Подготовка презентации (слайд-шоу)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Методические рекомендации для преподавателя

Программой курса предусмотрено проведение лекций по основным темам. Количество часов, отводимых на теоретический курс, отражено в рабочей учебной программе (РУП), и зависит от общего числа аудиторных часов и формы обучения (очная, заочная).

В процессе чтения лекционного курса рекомендуется проводить фронтальные опросы по содержанию предыдущих лекций. На лекционных и практических занятиях рекомендуется использовать наглядные средства (презентации стимульных материалов, конкретных диагностических методик, схем обследования и пр.).

Для того чтобы студенту легче было разобраться в сложном и обширном материале, методика преподавания построена так, что, наиболее трудные и важные темы рассматриваются на аудиторных занятиях – лекциях.

При чтении лекций рекомендуются использовать демонстрацию слайдов или компьютерные программы для проведения презентации по теме лекции.

На практических занятиях рекомендуется просмотр видеофильмов (видеосюжетов) с последующим обсуждением (методы работы: диалоговое педагогическое общение, коммуникативный, дискуссионные формы работы), а также анализ организации и содержания деятельности психолого-педагогической направленности.

Цели практических занятий состоят в развитии у студентов:

· навыков самостоятельной работы с научной и учебно-методической литературой;

· умений осмыслить и проанализировать изученный материал;

· умений применять полученные знания в процессе решения практических задач (при прохождении педагогической практики).

Методические материалы для проведения практических занятий представлены в виде конкретных заданий и основных вопросов для обсуждения. Для формирования у студентов способности самостоятельно овладевать и закреплять знания по курсу рекомендуются задания, направленные на осуществление обора диагностических методов и средств, разработку содержания различных видов деятельности психолого-педагогической направленности.

Особое значение для успешного овладения знаниями по изучаемому курсу имеет организация самостоятельной работы студентов. Часть вопросов теоретического курса выносится на самостоятельное изучение. Самостоятельная проработка студентов должна обязательно заканчиваться проверкой знаний в виде устного или письменного опроса, контрольной работы, тестирования.

Самостоятельная работа предполагает изучение, конспектирование, анализ и систематизацию научно-педагогической и учебной литературы по проблеме курса. Выполнение ряда практических заданий и решение ситуационных задач (анализ видеофрагментов и психолого-педагогической документации) формирует умения правильно подбирать диагностические задания.

При осуществлении текущего контроля оценивается участие студентов в процессе проведения лекционных и практических в соответствии требованиями. Показатели данной оценки служат основанием для осуществления балльно-рейтинговой оценки успеваемости студента.

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

Требования к оформлению результатов СРС

Конспектирование

Конспект – сложная запись содержания исходного текста, включающая в себя заимствования (цитаты) наиболее примечательных мест в сочетании с планом источника, а также сжатый анализ записанного материала и выводы по нему.

Для работы над конспектом следует:

· в ходе изучения оригинального текста определить структуру конспектируемого материала и составить план;

· в соответствии со структурой конспекта произвести отбор и последующую запись наиболее существенного содержания оригинального текста – в форме цитат или в изложении;

· выполнить анализ составленного конспекта и дополнить их собственными замечаниями, выводами (на полях тетради или на отдельных листах-вкладках);

· завершить формулирование и запись выводов по каждой из частей оригинального текста, а также общих выводов.

При подготовке конспектов обязательно указываются выходные данные первоисточников.

Составление логических схем, таблиц-схем.

Умение логически мыслить, правильно обобщить, структурировать информационные материалы – качество, без которого трудно достигнуть успеха, как в учебе, так и в карьерном росте. Составление логических схем позволяет тренировать логическое мышление, а также провести самооценку знаний по избранной теме.

Студенту предоставляется перечень основных понятий раздела (модуля) изучаемой дисциплины. Из данных элементов необходимо составить блок-схему, устанавливая логические связи между ними.

Подготовка презентации (слайд-шоу)

Чтобы презентация хорошо воспринималась слушателями и не вызывала отрицательных эмоций (подсознательных или вполне осознанных), необходимо соблюдать правила ее оформления.

Презентация предполагает сочетание информации различных типов: текста, графических изображений, музыкальных и звуковых эффектов, анимации и видеофрагментов. Поэтому необходимо учитывать специфику комбинирования фрагментов информации различных типов.

Кроме того, оформление и демонстрация каждого из перечисленных типов информации также подчиняется определенным правилам. Так, например, для текстовой информации важен выбор шрифта, для графической – яркость и насыщенность цвета.

Общие требования к оформлению:

· дизайн должен быть простым и лаконичным;

· каждый слайд должен иметь заголовок;

· на слайдах должны быть тезисы – они сопровождают подробное изложение мыслей докладчика, но не наоборот;

· использовать встроенные эффекты анимации можно только, когда без этого не обойтись (например, последовательное появление элементов диаграммы).

Правила выбора цветовой гаммы:

· цветовая гамма должна состоять не более чем из двух-трех цветов.

· существуют не сочетаемые комбинации цветов.

· черный цвет имеет негативный (мрачный) подтекст.

· белый текст на черном фоне читается плохо (инверсия плохо читается).

Правила общей композиции:

· на полосе не должно быть больше семи значимых объектов, так как человек не в состоянии запомнить за один раз более семи пунктов чего-либо. 51

· дизайн должен быть простым, а текст – коротким.

Правила оформления текстовой информации:

· размер шрифта: 24-54 пункта (заголовок), 18-36 пунктов (обычный текст);

· цвет шрифта и цвет фона должны контрастировать (текст должен хорошо читаться), но не резать глаза;

· тип шрифта: для основного текста гладкий шрифт без засечек (Times New Roman), для заголовка можно использовать декоративный шрифт, если он хорошо читаем;

· курсив, подчеркивание, жирный шрифт, прописные буквы рекомендуется использовать только для смыслового выделения фрагмента текста.

Правила оформления графической информации:

· рисунки, фотографии, диаграммы призваны дополнить текстовую информацию или передать ее в более наглядном виде;

· желательно избегать в презентации рисунков, не несущих смысловой нагрузки, если они не являются частью стилевого оформления;

· цвет графических изображений не должен резко контрастировать с общим стилевым оформлением слайда;

· иллюстрации рекомендуется сопровождать пояснительным текстом;

· если графическое изображение используется в качестве фона, то текст на этом фоне должен быть хорошо читаем.

Правила стилевого оформления:

· стиль может включать: определенный шрифт (гарнитура и цвет), цвет фона или фоновый рисунок, декоративный элемент небольшого размера и др.;

· не рекомендуется использовать в стилевом оформлении презентации более 3 цветов и более 3 типов шрифта;

· оформление слайда не должно отвлекать внимание слушателей от его содержательной части;

· все слайды презентации должны быть выдержаны в одном стиле.

Содержание и расположение информационных блоков на слайде:

· информационных блоков не должно быть слишком много (3-6);

· желательно присутствие на странице блоков с разнотипной информацией (текст, графики, диаграммы, таблицы, рисунки), дополняющей друг друга;

· ключевые слова в информационном блоке необходимо выделить;

· логика предъявления информации на слайдах и в презентации должна соответствовать логике ее изложения.

Помимо правильного расположения текстовых блоков, нужно не забывать и об их содержании – тексте. В нем ни в коем случае не должно содержаться орфографических ошибок.

Также следует учитывать общие правила оформления текста.

Общий порядок слайдов:

· титульный;

· план презентации (практика показывает, что 5-6 пунктов – это максимум, к которому не следует стремиться);

· основная часть;

· заключение (выводы);

· спасибо за внимание (подпись).

Требования к оформлению заголовков:

· точку в конце не ставить (а между предложениями ставить);

· не использовать длинные заголовки;

· слайды не могут иметь одинаковые заголовки. если необходимо назвать одинаково следует писать в конце (1), (2), (3) или продолжение – продолжение 1, продолжение 2.

Требования к оформлению диаграмм:

· у диаграммы должно быть название (или названием может служить заголовок слайда);

· диаграмма должна занимать все место на слайде;

· линии и подписи должны быть хорошо видны.

Требования к оформлению таблиц:

· название для таблицы;

· читаемость при невчитываемости;

· отличие «шапки» от основных данных.

Анимация:

· Анимационные эффекты используются для привлечения внимания слушателей или для демонстрации динамики развития какого-либо процесса. В этих случаях использование анимации оправдано, но не стоит чрезмерно насыщать презентацию такими эффектами, иначе это вызовет негативную реакцию аудитории.

Звук:

· звуковое сопровождение должно отражать суть или подчеркивать особенность темы слайда, презентации;

· необходимо выбрать оптимальную громкость, чтобы звук был слышен всем слушателям, но не был оглушительным;

· если это фоновая музыка, то она должна не отвлекать внимание слушателей и не заглушать слова докладчика. Чтобы все материалы слайда воспринимались целостно, и не возникало диссонанса между отдельными его фрагментами, необходимо учитывать общие правила оформления презентации.

После создания презентации и ее оформления, необходимо отрепетировать ее показ и свое выступление, проверить, как будет выглядеть презентация в целом (на экране компьютера или проекционном экране), насколько скоро и адекватно она воспринимается аудиторией.

Подготовка доклада

Доклад – это вид самостоятельной работы студентов, заключающийся в разработке студентами темы на основе изучения литературы и развернутом публичном сообщении по данной проблеме.

Отличительными признаками доклада являются:

· передача в устной форме информации;

· публичный характер выступления;

· сотрудничество докладчика и аудитории;

· умение в сжатой форме изложить ключевые положения исследуемого вопроса и сделать выводы.

Объем подготовленного доклада определяется глобальностью и содержательностью темы, может составлять 5-10 минут выступления и сопровождаться мультимедийной презентацией.

Подготовка реферата

Реферат – краткое изложение содержания документа или его части, научной работы, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с источниками и определения целесообразности обращения к ним.

В учебном процессе реферат представляет собой краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания книги, учения, научного исследования и т.п.

Основное требование к реферату – точность и объективность в передаче сведений, полнота отображения основных элементов как по содержанию, так и по форме.

Иначе говоря, это доклад на определенную тему, освещающий её вопросы на основе обзора литературы и других источников.

Критерии оценки реферата:

· актуальность содержания, высокий теоретический уровень, глубина и полнота анализа фактов, явлений, проблем, относящихся к теме;

· информационная насыщенность, новизна, оригинальность изложения вопросов;

· простота и доходчивость изложения;

· структурная организованность, логичность, грамматическая правильность и стилистическая выразительность;

· убедительность, аргументированность, практическая значимость и теоретическая обоснованность выводов.

Структура реферата:

Введение

Введение – это вступительная часть реферата, предваряющая текст.

Оно должно содержать следующие элементы:

а) очень краткий анализ научных, экспериментальных или практических достижений в той области, которой посвящен реферат;

б) общий обзор опубликованных работ, рассматриваемых в реферате;

в) цель данной работы;

г) задачи, требующие решения.

Объем введения при объеме реферата 10-15 страниц – 1, 2 страницы.

Основная часть

В основной части реферата студент дает письменное изложение материала по предложенному плану, используя материал из источников. В этом разделе работы формулируются основные понятия, их содержание, подходы к анализу, существующие в литературе, точки зрения на суть проблемы, ее характеристики.

В соответствии с поставленной задачей делаются выводы и обобщения. Очень важно не повторять, не копировать стиль источников, а выработать свой собственный, который соответствует характеру реферируемого материала.

Заключение

Заключение подводит итог работы. Оно может включать повтор основных тезисов работы, чтобы акцентировать на них внимание читателей (слушателей), содержать общий вывод, к которому пришел автор реферата, предложения по дальнейшей научной разработке вопроса и т.п. Здесь уже никакие конкретные случаи, факты, цифры не анализируются.

Список литературы

В строго алфавитном порядке размещаются все источники, независимо от формы и содержания: официальные материалы, монографии и энциклопедии, книги и документы, журналы, брошюры и газетные статьи. Интернет-ресурсы приводятся в конце списка также по алфавиту.

Количество источников в пределах от 10 до 15.

Наши рекомендации