Самое важное в жизни - дети

Родилась в 1960 году в Ленинграде, в семье офицера.... Отец служил в автомобильных войсках. «Школьные годы чудесные» прошли так же, как у большинства сверстников: с октябрятской звездочкой, пионерским галстуком и комсомольским билетом, о чем ничуть не жалею: далеко не все идеалы того времени были ложными.

Подлинные же – неизменны и вечны, и к ним мы еще вернемся...

После школы училась в пединституте: немного не хватило до «красного» диплома. И – по совету бабушки, много лет проработавшей директором школы, выбрала работу в детсаду: начинала, как и все, воспитателем. Заведующей в «Колоске» – стала в 1994 году. Первым делом – с помощью воспитателей и родителей – разбила сад: посадили не меньше тысячи деревьев. Название детсада обязывает, ну, а если серьезно – то как же иначе?! Что оставим после себя?

Замужем. Муж – инженер-связист. Сыну – 13 лет. Учится в 13 школе. Выходит, чертова дюжина для нашей семьи – число счастливое... Живу в обычной квартире – на окраине Новгорода.

Шью, рисую. Первый этаж в родном детсаде мною уже разрисован, скоро закончу второй. Давно в ладу – с ножницами и иголкой: не от хорошей жизни из старых шуб шьем в «Колоске» игрушки. Денег на детство, уже сколько лет не хватает....Может, потому что в коридорах власти в основном мужчины?!

Проанализируем направленность на аудиторию приведенного текста. Очевидно, что адресат данного текста – пожилые женщины. Во-первых, трудно соотнести утверждение, ставшее заголовком данного текста, с мужским стереотипом, также оно не характерно для молодежной аудитории до 30 лет. Кроме того, в приведенном тексте обращает на себя внимание акцент на «обычности» фактов биографии: обыкновенная школьница, обыкновенная квартира, жизнь в обыкновенной семье. Профессия матери кандидата не указана, однако сделан акцент на службе отца – для женщин возраста старше 50 характерно уважение к военным. Присутствует также апелляция к авторитету бабушки, что у пожилых людей непременно вызывает позитивные эмоции.

Не случайна цитата, призванная вызвать ностальгию («Школьные годы чудесные»), цитата из популярной в советские времена песни, абсолютно неизвестной молодежи до 30-ти лет. Цитата семантически связана с упоминанием про символы советской школьной жизни: октябрятской звездочкой, пионерским галстуком и комсомольским билетом. Образ адресата связан и с описанием общественной работы автора: пожилым женщинам близок пафос неоплачиваемой работы на благо общества, памятны коммунистические субботники с облагораживанием мест своей работы. В этом контексте понятна важность умения автора заниматься рукоделием и проявлять энтузиазм.

Словно произнесенным устами адресата выглядит высказывание про идеалы прошлого, смотрящееся в данном тексте от лица молодой женщины даже не совсем уместно.

Характеризует направленность на адресата и последняя сентенция текста, оформленная вопросительной конструкцией. Предполагаемый утвердительный ответ на данный вопрос трудно ожидать от избирателя-мужчины.

Примером текста, ориентированного на мужчин, является следующее обращение кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации по Кемеровскому одномандатному округу (Выборы 2003 года):

Обращение

ко всем избирателям кандидата в депутаты Анатолия Приставки.

Я никогда никого не предавал!

Земляки! Кузбассцы! Сильный Кузбасс – сильная Россия!

Я очень хочу стать депутатом и быть Вашим достойным представителем в Государственной Думе!

Я реально могу отстаивать и защищать Ваши интересы, права и жизнь каждого жителя любимого Кузбасса в Государственной Думе!

Мы, наконец, должны иметь свой сильный голос в Государственной Думе!

Встречаюсь с Вами, вижу Ваши глаза, слушаю Ваши проблемы и понимаю, каким обязан быть новый депутат. Что депутат Кузбасса должен делать в Думе.

Кузбасс хочет жить лучше! Кузбасс может жить лучше! Кузбасс будет жить лучше! Слово Анатолия Приставки!

Кузбасс – это, прежде всего, характер! Сильный и настойчивый, уверенный и терпеливый, но и жесткий! Когда надо. Как наш Губернатор, Аман Тулеев! Таким должен быть и новый депутат.

Смысл работы нового депутата – говорить правду, защищать народ, помогать Президенту и Губернатору!

Вся моя жизнь отдана Кузбассу. Здесь живу я и моя семья. Здесь живут мои дети. Здесь живут мои друзья и соседи. Я люблю эту землю. Хочу жить здесь и дальше! С Вами!

Я никогда никого не предавал!

Когда, Вы поддержите меня, и я стану депутатом Госдумы от Кузбасса, он станет еще сильнее. Значит, сильнее станет и вся страна, вся Россия! Спасибо!

С уважением к Вам и Вашим близким, кандидат в депутаты от жителей Кузбасса

Анатолий Приставка.

Новый депутат жителям Кузбасса

или пять важных решений, которые ждет Кузбасс от своего нового депутата Государственной Думы

1. Реальной поддержки Президента России В.В. Путина в его работе по укреплению и усилению России. Единая Россия - сильная Россия!

2. Активной помощи Губернатору А. М. Тулееву в его работе на благо Кузбасса и его жителей. Сильный Кузбасс – сильная Россия!

3. Принципиальной позиции в отношении достаточных размеров пенсий и социальных пособий для малоимущих. Размер средней пенсии не менее 6000 рублей!

4. Введение жесткой регуляции цен на товары первой необходимости для бедных слоев населения. Поддержка государственных дотаций людям с низкими доходами!

5. Помощь в создании государственных гарантий на закупки кузбасского угля. Помощь Кузбассу – помощь России!

Анатолий Приставка: как и у Кузбасса, у нового депутата будет мужской характер!

Данный текст является одним из текстов предвыборной кампании, которую можно назвать успешной (рейтинг данного кандидата в процессе кампании поднялся на 25 процентов). А поскольку предвыборная кампания – это, прежде всего, коммуникация, то речь в данном случае можно вести об эффективной коммуникации с определенной целевой аудиторией или «своим» адресатом.

Кузбасс - регион с мужской ментальностью, и основной целевой аудиторией на выборах являются шахтеры, мужчины с тяжелыми условиями работы и быта, они же -адресат текста. Образ адресата, безусловно, присутствует в тексте. Данный адресат уважает сильный, даже «жесткий» «мужской» характер, верит в миссию мужчины «защищать слабых и отстаивать права», его впечатляет эмоциональный напор и агрессия (в тексте она выражена экспрессивной пунктуацией, парцелляцией).

В плане авторитетов адресат ориентируется на Путина, а еще более – на Тулеева, для которого характерна авторитарная манера управления. Заметно, что одна из задач авторов текста – идеологическая подстройка к Тулееву с его директивным и мужским методом управления, единоначалием.

Ключевые слова данного текста – сильный, жесткий, Кузбасс, защита.

Перечисленные особенности текста можно обнаружить и в слоганах, использовавшихся в данной выборной кампании:

- Кузбасс выбирает сильного депутата!

- Кузбасс выбирает Приставку!

- Кузбасс голосует правильно!

- Вас на участках ждет… Кузбасс!

- Приставка Толя!

За тебя пол Кузбасса что ли!

- Выборы не выставка

Голосуй, есть Приставка!

- За женщину? За мужика!

Кузбасс был правильный пока!

- Мужская забота

О детях, о людях

Ведь тоже работа

И легче не будет!

- За женщин и детей Кузбасса

Защита будет не напрасна! Анатолий Приставка!

- Кузбасс голосует на раз!

За Приставку будет Кузбасс!

- Кузбасс не подведет!

За Приставку пойдет!

- Кузбасс за Тулеева!

Тулеев за Кузбасс!

- Кузбасс за Приставку!

Приставка за Кузбасс!

- Сильная Россия!

Сильный Кузбасс!

Приставка депутатом

Будет от нас!

- Приставка будет нормальным депутатом!

Не надо про него ничего врать!

- Помогать Тулееву!

Говорить правду!

Защищать Кузбасс!

- Приставка – опора Губернатора в Госдуме России!

- Бороться за Кузбасс!

А не за место во власти!

- Приставка не за власть!

Приставка за нас, а значит за Кузбасс!

Следует обратить внимание на сниженную лексику, которая используется в данных слоганах (правильный мужик – правильный Кузбасс; нормальный мужик – нормальный депутат), отсылающую также к созданному в тексте обращения мужскому образу.

Существуют тексты, ориентированные в первую очередь на пенсионеров, молодежь и другие аудитории, характеризующиеся (как и представленные выше два текста) таким образом, адресата, в котором подчеркивается преимущественно одна его социальная роль (профессиональная, гендерная, возрастная и т.д). Такой эффект текста связан, по нашим наблюдениям, прежде всего, либо специфической позицией менеджера или политика и стремлением его «отстроиться от конкурентов», используя эту специфику (например, кандидат на выборный пост – единственная женщина в списке претендентов), либо спецификой адресата.

Существует мнение, которое поддерживается некоторыми проводящими опросы населения социологами, например, во время предвыборных кампаний про необходимость создать некую идеальную модель политика/менеджера. Модель идеального управленца исходит из предположения, что большинство людей, которыми предстоит управлять, имеют достаточно устойчивое представление о совокупности качеств, которыми должен обладать эффективный менеджер. И что вполне допустимо говорить о каком-то усредненном наборе этих качеств, чтобы нравится всем целевым аудиториям и быть успешным в общении с ними. Такой подход состоит в следующем. Сначала проводятся опросы с целью выявления идеала этого управленца. Потом реальный человек должен будет приближаться к этому идеалу, в частности, в плане коммуникации. Коммуникация по модели некого усредненного идеального менеджера не представляется нам эффективной, хотя бы из расхожей поговорки, что невозможно нравиться всем. Мы придерживаемся мнения про необходимость выбора ключевой аудитории для воздействующих функций коммуникации, причем в каждый отрезок времени и в зависимости от задач эта аудитория может меняться. Подтверждением такой позиции служит, например, неуспешность многих региональных издательских проектов, которые основывались на стремлении издавать газету «для всех», размещая на страницах одного номера как советы огородникам, отчеты о научной деятельности местных университетов, федеральные новости и материалы, освещающие сугубо местные проблемы. У изданий, избравших подобную информационную стратегию, например, областных, трансформировавшихся из «главных областных газет» советского периода, на протяжении последнего десятилетия не только падал тираж, но и не увеличивалась база рекламодателей (несмотря на общероссийский рост рекламного рынка).

В любом случае, текст успешной управленческой коммуникации должен соответствовать картине мираили модели миратойаудитории, для которой он предназначен. Картина мира различных общностей рассматривается современными обществоведами в контексте изучения произошедших в обществе ценностных изменений (Бызов: 2000, Зализняк и др: 2002. Мансурова:2002 и др.). Вообще, близкие по смыслу термины «картина мира» и «модель мира», употребляемые в искусствоведении и культурологии, определяются как «сокращенное и упрощенное отображение всей суммы представлений о мире внутри данной традиции, взятых в их системном и операционном аспектах» (Топоров:1991). Применяя эту дефиницию к текстам сферы управления, элементы картины мира следует искать в системе действующих лиц в них и культурных концептов (ключевых слов).

О «картине мира», создаваемой журналистикой, говорится как о «совокупности эмпирических воззрений на окружающую действительность» (см., например, Мансурова: 2002, Кара-Мурза:2004). В отличие от общенаучной, журналистская картина мира более конкретна, поскольку создается через образы и реальные истории, а не через схемы и формулы. Изменение языковой картины мира у русскоязычного населения постсоветского пространства в последнее десятилетие связывают с функционированием текстов массовой коммуникации, и, прежде всего, рекламных текстов (Бебчук:2006). Например, тексты рекламы актуализировали концепты «семья», «образование» в массовой сознании, вместе с тем концепт «труд» стал гораздо менее распространен.

В текстах модель мира той аудитории, для которой предназначен текст, наиболее показательно репрезентируют следующие элементы:

1.Основные ценности;

2.Отношение к собственности;

3. Отношение к существующей власти (оппозиционер/ поддерживающий власть / аполитичный);

4. Отношение к построению собственной жизни (надежда только на свои силы /необходимость опоры на государство/ надежда на счастливый случай);

5. Активность гражданской позиции.

Различия в ценностях сознания в зависимости от типа аудитории рассматривалось в рамках философии, лингвистики и политологии (Баранов А.Н: 2000, Ильин:1997, Логачева: 2006, Убийко: 2000 и др.).

Интересны наблюдения А.Н. Баранова, который, исследуя ценности современного общественного сознания «наследников периода «развитого социализма»» (Баранов: 2000) приходит к выводу, что вообще для современной ситуации характерно противопоставление двух ценностных полюсов, на одном из которых находятся категории справедливости и равенства, а на другом –концепт свободы. Для каждой их этих категорий существует свой аргументационный потенциал, которым, безусловно, пользуются политики, менеджеры и СМИ различной политической ориентации. Зачастую в дискуссиях современной публичного дискурса завуалированно ведется спор о том, к чему, собственно, человек должен стремиться, что предпочесть – равенство или свободу? В современном политическом языке равенство и справедливость(в отличие от периода «развитого социализма»)часто выступают в формесоциальной справедливости.А.Н. Баранов рассматривает семантические миры данных лексем, указывает на частотность их употребления в языке политиков и СМИ, на превалирование ценности справедливость: «гипертрофированный ценностный статус справедливости способствует живучести целого ряда мифов общественного сознания, то и дело воскрешаемых в политических дискуссиях (наличие внутренних врагов, вера в справедливость субъекта распределения – вождя, лидера, начальника)» (Баранов, 2000:157-158).

Иллюстрацией этих наблюдений служит дискурс агитационных текстов партии «Патриоты России» с ее слоганами «За каждого из нас! За справедливость!», «Мы восстановим справедливость вместе». Так, в текстах газет и листовок, выпущенной партией во время региональной предвыборной кампании в Новгородскую областную Думу (август – сентябрь 2006) чаще всего употребляется слово справедливость, и ни разу – свобода:

«Патриоты России» - это последний шанс восстановить справедливость и единственная надежда на достойное настоящее и великое будущее!

Достичь справедливости предполагается путем стремления равенству и распределению на всех в одинаковых количествах доходов от природных ресурсов страны. Причем налоги на богатых увеличатся (до 50 %), и благодаря этому в простой семье денег будет больше. Справедливое распределение касается не только отдельных граждан, но и регионов, и именно благодаря перераспределению средств в стране партией гарантируется процветание Новгородской области. Не раз упомянут адресат этих текстов, собственно электорат партии – простой человек. Тексты указывают, что «Патриоты России» борются за электорат «Родины» и Партии пенсионеров, в которых, как не исполнивших его надежд разочаровался простой человек.

Предпринимались попытки классифицировать всю аудиторию страны по некоторым из названных выше элементов. Известный исследователь И. Дзялошинский в материале «Независимой газеты» охарактеризовал следующие большие группы аудиторий, разделив их на основе реакции на политические и экономические изменения в стране:

«Первая группа (по нашим подсчетам таких людей по России около 20 процентов) – это люди, ориентированные не на выживание в новых экономических условиях, а именно на жизнь, на преодоление обстоятельств. Вторая группа – это люди «надежды и удачи»: они прекрасно понимают, что у них ничего не получается и вряд ли получится в будущем. Но они надеются, что что-то все-таки произойдет. Президента ли хорошего выберут, в лотерею ли выиграют или какое другое чудо случится. Таких, по нашим подсчетам, от 14 до 25 процентов. Третья категория – «отчаявшиеся» люди. Эти требуют подтверждения своих негативных ожиданий. Таких отчаявшихся у нас в стране около 30 процентов. Есть еще и четвертая группа, которых называют «виртуальными». Их цель – созерцание, а жизнь с ее кипением и рефлексиями пусть проходит стороной. Таких людей у нас в стране около 30 процентов. Когда каналы выстраивают свои сетки, они интуитивно стремятся раздать всем сестрам по серьгам» («Независимая газета», 1999.27 ноября, с.12).

Российские социологи в последние десятилетие активно ищут основания для выделение социальных групп в современном нам российском обществе. Так, в типологическом подходе социологов пермской школы под руководством М.А. Слюсарянского на основе эмпирических данных в исследованиях 1990-х годов общество разделено на следующие социокультурные типы: современный (рыночный) ,традиционный и маргинальный. Основанием выделения социальных групп служила в этом случае модернизация общества.

Очевидно, что соотношение численности людей, принадлежащих к предложенным типам аудиторий, меняется достаточно быстро. Вообще, общество и картина мира – это гибкие и изменчивые объекты, которые никогда не могут быть полностью фиксированными.

Важнейший принцип эффективной коммуникации – умение улавливать эти изменения в своей аудитории, вообще, умение «быть другим». Талантом успешного коммуникатора отличается не тот, кто охотно говорит сам, а тот, кого охотно слушают другие. Стать таким собеседником для многих сотен, а может быть, и для тысяч людей – задача для человека, стремящегося достичь вершин управления.

Наши рекомендации