Какую повестку дня средства массовой информации предлагали избирателям в качестве повестки для обсуждения?
Для того чтобы Б.Ельцин мог победить на выборах, необходимо было добиться «воспламенения» проблемных зон, которые могли бы склонить избиратслей к высокой оценке Президента и одновременно «потушить» проблемные зоны, которые могли бы подтолкнуть к невыгодной оценке. Именно эту задачу и выполняли весной- летом 1996 года электронные средства массовой информации.
С одной стороны, из повестки дня была постепенно убрана чеченская война. Данная проблематика была в высшей степени невыгодной для Б.Ельцина: если бы выборы превратились в референдум об отношении к чеченской войне, его проигрыш можно было бы считать практически гарантированным. Неудивительно поэтому, что доля как тематических, так и эпизодических сюжетов, посвященных этой войне, из месяца в месяц сокращалась.
С другой стороны, в повестку дня была возвращена чрезвычайно популярная, в начале 90-х годов тема преступлений коммунистического режима.
Фактически выборы были превращены в референдум по поводу коммунизма (точнее, советской власти), и избиратели определялись именно по отношению к недавнему прошлому, которое они еще не успели забыть и которое еще не начали идеализировать, как это в значительной степени произошло сейчас. Характерно, что чем ближе к выборам, тем больше усиливался мотив «не надо старого» и «не хочу пустых прилавков» у сторонников Б.Ельцина и мотив «хочу жить, как раньше» у сторонников Г.Зюганова. В этом и проявлялся эффект установления повестки дня.
Как известно, тема преступлений коммунистического режима активно муссировалась в средствах массовой информации до самого конца кампании. Так, 1 июля 1996 года (это был последний день, когда была разрешена предвыборная агитация), в прайм-тайм все общенациональные и местные каналы показывали передачи явной антикоммунистической направленности. Поданным наших исследований, наибольшей популярностью в тот день у жителей Екатеринбурга пользовался художественный сериал «Под знаком Скорпиона» по «ОРТ» (его рейтинг составил 21,4%), посвященный трагедии М. Горького, павшего жертвой собственных социалистических иллюзий и обмана большевиков.
Рейтинг вечерних информационных программ 1 июля 1996 года оставался на уровне, стандартном для буднего дня - никакого особого увеличения аудитории зафиксировано не было:
Название передачи | Рейтинг, % |
1. «Время» - «ОРТ» | 15,7 |
2. «9 1/2. Городские новости Иннокентия В.Шеремета» - «АСВ» | 14,6 |
3. «Вести» - «Россия» | 7,8 |
4. «Сегодня» - «НТВ» | 6,0 |
5. «Новости. Итоги дня» - «4 канал» | 3,3 |
4% опрошенных 1 июля посмотрели выступление Г.Зюганова, 4,4% - выступление Б.Ельцина, а 6,6% - передачу «Час губернатора», в которой свою политическую позицию высказывал Э.Россель.
Все вместе привело к тому, что повестка дня фактически свелась к oдной единственной теме - теме коммунистического прошлого. В результате произошло установление повестки дня: «влияние средств массовой информации проявилось не в той оценке, которую избиратель давал коммунистическому прошлому, а в том, что это прошлое стало главным предметом оценки при принятии решения о том, за кого голосовать»[2].
Дополнительно была проведена еще одна процедура, призванная сфокусировать внимание на личности Президента Ельцина при отвлечении внимания от конкретных результатов его деятельности на этом посту. Иными словами, вместо проблемной зоны «сделал - не сделал» «воспламенялась» проблемная зона «человеческие качества политика». Именно в этом состоял смысл памятных кампании «Голосуй сердцем!» и «Голосуй, а то проиграешь!».
Политконсультанты опирались на реальные психологические особенности Б.Н.Ельцина, подчеркивая их позитивные составляющие.
В результате в ходе выборов обыгрывались присутствие Президента вместе с семьей на «КВН» - Ельцин смеялся тем же шуткам, что и простые зрители. Или же Б.Н.Ельцин вместе со всеми начинал исполнять рок-н-ролл во время молодежного концерта в Екатеринбурге в рамках акции «Голосуй, или проиграешь!».
Во время пребывания в Казани Президент участвовал в народном гулянии и играл в национальную татарскую игру: с завязанными глазами разбивал длинным шестом глиняный горшок. Все эти акции были направлены именно на воспламенение интереса к Б.Н. Ельцину как к личности при отвлечении внимания от различных сторон его деятельности как Президента.
Иными словами, команда Ельцина руководствовалась классическим принципом американских политических консультантов: «Не человека мы должны менять, а получаемое впечатление. А это впечатление часто больше зависит от канала и его использования, чем от самого кандидата»[3].
Кампания «Голосуй сердцем», как и кампания «Голосуй, а то проиграешь!», была направлена на поддержку основной антикоммунистической кампании, но эти кампании были нацелены на разные сегменты электората.
В результате при принятии решения избирателям предлагались для оценки две темы: «коммунистическое прошлое» и «личность Ельцина», причем они были неявным образом связаны между собой. В результате сторонники Б.Н.Ельцина голосовали за хорошего человека и против плохого прошлого, а его противники - за хорошее прошлое и против плохого президента. Именно сцепление воедино двух никак не взаимодействующих проблемных зон и обеспечило в конечном счете победу Б. Н.Ельцина на выборах.
На выборах Президента России в 2000 году повестку дня устанавливали по-другому. Была использована очень эффективная, но, в силу понятных причин, не применявшаяся командой Б.Н.Ельцина повестка «сделал - не сделал».
Будущий Президент России В.Путин, в отличие от всех остальных участников выборов, уже имел в своем активе конкретные дела (и прежде всего - активное ведение чеченской кампании), тогда как все остальные могли похвастаться в основном правильными словами.
В.В.Путин, в отличие от Б.Н.Ельцина, не избегал темы Чечни и не торопился заключить там мир любой ценой. Наоборот - он подчеркивал, что в Чечне уже достигнуты значительные успехи, но предстоит сделать еще больше. При этом средства массовой информации уделяли заметно меньшее внимание личности В.В.Путина, чем в свое время - личности Б.Н.Ельцина. О том, что повестка дня была установлена правильно, свидетельствуют результаты выборов. Как известно, В.В.Путин одержал победу уже в первом туре.