Поэтика и эстетика поэтологического романа.

Возникает т.н. “поэтологический роман”, организующим началом которого является творческая рефлексия автора, повествующего о самом процессе написания данного романа (А.Жид - “Топи”, “Фальшивомонетчики”, М.Унамуно - “Туман”, В.Набоков – “Дар”, Т.Манн - “Доктор Фаустус”, М.Фриш - “Назову себя Гантенбайн”).

Поэтологический роман(критический): роман в романе, о романе, саморефлектирующий, осознающий себя. Метапроза. % «Мамаша Кураж»: коммент.к действию в песнях, в начальн.строках, «6 персонажей в поисках автора».

Дегуманизация иск-ва: пр-ия непосредственно не воспр-ся. Воспр-ся его поэтика, сделанность. Обсуждение формы пр-ия в тексте. Решение проблемы аутентичности худ.высказывания; обнажение процесса сознания; интеллект.игра, рукотворность, тв-ая рефлексия.

Проблематика тв-ва – наиболее универс.проблематика к-ры, раскрывающая проблематику чел-ка. Отн-ия автора и героя. Субъективное и объективное в жизни, тв-ве. Соотношение реальности и воображения, вымысла. Лит-ра и жизнь. Проблема свободы чел-ка (как автора). Где сущность: во мне, в герое, в персонаже? – универс.проблематика. 1 из первых романов, где рефлексируются отн-ия автора и героя, - «Туман» Мигеля де Унамуно. Разрушение мимитической формы. Бунт против судьбы. Экзистанциалистский роман. Перед лицом смерти чел-к осознаёт свою сущность, кот-ая открывается в агонии. Воображение и реальность. Воображение – жизнь, а реальность – граница заданности. Иск-во – форма противостояния жизни. Судьба не желает подчиняться воображению. Иск-во – постижение сути реальности и вместе с тем – спор с ней.

Автор и герой – сотворцы?Разр-ся мимитическая линия: очуждение фабульной истории. Читатель провоцир-ся на новые интерпретации, стан-ся соавтором. Я и другой – драматическая проблематика (во многих пр-ях 20века как рефлексия). %Сартр «Взаперти».

Расслоение тв-ой деят-ти авторов. Эта деят-ть создаёт мир (фабулу). Акт наррации введён непосредственно в текст. Особый герой – писатель, выступающий как конкр. Чел-к. Создаёт рукопись. Вилим его в проц.тв-ва.

Обнажение приёмов создания худ.мира как текста, подчёрк-ся лит-ть лит-ого пр-ия (Якобсон). Условность. Интертекстуальность. Автор – скриптор (мыслит шаблонами).

Сама лит-ра – факт жизни. Люди подражают в жизни лит-ре.

Жид «Фальшивомонетчики». 1925. Сам герой – создатель романа. Создан худ.мир, где есть роман и есть пис-ль. Минимум 5 планов. Ни пересекаются. => Бесконечность смыслов. Где границы между вымыслом и реальностью? Пост.сомнение во всём. Рубеж в создании жанра поэтологич.романа. Всё доведено до предела. Роман = спор с дейсв-ю, борьба между её и тем, что хочет сделать автор из жизн.материала. Соперничество мира и представления о нём. Ключ к роману – дневники пис-ля, включённые в текст романа. Граница между жизнью пис-ля в общ-ве и в работе над своим пр-ем не ясна. Сюжетное движ. подчинено мысли то ли перс. (Эдуарда), то ли автора.

Поэтологический роман(критический):

Метароман / роман о написании романа. Роман в романе, о романе, саморефлектирующий, осознающий себя. Метапроза.

Дегуманизация иск-ва: пр-ия непосредственно не воспр-ся. Воспр-ся его поэтика, сделанность. Обсуждение формы пр-ия в тексте. Решение проблемы аутентичности худ.высказывания; обнажение процесса сознания; интеллект.игра, рукотворность, тв-ая рефлексия.

Проблематика тв-ва – наиболее универс.проблематика культуры, раскрывающая проблематику чел-ка. Отн-ия автора и героя.

Субъективное и объективное в жизни, тв-ве. Соотношение реальности и воображения, вымысла. Лит-ра и жизнь. Проблема свободы чел-ка (как автора). Где сущность: во мне, в герое, в персонаже? – универс.проблематика. 1 из первых романов, где рефлексируются отн-ия автора и героя, -

«Туман» Мигеля де Унамуно. Разрушение мимитической формы. Бунт против судьбы. Экзистанциалистский роман. Перед лицом смерти чел-к осознаёт свою сущность, кот-ая открывается в агонии.

Воображение и реальность. Воображение – жизнь, а реальность – граница заданности. Иск-во – форма противостояния жизни. Судьба не желает подчиняться воображению. Иск-во – постижение сути реальности и вместе с тем – спор с ней.

Автор и герой – сотворцы? Разр-ся мимитическая линия: очуждение фабульной истории. Читатель провоцир-ся на новые интерпретации, стан-ся соавтором. «Я и другой» – драматическая проблематика (во многих пр-ях 20века как рефлексия). %Сартр «Взаперти».

Расслоение тв-ой деят-ти авторов. Эта деят-ть создаёт мир (фабулу). Акт наррации введён непосредственно в текст. Особый герой – писатель, выступающий как конкр. Чел-к. Создаёт рукопись. Вилим его в проц.тв-ва.

Наши рекомендации