O гласности, предполагающей, что проекты бюджета доводятся до общественности путем их обсуждения в парламенте, его комиссиях и освещаются в средствах массовой информации

Через бюджетную систему реализуются функции бюджета: распределительная и контрольная. Распределительная функция предполагает концентрацию денежных средств у государства через определенные каналы поступления и их использование для выполнения государственных обязательств. Во многих государствах эту функцию выполняет государственное казначейство через свои региональные органы. Контрольная функция проявляется через осуществление контрольных мер за процессом формирования и использования денежных средств в различных структурных частях экономики. Осуществляют меры контроля налоговые инспекции и полиция, государственные казначейства, Национальный банк, государственный контроль.

С помощью бюджета государство осуществляет сочетание централизованных и местных интересов регионов посредством распределения налогов, дотаций и трансфертов. Через бюджет происходит перераспределение более половины национального дохода и 75 процентов денежных ресурсов.

Местные бюджеты областей, городов, районов не входят своими доходами и расходами в государственный бюджет. В условиях совершенствования рыночных отношений в Республике Беларусь усиливается тенденция повышения роли и влияния местных органов власти на развитие регионального хозяйства, предпринимательского сектора, в том числе и на основе муниципальной поддержки.

Составной частью государственных финансовых средств являются внебюджетные фонды, имеющие целевое назначение. Они не включаются в состав бюджета, но по принципу распределения и использования равнозначны и находятся в распоряжении центральных и местных органов власти. Это фонды социального страхования, пенсионные, пособия по болезни, безработице.

Структура доходов и расходов государственного бюджета.

Государственные доходы – исчисленные в денежной форме доходы государства за счет взимания налогов, пошлин, платежей, оплаты услуг государственных учреждений, внешнеторговых операций, иностранных кредитов.

Доходы классифицируются по источникам (форма платежа, субъект, объект, отрасль), по видам доходов (налоги от субъектов хозяйствования), по способу взимания (налоги и штрафы, плата за услуги, добавленные взносы), по срочности (безвременные, временные). В государственном бюджете налоги составляют от 80 до 90% всех доходов. В местных на их долю приходится до 50% всех поступлений. Неналоговые поступления включают доходы от государственной собственности, золотовалютных резервов, штрафы, отчисления прибыли национального банка и др.

Расходная часть бюджета характеризует направления и цели бюджетных ассигнований для развития и регулирования экономических и социальных процессов. Безвозвратное представление государственных средств из бюджета на целевое развитие называется бюджетным финансированием.

Структура государственных расходов в каждой стране имеет свои отличия. В развитых и развивающихся странах основная статья расходов – это оборона. В странах с ориентированной социальной экономикой значительную долю расходов занимают социальные статьи.

В Республике Беларусь расходы бюджета делятся на следующие группы:

O расходы на финансирование развития реального сектора экономики (промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и т. д.), на ускорение и повышение темпов в развитии отраслей и производств с целью поддержания конъюнктуры и экономического роста;

o особое значение придаётся развитию агропромышленного комплекса и субсидирование объектов социальной сферы на селе;

o затраты на финансирование объектов социальной сферы, в том числе на образование, здравоохранение, культуру, выплату социальных пособий, поддержку малообеспеченных, а так же на содержание социально-культурной сферы, выплату зарплаты, выдачу субсидий;

Наши рекомендации