Функции пресс-секретаря
Пресс-секретарь - роль посредническая. С одной стороны - властная структура и ее лидер со своими требованиями к СМИ, своими ожиданиями. С другой - многообразный мир средств массовой информации, имеющий свои интересы в отношениях с властью.
Введение этой должности широко практикуется в органах власти. Однако существует множество вариантов «вписания» ее в структуру аппарата. Чаще всего пресс-секретарь первого лица имеет в подчинении аппарат специалистов, которые готовят тексты речей для руководителя органа власти (спичрайтеры), обеспечивают его контакты с журналистами. Пресс- секретарь повсюду сопровождает руководителя, может давать комментарии журналистам от его лица. Служба пресс-секретаря в таком случае является отдельным подразделением, работающим непосредственно с первым лицом. Иногда пресс-секретарь одновременно является руководителем всей пресс- службы органа власти и организует ее работу по всем направлениям.
Обобщая деятельность пресс-секретаря, работающего в органах власти, можно выделить ряд основных функций.
1) Внешняя: анализ служебной информации и донесение ее до СМИ.
Пресс-секретарь выступает в роли «переводчика»:трудный для восприятия рядовым читателем язык документов он переводит на доступный, понятный всем. Это функция популяризации решений власти, требующая не только умения обращаться со словом, но и способности оценить значимость, важность для населения того или иного документа.
Пресс-секретарь организует работу пресс-службы, обеспечивает отправку пресс-релизов. Его обязанностью является осуществлять взаимодействие с журналистами, а также организовывать мониторинг СМИ. Пресс-секретарь имеет право присутствовать на заседаниях, посещать проводимые мероприятия, запрашивать необходимые сведения.
Пресс-секретарь часто выступает спичрайтером, готовит тексты выступлений или заявлений руководителя. В этой части шла серьезная ломка старых традиций. Вспоминает пресс-секретарь губернатора Свердловской области А.Левин: «Текст новогоднего поздравления жителей области, конечно, оказался просто плохим. Дело в том, что его готовили сотрудники организационного отдела администрации. Готовили по старой, накатанной схеме: брались основные показатели года и вставлялись в «проверенные» рамки стандартных поздравлений, с которыми, например, многие годы к гражданам страны обращались Генеральные секретари ЦК КПСС» (16- стр.11) Сегодня выросло мастерство пресс-секретарей и спичрайтеров. Можно повсеместно наблюдать их профессиональную работу.
Не только тексты, но и характер съемок первого лица на телевидении являются заботой пресс-секретаря. В каком помещении, на каком фоне более выигрышно смотрится руководитель - важно проследить и оценить. Так описывает В.Костиков, пресс-секретарь Б.Ельцина, возникавшие проблемы:... «Крайне невыгодным для внешнего вида президента оказался и большой Президентский пресс-центр в Кремле. Освещение сверху увеличивало впечатление одутловатости лица, усугубляло морщины. Кроме того место, на котором сидел президент, было на фоне темно-коричневой фанеровки стола президиума, за которым раньше сидели члены Политбюро. В результате Ельцин на больших пресс-конференциях выглядел старше своих лет. Мне несколько раз приходилось пререкаться с комендантом Кремля: я требовал, чтобы задник, на фоне которого сидел Ельцин, задрапировали более светлым тоном. Мне отвечали, что это невозможно.» (15-стр.165)
Как видим, не всегда бывает просто добиться нужного результата даже на высоком уровне. Многих качеств требует должность пресс-секретаря, чтобы обеспечить необходимый результат во взаимодействии с разными людьми.
Непосредственной обязанностью пресс-секретаря является организация и ведение пресс-конференций (брифингов) руководителя. «Доступ» журналистов к первому лицу - прямая прерогатива пресс-секретаря. Он регулирует встречи, интервью, их продолжительность и регулярность.
Задача пресс-секретаря - создавать и поддерживать бесконфликтную, лучше дружескую атмосферу взаимоотношений между руководителем органа власти и СМИ. Здесь необходимы коммуникабельность, дипломатичность, гибкость.
2) Охранная: защита служебной информации, государственной тайны.
Каждое ведомство, каждая властная структура имеет информацию, которая не может быть всеобщим достоянием. Хотя в российском законодательстве пока не проработаны должным образом вопросы охраны служебной тайны в органах власти, государственные интересы диктуют необходимость ограничения гласности по определенным вопросам. Пресса, особенно частная, коммерческая, в свою очередь стремится заполучить именно такую информацию. Пресс-секретарю важно умело выстраивать отношения с журналистами, чтобы не создавать ощущения излишней закрытости власти, при этом защитить служебную информацию.
3) Внутренняя: сбор и анализ информации об освещении в СМИ деятельности органа власти, его руководителя.
Ежедневно на стол президента (губернатора, мэра) ложится оперативный обзор СМИ. Модель этого обзора, на что следует обращать особое внимание составителю - все это решается в каждом аппарате по-своему. Исполнение внутренней функции требует определенного мужества. Профессиональная честность, этика диктуют пресс-секретарю одни нормы, а логика чиновнического приспособления - иные. Именно об этом пишет В.Костиков в заключительной части своей книги «Роман с президентом». Понимая, что никто из окружения не пойдет на такой шаг, пресс-секретарь передал президенту служебную записку: «Главное, о чем мне хотелось поставить президента в известность, - это нарастающая в обществе критика в его адрес. Для меня становилось все более очевидным, что сам он не видит себя со стороны, явно переоценивая отношение к себе народа. Словом, задача была не из простых. Важно было и предостеречь, и не обидеть президента» (15- стр.314) Затем была поездка в Германию с рядом скандальных эпизодов, новая попытка пресс-секретаря выразить предостережение -уже в тексте очередного обзора СМИ. И что же ? «Впервые за время совместной работы Борис Николаевич не подал мне при встрече руки. Глядел мрачно, недобро.» (15-стр.320) А впереди была выборная кампания 1996 года...«... Гомеопатические дозы «внутренней критики» перестали действовать на президента. Нужно было некое более радикальное средство. Таким средством нам представлялся коллективный демарш.. Причем такой, который бы не задел честь президента.» (15-стр.327). Так родилось «письмо семи» - обращение к президенту семи его помощников ( в том числе В.Костиков). Вскоре пресс-секретарь был отстранен от должности. Стал «бывшим Костиковым».
Данный эпизод из биографии бывшего пресс-секретаря показывает сложность и ответственность функций, выполняемых на этом посту, а также обнажает важность профессионального этичного поведения.
Контрольные вопросы и задания
1. У кого из советских руководителей высшего ранга впервые появился пресс-секретарь?
2. Сравните функции пресс-секретаря и журналиста. Укажите на сходство и различие.
3. Каждый ли журналист может быть квалифицированным пресс-секретарем?
4. Составьте примерный распорядок дня пресс-секретаря руководителя администрации города.
5. Почему одни пресс-секретари работают много лет на своем месте, а другие уходят с должности быстро и часто неожиданно?