Как поступает информация в подсознание?

4.1.5.1. Из сознания — в подсознание

В этом разделе рассмотрим прохождение информации в подсоз­нание, если при этом считать последнее конечным пунктом ее дви­жения. Вероятно, первым по значению источником подпитки под­сознания информацией является сознание. Информация покидает сознание по разным причинам: либо в силу малозначимости для сознания, либо в силу большой важности для подсознания (позже мы узнаем, что один и тот же объект может иметь разную ценность для сознания и подсознания), либо для избежание дискомфорта — как психологическая защита (об этом тоже будет специальный раздел).

4.1.5.2. Извне с помощью гипноза

Известно, что после гипнотического воздействия человек не по­мнит" (не знает), что с ним происходило, что ему говорилось, что внушалось. Это связано с тем, что на первом этапе гипнотического воздействия (при усыплении) происходят выключение сознания и введение человека в бессознательное состояние. В результате гипно­лог общается с гипнотизируемым не через сознание последнего, а через его подсознание, куда и адресуется вся информация, внушаемая. При этом и где она хранится потом неопределенное время.

4.1.5.3. Извне на субсенсорном уровне

Определенный практический интерес представляет перевод извне в подсознание такой информации, носителем которой являются субсенсорные сигналы. К последним относятся те, сила воздействия которых вызывает ответную реакцию рецепторов анализатора, но ее явно не хватает для того, чтобы вызвать соответствующую реакцию в сознании. И тогда эта информация уходит в подсознание и оттуда оказывает определенное действие на человека.

Доказательством этого факта является эксперимент психологов с кинолентой. Известно, что при просмотре фильма содержание одного кадра не успевает фиксироваться сознанием, и если на каком-либо отдельном кадре будет брак, допустим пятно, то оно, конечно, отразиться на сетчатке глаза (рецепторе зрительного анализатора), но не будет «замечено» (т.е. осознано). Однако такая информация все же будет доходить до подсознания. «Записав» на отдельные кадры киноленты рекламу товара и вмонтировав эти кадры в разные места киноленты, психологи заметили, что зрители, смотревшие такой фильм (и, естественно, ни о чем не подозревавшие), более активно стремились приобрести рекламируемый товар.

И еще о субсенсорных сигналах. Считается, что именно на этом уровне осуществляется телепатическая связь – между подсознаниями субъектов с последующим выходом информации в сознание. При этом данная информация может быть в обобщенном виде («…и в этот момент я вдруг неожиданно почувствовал какую-то тревогу, необъяснимую, поскольку не было видимых причин. И только потом я узнал, что в то же самое время с ним произошло это несчастье») либо в сознание выходят и детали, «картинки» (известная история с М.В. Ломоносовым). Но чаще передается информация эмоционального содержания, а не рационального.

Сюда же, т.е. к происхождению субсенсорных сигналов, следует отнести и ясновидение, которое не управляется сознанием. Роль последнего – в самовыключении (нечто вроде самогипноза), а возникающие в подсознании «видения» передаются в суженное, затуманенное сознание. (Да, приходится прибегать к такой терминологии, как бы это не претило автору. Научная лексика всегда следует за научными исследованиями и выводами. А пока последних нет, то…).

4.1.5.4. Информация из «генетической памяти»

Еще о гипнозе. Автору этих строк известны отдельные эксперименты, когда в гипнотическом состоянии испытуемые предъявляли гипнологу сведения, которые они не могли получить при своей жизни, информацию о некоторых деталях бытия своих предков – два, три поколения назад. Что это – «генетическая память»? Да, но только не в смысле определенного набора оснований ДНК (представляющих собой кодовую запись биологической информации), а в смысле сохранения информации социально-бытового характера. Какова глубина этой «генетической памяти», каков объем этой хранящейся в подсознании информации, какова широта охвата истории рода? Нет ответа на эти вопросы сегодня. Но «не знаем» - не значит «не узнаем». Уже узнали, что есть такая «память», что подсознание субъекта хранит информацию о его далеких предках. Может, тоже через гены, через хромосомные наборы – параллельно с передачей биологической информации?

4.1.5.5. Информация из «высшей реальности»

Приступая к написанию этого раздела, автор испытывает определенные трудности, но не только и не столько информационного характера. Как представляется, об этом говорить еще рано, если оставаться приверженцем основных догматов науки. А ее главный постулат состоит в том, что любой выявленный наукой факт должен и может быть воспроизведен (при тех же, разумеется, условиях). То, о чем хотел бы говорить автор, не соответствует этой догме (коей он долгое время поклонялся). Правда, с этой догмой не согласны и некоторые другие ученные. Так, В.В. Налимов, доктор технических наук, и Ж.А. Дрогалина, психолог, по этому поводу пишут: «При изучении человека важны не только повторяющиеся проявления состояния сознания и поведения, но и однократные исключительные их проявления» 9. К такому однократному и исключительному проявлению феномена связи с «высшей реальностью» следует отнести собственный опыт Д. Андреева (писателя, поэта, философа), которому была дана, как он сам пишет, «некоторая приоткрытость, как бы на узенькую щелку, двери между глубинной памятью и сознанием»10.А что поступало через его подсознание из других миров, из иной реальности — этому посвя­щена, по сути, вся его книга "Роза мира", пересказывать которую, конечно же, нет смысла, да и невозможно. Следует лишь отме­тить, что, когда автору этой книги Д. Андрееву открылся иной, по-ту-сторонний мир, он вполне отдавал себе отчет в естественном неверии, скепсисе при чтении описаний им этого мира.

9 Налимов В.В., Дрогалина Ж.А. Вероятностная модель бессознательного//Психологический журнал. 1984. Т. 5. № 6. С. 112.

10Андреев Д. Роза мира. М, 1993. С. 37.

«Дух на­шего времени, — пишет по поводу этого неверия автор, — не за­медлит с вопросом: "Пусть то, что автор называет опытом (посту­пление информации из иной реальности. —А.П), достоверно для пережившего субъекта. Но может ли оно иметь большую объек­тивную значимость, чем "опыт" обитателя лечебницы для душев­нобольных? Где гарантии?" Но странно, разве ко всем явлениям духовной жизни, ко всем явлениям культуры мы подходим с тре­бованием гарантий? А если не ко всем, то почему именно к этим? Ведь мы не требуем от художника или композитора гарантий "до­стоверности" их музыкальных наитий и живописных видений» (Андреев Д. С. 39).

Следовательно, у нас нет права подвергать сомнению то, что чув­ствует, переживает другой человек, какими бы эти чувства, эти "ви­дения" ни казались нам необычными. Тем более что, по мнению дру­гого автора, А. Горбовского, вполне возможно, что "бессознательное человека пребывает в постоянном соприкосновении с реальностью высшего плана. Информация, которую вмещает повседневное наше сознание, — узкий ручеек по сравнению с теми океанами, которые омывают иные уровни и планы бытия. За единицу времени, — резю­мирует автор, — за которую повседневное наше сознание примет, скажем, 1 бит информации, бессознательно-психический уровень воспринимает 10 000 000 таких условных битов"11.

Поскольку пока нет убедительных доказательств опровержения реальности подобных "жизненных опытов", мы можем полагать, что подсознание человека связано какими-то информационными кана­лами с этой "высшей реальностью".

Но этим не исчерпываются все источники поступления информации в подсознание (хотя и они уже дают океан информации). Обсудив их истоки - от земного реального мира до реальности высше­го уровня — иного мира, мы теперь заглянем в самого человека.

4.1.5.6. Информация изнутри

Обратимся вновь к примерам из повседневной практики.

"Понимаешь, чего-то хочется поесть, а чего — не знаю. И даже не поесть, не голодный... нет, не знаю. Надо подумать ... нет, этого я не хочу есть... этого — тоже... Вот, нашел! Солененького чего-нибудь бы!" Проанализируем.

В сознание поступила информация о потребности организма в "солененьком" ("Вот, нашел — солененького хочу!"). А до этого где эта информация находилась, до "Вот, нашел!"?

— А нигде. Как только в организме появилась такая потребность — сразу же в сознание!

— А Вы помните: "Понимаешь, чего-то хочется поесть, а чего —
не знаю"? Потребность организма в соли уже была, но не осознавалась сразу; информация об этой потребности находилась вне созна­ния данного субъекта. И эту "внесознательную", или "бессознательную", сферу мы называем подсознанием.

Таким образом, у нас есть основание представить дело следую­щим образом. В кровеносных сосудах, в тканях организма возник де­фицит NаС1. Специальные гуморальные нервные окончания отреа­гировали на этот недостаток нервными импульсами, которые достиг­ли мозга. Если бы нервные импульсы были очень сильными (как это может быть, например, при обострении язвы желудка), то они тот­час же осознались бы (информация достигла бы сознания) в виде бо­ли. Но эти импульсы были не очень сильными (вероятно, дефицит NаС1 был пока незначительным), и для сознания они были "субсен­сорными". И эта "подпороговая" информация о дефиците хранилась до поры до времени в подсознании. А затем дефицит достиг "крити­ческой массы", и информация проникла в сознание. И тогда: "Вот, нащел! Солененького чего-нибудь бы!"

Следовательно, в подсознание поступает информация не только извне, не только из сознания, но и из внутренних систем самого че­ловека. Кстати, именно так можно объяснить, например, "вещие сны" о заболевании того или иного органа. Впрочем, о сновидениях у нас будет специальный разговор.

А мы, завершая информационный аспект анализа сознания и подсознания, отметим, что внешне этот аспект проявляется через движения, действия, поступки, т.е. через регуляцию поведения, к че­му мы и переходим в следующем разделе.

11Горбовский А. Пророки и прозорливцы в Отечестве своем. Свидетельские показания//Детектив и политика. М, 1990. Вып. 3(7). С. 330.

Наши рекомендации