычно PR-атаку ведет и организует несколько человек. Рекомендуем проводить ежевечерние планерки с целью определить задачи на следующий день, получить отчеты участников и обсудить результаты.
Этап технического развертывания. Продолжительность – от одной до трех недель.
В это время необходимо подготовить видео-, аудио- и печатные информационные материалы. Продолжительность этапа прямо связана с техническими стадиями подготовки выпуска информационных материалов.
1. Согласование с главными редакторами и представителями коммерческих отделов СМИ, которые вы собираетесь использовать в PR-атаке. Как правило, на это уходит не меньше недели.
Таблица 4.1. Пример стратегического сетевого плана-графика PR-атаки
Информационный канал | Первая волна с Х по Х.Х | Вторая волна с Х по Х.Х | Третья волна с X по Х.Х | ||
Телевидение | Федеральные с региональными вставками | ГТРК «Тверь» и т. д. | |||
Федеральные с местной вставкой | Ржевское ТВ – РЕН-ТВ и т. д. | ||||
Газеты | Федеральные с региональной вкладкой | «Московский комсомолец в Твери» и т. д. | |||
Региональные | «Тверская жизнь» и т. д. | ||||
Местные | «Андреана-польские вести» и т. д. | ||||
Журналы | «РRактика» и т. д. | ||||
Книги | «Тверская земля» | ||||
Радио | ГТРК «Пилот» и т. д. | ||||
Интернет | www.karavan.tver.ru и т. д. | ||||
Социальные сети | |||||
Сотрудники предприятия | |||||
Промоакции | |||||
Адресная рассылка | |||||
«Наглядка» | Плакаты, наклейки и т. п. | ||||
Билборды | |||||
Граффити |
2. Подготовка информационных материалов для СМИ. Это занимает тоже не меньше недели, так как материалы необходимо согласовать с заказчиком.
3. Размещение материалов в СМИ. На это тоже может уйти до недели, так как газеты, например, стараются принимать статьи в номер за несколько дней до его выхода.
Безусловно, все эти действия целесообразно осуществлять параллельно, чтобы сократить сроки и, самое главное, как можно дольше держать ваши планы в секрете от конкурентов. Чем дольше вы готовите атаку, тем менее неожиданна она будет для них.
Этап атаки. Продолжительность – от одной до четырех недель.
Оптимальный срок – три недели. Практика показывает, что если ваша атака неожиданна для конкурентов, то за две-три недели они оправляются от шока и начинают предпринимать свои меры, что означает переход от атаки к позиционной PR-кампании. За три недели можно захватить часть рынка, а после этого необходимо закреплять достигнутые позиции. Во многом задержка ответной реакции конкурентов кроется в технической специфике СМИ: у конкурентов немало времени уйдет на этапы подготовки и технической подготовки ответной реакции. Кроме того, большинство региональных компаний абсолютно не готовы к отражению PR-атаки конкурентов.
Этап обратной связи. Продолжительность – от одной до четырех недель.
Этот этап необходим как заказчику, так и исполнителю, который собирает полный архив атаки (см. приложение 2 «Пример отчета о проведении PR-атаки») и анализирует его. Заказчику и сотрудникам его PR-отдела этот этап необходим для выстраивания дальнейшего позиционирования своего продукта и понимания эффективности проведенных действий.
На тактическом сетевом плане-графике каждая информационная волна PR-атаки разбивается на периоды по оперативности подачи информации информационным каналом. Каждое средство информации имеет ориентировочную информационную задержку подачи информации. Наиболее оперативным средством массовой информации сейчас является Интернет. Подробнее эта тема рассмотрена в главе 6, посвященной специфике работы с каналами воздействия.
Длительность PR-атаки: составление сетевого плана-графика
На тактическом сетевом плане-графике представление каждой информационной волны PR-атаки должно быть соотнесено с этапом кампании, а также содержать дату утверждения информационных материалов, их выхода и хронометраж. На плане-графике отражена информация об объеме (хронометраже роликов и печатной площади) по каждому информационному каналу, с указанием конкретных СМИ и времени выхода.
Обратимся к примерному тактическому плану-графику (табл. 4.2). На нем мы видим, как атака разворачивается во времени, а также хронометраж волны.
1. Утром в понедельник в 12:00 информация появится на Интернет-сайте, и с ней начнут знакомиться офисные работники.
2. В 9:50 пройдет сюжет в новостях по врезке в ГТРК «Пилот» (Рен-ТВ), во вторник будут повторы в 6:00, 7:00, 8:20, 12:00.
3. В понедельник в 20:30 и 23:00 пройдут новостные сюжеты на ГТРК «Тверь» и во вторник будут повторы в 6:15, 6:45, 7:15, 7:45, 8:05, 11:30,14:10.
4. По местному телевидению информационные сюжеты выйдут со среды, чтобы закрепить эффект (задержка выхода на ТВ объясняется техническими моментами: им надо отправить ролики и согласовать их).
5. Во вторник выйдет материал на полполосы в газете «Тверская жизнь» (эта газета выходит пять раз в неделю).
6. На радио ГТРК «Пилот» в утреннем и вечернем эфире во вторник выйдут материалы.
7. В других газетах информационные материалы начнут выходить со среды, так как в Твери ни одна газета, кроме «Тверской жизни», не выходит в первой половине недели.
8. В местные газеты материал попадет, но в связи с тем, что он будет увязан с первой статьей (в «Тверской жизни»), информационная волна пойдет со среды этой недели и до пятницы следующей.
9. Элитные журналы выходят реже, чем газеты, поэтому через них волна дойдет до потребителей уже к концу PR-атаки и выступит закрепляющим фактором.
Помимо перечисленного, на тактическом плане отражена деятельность организаторов атаки и личный вклад каждого.
Таблица 4.2. Пример тактического сетевого план-графика PR-атаки (часть)
Информационный канал | Понедельник | Вторник | ||
Телевидение | Федеральные с региональными вставками | ГТРК «Тверь» и т. д. | 20:30-23:00 Подготовка материалов, согласование и размещение. Сергеев | 5:05,6:15,6:45,7:15, 7:45,8:05,11:30, 14:10 |
Федеральные с местной вставкой | Ржевское ТВ– РЕН-ТВ и т. д. | |||
Газеты | Федеральные с региональной вкладкой | «Московский комсомолец в Твери» и т. д. | Подготовка материалов Сергеев | |
Региональные | «Тверская жизнь» и т. д. | Подготовка материалов, согласование и размещение. Иванов | Шшюдосы | |
Местные | «Андреана-польские вести» и т. д. | Подготовка материалов и согласование Иванов | ||
Журналы | «РЯактика» и т. д. | Подготовка материалов Сергеев | ||
Книги | «Тверская земля» | Подготовка материалов Сергеев |
Информационный канал | Понедельник | Вторник | ||
Радио | ГТРК «Пилот» и т. д. | Подготовка, согласование и размещение материалов. Сергеев | Утро и вечер. Точное время выхода уточняется | |
Интернет | www.karavan. tver.ru и т. д. | 12:00 Опубликовано информационное сообщение (пресс-релиз) | Повтор, поддержка материала и развернутое пояснение. Иванов | |
Социальные сети | ||||
Сотрудники предприятия | ||||
Промоакции | ||||
Адресная рассылка | ||||
«Наглядна» | Плакаты, наклейки и т. п. | |||
Билборды | ||||
Граффити |
5 глава
Сколько будет стоить