Кто виноват: средства массовой информации и проблема ответственности
Лекция №2: Проблема ответственности и препятствия при формировании повестки дня СМИ
Ключевые понятия и категории: эпизодический и тематический способы подачи информации, «воспламенение» проблемных зон
Кто виноват: средства массовой информации и проблема ответственности
Даже при чисто механическом узнавании проблемы у человека неизбежно возникает вопрос; кто виноват в том, что такая проблема появилась. И кто, собственно, должен ее решать, иначе говоря, на кого можно возложить ответственность за проблему.
Кто будет признан ответственным за проблему, которая благодаря средствам массовой информации попала в повестку дня, во многом зависит от самих средств массовой информации. И здесь имеется в виду вовсе не тот случай, когда средства массовой информации сообщают: «Ответственность за срыв отопительного сезона несут коммунальщики и лично Иван Иванович Иванов». Нет, все обстоит гораздо сложнее.
Средства массовой информации адресуют ответственность самим способом подачи той или иной проблемы (показа или рассказа о ней). Таких способов существует два: эпизодический и тематический.
При эпизодической форме подачи сюжет «принимает форму описания отдельных происшествий или событийно ориентированного репортажа и излагает общественные проблемы на примере конкретных случаев»: при тематической подаче сюжет, напротив, «помещает общественные проблемы в абстрактный контекст и принимает форму аналитического репортажа, направленного на описание общих причин или следствий»[1]. Иными словами, если журналист делает сюжет о том, как жильцы дома № 5 по ул. Токарей остались зимой без отопления и горячей воды, перед нами сюжет эпизодический; если же он делает репортаж, в котором различные «говорящие головы» обсуждают причины, по которым в городе в разгар отопительного сезона отключили горячую воду, то данный репортаж будет тематическим.
Контент-анализ информационных программ показывает, что в них в основном преобладают эпизодические сюжеты, а сюжеты тематические играют второстепенную роль. И это понятно: смотреть на «говорящие головы» не слишком интересно, зритель любит динамику и действие, которые неразрывно связаны с описанием отдельных происшествий.
Однако преобладание эпизодических сюжетов автоматически влечет за собой так называемое «индивидуалистическое отнесение ответственности за проблемы» (по схеме «сами виноваты»). Тематические сюжеты, наоборот, провоцируют социальное отнесение ответственности (по схеме «виновато государство», «виновата школа» и т.п.). Чтобы доказать это утверждение, Шанто Ийенгар провел еще одну серию экспериментов по уже знакомой нам методике.
На этот раз одни участники эксперимента смотрели придуманные сюжеты, в которых определенная проблема подавалась эпизодически (например, террористы захватили самолет, интервью с родственниками заложников, арест группы террористов и т.п.). Другим участникам показывали сюжеты, в которых та же самая проблема трактовалась тематически (беседа с экспертом на тему: «Каковы причины очередной вспышки терроризма?», аналитический репортаж о новейшей истории Сирии и т.п.). По окончании опроса они заполняли анкету, в которой, в частности, содержался вопрос: в чем причины. терроризма и как следует бороться с террористами? Вопрос был открытым, т.е. ответ на него человек писал сам, - составители анкеты ничего ему не подсказывали.
Оказалось, что при тематической подаче проблем зрители склонны возлагать ответственность за их существование и решение на общество и государство, а при эпизодической - на отдельных индивидов.
Так, при тематической подаче сюжетов о терроризме участники эксперимента при тестировании объясняли существование терроризма нищетой в странах третьего мира (т.е. социальными условиями) и политикой «сверхдержав», стремящихся использовать в своих целях любое орудие. При эпизодической подаче они гораздо чаще были склонны определят ь террористов как людей с психическими отклонениями, «кровожадных фанатиков» и т .п., т.е. возлагать ответственность за терроризм на них лично.
В то же время оказалось, что атрибуция ответственности обусловливается не только формой подачи материала в новостях, но и глубинными культурными стереотипами зрителей. Как известно, в американском обществе существует глубокое убеждение, что бедные - это люди, которые не хотят работать и предпочитают (а не вынуждены!) жить на пособие, причем особенно много таких людей среди афроамериканцев. Не удивительно поэтому, что после просмотра тематических сюжетов о бедности, в которых основными действующими лицами были афроамериканцы, американские участники эксперимента отказывались объяснять их бедность социальными причинами.В данном конкретном случае форма подачи сюжета работала против культурного стереотипа («негры ленивые и не любят работать»), и в результате торжествовал стереотип.
Наоборот, если участники эксперимента смотрели эпизодический сюжет, в котором в роли бедняка выступал белый мужчина, то безобразие чаще возлагалась на государство, чем на самого безработного («он хочет работать, но не имеет такой возможности»).
В целом Шанто Ийенгар приходит к выводу, что культурные стереотипы оказывают более глубокое и долгосрочное воздействие на атрибуцию ответственности, чем средства массовой информации. Если средства массовой информации оказывают воздействие в одном направлении с культурными стереотипами, эффект установления повестки дня усиливается, а если в противоположном - ослабляется.
Можно предположить, что у нас в России эпизодические сюжеты, посвященные проблеме бедности, будут оказывать совсем иное воздействие, чем в США. В православной российской традиции бедняк вызывает жалость (по принципу «от сумы да от тюрьмы не зарекайся»), а ответственность за его положение обычно возлагается на «начальство», не проявляющее должной заботы о населении. Поэтому в российских условиях эпизодический показ бедности может не только не ослаблять социальную атрибуцию, а, наоборот, усиливать ее.
Впрочем, данное предположение нуждается в эмпирической проверке. Было бы интересно также исследовать, какое сочетание пола, возраста, социального и семейного положения способно в максимальной степени спровоцировать в отечественных условиях индивидуалистическую атрибуцию ответственности, иными словами, кто в российских условиях играет роль черной матери-одиночки (возможно, это мужчина-алкоголик?).