Тема: «Что такое добро»

Цель: формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся.

Задачи:

- формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла

- развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- формировать умение совместно работать в группе;

- способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.

- воспитывать доброе отношение к окружающим людям, культурное поведение во всех сферах жизни.

Оборудование: презентация, мультимедиапроектор, штурвал, солнце с лучами (лучи отдельно), нарисованный ствол дерева, плоды для доброго дерева, раздаточный материал: послание капитанов, старорусский алфавит, фломастеры.

Ход мероприятия:

Этапы классного часа Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент · Сядет тот, кто назовет доброе слово. · Часто ли вы произносите добрые слова? · Кому вы их говорите? Зачем?   По очереди называют добрые слова, садятся. Ответы детей. - Окружающим: друзьям, родителям, учителю, воспитателю, соседям и т.п. Чтоб повысить настроение, поблагодарить, сделать приятное.
Формулирование темы и постановка цели мероприятия.   · Как вы думаете, о чем мы будем с вами говорить? · Сегодня мы с вами поговорим о доброте, добрых делах. (Слайд 1) Тема нашего классного часа: «Мой путь к доброте». - С какой буквы начинается слово «добро»? (слайд 2) - В современном алфавите эта буква называется просто «Дэ». - Посмотрите, как называлась эта буква в старорусском алфавите? - Что такое добро? Доброта? (щелчок по слайду)     Слайд №3. Определение понятия «добро»     Слайд №4 про качества доброго человека - Какого человека мы называем добрым?   - О доброте     - С «д».   Работают со старорусским алфавитом, находят букву «Д», читают ее название. -А в старинной азбуке ее именовали красиво – Добро.     - Тот, кто любит других, животных, кто готов прийти на помощь, тот, кто совершает добрые дела, поступки.
Основная часть   - А для того, чтобы лучше разобраться, что же такое настоящая доброта и для чего она нужна человеку, мы сейчас отправимся в необычное путешествие. А чтоб нам не сбиться с пути, возьмем в дорогу карту. Слайд № 5 - На чем можно путешествовать?   - Чтобы узнать, на чем мы отправимся в путешествие, отгадайте загадку.   По волнам дворец плывет, На себе людей везет. Слайд №6   - Как управляют кораблем? - Вот вам штурвал. А кто управляет кораблем? - Давайте выберем капитана.   Слайд №7.   - Возьмите штурвал в руки, поплыли. Слайд №8. - Посмотрите, перед вами 2 капитана нашего путешествия. Давайте определим, которого из них вам хотелось бы взять на корабль?   - Как вы это определили? - Значит, о человеке, о его душе может рассказать его взгляд, мимика, жесты. - А еще о том, добрый человек или нет, могут рассказать поступки. - Посмотрите, каждый капитан послал вам о себе послание, давайте скорей прочитаем его. Первое послание (напечатано на листе, свернутом в свиток) Я слабым помогать готов, Попавшим вдруг в беду, Всегда приветлив и здоров И правду говорю. Не жадничаю никогда, Жалею я других. Ошибки всем прощу всегда- Забуду я о них. С улыбкой я всегда дружу, Всегда гостям я рад. Я дружбой верной дорожу, Люблю я всех ребят. Второе послание (напечатано на листе, свернутом в свиток) А я с улыбкой не дружу И лишь обидам рад. Я гневом, злостьюдорожу, Кусаю всех подряд. Не пожалею никогда, Нигде и никого. Люблю на свете я всегда Себя лишь одного.   - Какой из капитанов приятен вам? Почему?   - Человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым, а себялюбец и эгоист – несчастлив. Доброта – это стремление человека дать полное счастье окружающим людям, всему человечеству. Слайд №9. - Не случайно говорят: «Доброта, что солнце». Как вы понимаете это выражение? - И что же от этих лучей мы ощущаем? - Посмотрите, у нас появилось свое солнышко, но, увы, оно без лучиков, они спрятаны на островах. Давайте скорей отправимся путешествие, чтоб найти все его лучи.         - На машине, пароходе, корабле и т.п.     - Корабль.   - Штурвалом. - Капитан. Дети встают со своих мест, и под музыку передают штурвал по кругу, на ком музыка остановилась, тот и капитан. Берут штурвал в руки, имитируют повороты влево, вправо.   Ученики рассматривают слайд с двумя капитанами, выбирают улыбающегося капитана. - 2 капитан злой, возьмем первого. - По выражению лица.     Дети берут заранее заготовленный учителем свиток, совместно с учителем читают послание. Первый свиток читает первая команда, второй – вторая команда. Ребята делают вывод, что первый капитан добрый, его и надо брать в плавание.   - Первый, который всем помогать готов, приветлив и здоров и т.п., потому что с ним будет спокойно, приятно, весело, дружно.     - Солнышко всех озаряет своими лучами. - Теплоту.    
Зрительная гимнастика, физминутка Слайд №10. Электронная физминутка для снятия усталости с глаз.  
Продолжение мероприятия. ПУТЕШЕСТВИЕ Слайд №11. Посмотрите в бинокль, к какому острову мы приплыли? Остров пословиц. - Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передавались из уст в уста. Поэтому первым делом мы поплывем на остров пословиц. Каждой команде выдаются рассыпанные пословицы. (Первая часть у групп, а вторая у доски около капитана).   Проверка по слайду №12.     - Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. - Молодцы, справились с заданием, давайте прикрепим лучики к нашему солнышку (каждая команда прикрепляет по 1 лучу) Город вежливости. Первый шаг к доброте – это доброе слово, или волшебное слово. Поэтому наше путешествие продолжается, мы отправляемся в Город вежливости (Слайд 13). - А какие вежливые, волшебные слова вы знаете? Какая команда знает больше вежливых слов? Слайд №14. Слайд №15 - Волшебные слова мы вспомнили. А как вы думаете – для чего они нужны? - Молодцы, справились с заданием, давайте прикрепим лучики к нашему солнышку (каждая команда прикрепляет еще по 1 лучу).   - Поплыли дальше. Слайд 16. Сказочная долина. - Непросто быть вежливым и культурным человеком. Как думаете, человек рождается добрым и вежливым или этому надо учиться? Наш дальнейший путь лежит в Сказочную долину (Слайд 17). Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло. - Я называю сказочного героя если он добрый герой вы ему хлопаете, если злой закрываете лицо своими ладошками. - Чем же отличаются эти сказочные герои от других героев. Почему вы некоторым хлопали, а от других прятались.   - Молодцы, справились с заданием, давайте прикрепим лучики к нашему солнышку.   Слайд №18. Добрая земля. (Слайд №19, 20) - Итак, ребята, наш кораблик причалил к последней пристани под названием «Добрая земля». Но посмотрите, земля пустынна, она покрыта туманом. Давайте сделаем так, чтобы солнце на этой земле засияло ярко-ярко. Как вы думаете, что должно быть на земле, чтоб туман ушёл, а земля стала Доброй? (При нажатии на мышь, на слайде появляются названные детьми предметы). - А как вы думаете, люди должны быть на Доброй земле? - Посмотрите на картину, которая у нас с вами получилась.   - Конечно, ведь весь животный и растительный мир планеты зависит от нас – людей, от того, как мы будем к ним относиться. Какие поступки мы будем совершать: добрые или нет. - Какие поступки называют добрыми? Слайд №21, 22. - Добравшись до Доброй земли вы, наверное, поняли, что у каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте. Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.   - Посмотрите, под лучами солнца выросло доброе дерево. Как вы думаете, какие плоды на нем вырастут?     Имитируют руками бинокль, приподымаются с места, чтоб лучше разглядеть название острова.     Один из участников выходит, выбирает вторую часть пословицы и возвращается к группе (Дети собирают пословицы, проверяют по компьютеру, объясняют смысл этих пословиц)     Выходит представитель от каждой команды, размещает лучи на солнце.   -По очереди называют слова вежливости: добрый день, добрый вечер, доброе утро, спасибо, пожалуйста, комплименты. - Для того чтобы поблагодарить, поздороваться, сделать приятное.     - Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки.     - Тем, что они творят добро, помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому, а другие наоборот. - Каждая команда прикрепляет по 1 лучу.   - Должно быть солнышко, жить животные, петь птицы, цвести сады.     - Да.     Дети отвечают с опорой на слайд.   -Выбирают из плодов с надписями: счастье, удача, здоровье, хорошее настроение, горе, неудача, болезнь, грусть, печаль, друзья - подходящие.  
Итог. - Что приносит нам доброта? Зачем мы делаем добрые дела? - Если каждый в своем сердце посадит такое дерево, то обязательно получит все его плоды. Какие? (повторение по доброму дереву) Ответы детей.

Наши рекомендации