Часть 3. Самое важное для родителей

Часть 3. Самое важное для родителей - student2.ru

Развиваем речь ребенка

Часть 3. Самое важное для родителей - student2.ru

Не забывайте каждый день читать ребенку. Это очень важно по ряду причин: во‑первых, усиливается эмоциональное воздействие текста на ребенка, так как он видит вашу мимику, выражение глаз, слышит ваш голос; во‑вторых, у ребенка возникает потребность ежедневно получать информацию. Это особенно важно в тех случаях, когда ребенок может читать, но не хочет, поскольку это ежедневное занятие ему наскучило. Ошибка многих родителей заключается в том, что они часто заставляют ребенка читать недоступный для его понимания текст, полагая, что ему якобы потом будет легче.

Иногда ребенок просит читать одну и ту же книгу много раз. Это хороший признак, который свидетельствует о том, что содержание данной книги соответствует его эмоциональному и интеллектуальному уровню развития. Ребенок, много раз прослушивая текст, обогащает свой духовный мир, развивает навыки предугадывания содержания еще непрочитанного текста. Для развития этого навыка периодически задавайте ему вопрос: «О чем пойдет речь дальше?».

При повторном чтении книги старайтесь читать ее как можно быстрей. Четко произносите слова. Время от времени спрашивайте ребенка, все ли он успевает понимать.

ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ ПРОЧИТАННОГО ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ВАЖНА!

Ускоренное чтение помогает развить у ребенка способность быстро понимать содержание текста. Вы освобождаете его от необходимости читать текст (это для него еще трудно) и оставляете ему только одну задачу – понимать, но быстро!

Развитие навыков быстрого понимания прочитанного стимулирует и развитие навыков чтения у ребенка. В дальнейшем, при самостоятельном чтении, он будет воспринимать содержание быстрее, чем прочитывать слова.

Не останавливайте ребенка, если он неточно прочитал окончание слова или, например, вместо слова «школьник» прочитал слово «ученик».

Замечания (особенно в резкой форме) приводят к тому, что ребенок перестает следить за ходом мысли автора, за содержанием текста и все внимание сосредотачивает на отдельном слове.

Задайте себе вопрос: «Для кого читает ребенок?». Если Вы ответите: «Для себя», – то больше нечего и желать! Вы перестанете «дергать» ребенка и беспокоиться сами.

Очень часто о наличии музыкального слуха судят по тому, как ребенок поет. Однако он может иметь хороший слух и, тем не менее, плохо петь, поскольку не умеет управлять своим голосом.

Тот же самый процесс имеет место при обучении чтению. Дети, правильно понимая текст, неточно произносят окончания слов. Когда же ребенок прочитает много книг, то, по мере развития навыков управления голосовым аппаратом, все наладится.

Прежде всего, следует понять: умеет ли Ваш ребенок общаться, свободно выражать свои мысли? Статистика свидетельствует о печальном факте, что большинство наших детей не умеет выражать свои мысли и принимать участие в беседе. Несмотря на достаточный словарный запас и нормальную артикуляцию, дети, как правило, не умеют общаться. Поэтому стоит задуматься, как привить им навыки общения, усовершенствовать их устную речь.

Разговаривайте со своими детьми! Это может быть и обычный разговор о том, что интересного было в детском саду или в школе. Приучайте ребенка ежедневно делиться с вами своими переживаниями – это поможет вам стать друзьями. Разговаривайте с ним обо всех событиях, спрашивайте его обо всем: какие были уроки, чем занимались, какую оценку получил… А если он ходит в садик – что сегодня было на обед, какие были занятия… Не расстраивайтесь, если ребенок ничего не помнит. Через два года ваш ребенок будет свободно вспоминать все события прошедшего дня. Главное – искренне интересоваться тем, чем живет ребенок. А иногда, шагая вместе по улице, отвлекитесь от своих мыслей, прислушайтесь к его болтовне. А потом спросите:

– Как ты думаешь, о чем рассказывает нам сосулька?

– Интересно, о чем размышляет этот нахохлившийся воробей?

– Давай сочинять сказку про мороз!..

Разговаривать с ребенком можно о многом, стоит только взглянуть на окружающий мир.

А дома возьмите легкую для понимания книгу, можно сказки. Прочитайте одно предложение и попросите ребенка пересказать (лучше «своими словами»). Когда одно предложение он будет пересказывать свободно, то прочитайте ему вначале абзац, затем страницу и попросите пересказать.

Предложите ребенку самому читать предложения и пересказывать их. Далее – абзац, страницу.

Научите ребенка придумывать название абзацу, странице, большому отрывку текста. «Представь, что ты написал этот рассказ из одного абзаца, как бы ты его назвал?». Это развивает мыслительный процесс, навык «обобщения».

Каждый день делитесь даже с самым маленьким ребенком своими впечатлениями о музыке, об интересной книге, о людях, об окружающем мире, природе, обо всем, что волнует вас. В ответ на это ребенок распахнет свою душу. Поначалу подражая, а потом становясь все самостоятельнее в суждениях, он будет отвечать на вашу заинтересованность и искренность тем же.

Для того чтобы ребенок читал и писал, нужно его учить быть внимательным. Рекомендуем интересные упражнения для развития внимания.

▶ Упражнение. Если ребенок знает буквы (или несколько букв), предложите ему следующую игру. В книжке с крупным шрифтом (например, «Спящая красавица», но можно использовать и другие) нужно в течение пяти минут во всех словах подчеркивать (карандашом) букву «а». Через пять минут вместе проверьте, нет ли пропущенных букв. Объясните ребенку, что быть внимательным – это значит, например, не пропускать буквы. Сравнивая количество прочитанных строчек и пропущенных букв, вы сможете следить за успехами ребенка.

Выберите другую букву и выполните упражнение снова.

▶ Упражнение. Усложните задание. Букву «о», например, нужно обвести кружком, а букву «п» – взять в квадрат и т. д. Над страницей нарисуйте образец. Далее 3 буквы можно обводить кружком, квадратиком, треугольником, подчеркивать, зачеркивать и т. д.

Очень часто при заучивании наизусть какого‑либо материала выявляется ограниченный объем памяти у детей. Это проявляется в том, что при заучивании последующих элементов текста предыдущие, уже выученные элементы, забываются.

Представьте, что вам нужно просверлить дырку в мягкой глине. Вы уходите все дальше и дальше, а через некоторое время глина в начале тоннеля начинает обваливаться. Для того чтобы этого не происходило, нужно периодически возвращаться к началу.

Этот пример иллюстрирует, каким образом работает память. Выучив следующий элемент, нужно приучить себя быстро вспоминать все предыдущие. Это называют методом увеличения объема памяти.

▶ Упражнение. Согните руки в локтях, ладони вовнутрь, пальцы согнуты. В любом порядке раскрывайте и закрывайте ладони: левую – раскрыть, правую – раскрыть, левую – закрыть, правую – закрыть, обе – раскрыть, левую – закрыть, правую – закрыть, левую – раскрыть одновременно, правую – раскрыть, обе – закрыть и т. д. Ребенок сидит напротив вас и раскрывает и закрывает ладошки в зеркальном отражении, то есть, если у вас правая, то у ребенка – левая. Он старается сначала медленно, а потом все быстрее раскрывать и закрывать нужную ладошку.

▶ Упражнение. Составьте список существительных, которые доступны пониманию ребенка. Если ребенок учится в школе, то можно использовать словарные слова или слова из учебников. Скажите ребенку слово «кот». Он повторяет: «кот». Вы добавляете слово «лист» – он повторяет: «кот», «лист». Вы предлагаете еще одно слово «груша», и ребенок вспоминает – «кот», «лист», «груша» и т. д.

Постарайтесь запомнить максимальное количество слов.

Ежедневно выполняйте это упражнение 2–3 раза. Старайтесь, чтобы ребенок запомнил максимальное количество слов.

▶ Упражнение. Возьмите знакомую ребенку книгу. Прочитайте одно предложение и попросите ребенка «своими словами» пересказать прочитанное. Вы читаете второе предложение, а ребенок снова кратко пересказывает первое предложение и второе. Вы читаете третье предложение, а ребенок снова пересказывает все три и т. д., и так до конца абзаца.

Точно так же прочитайте и перескажите второй абзац, затем первый и второй абзац вместе. Прибавьте третий и т. д. (10–15 мин).

Работа памяти во многом зависит от способности припоминать уже известную информацию. Для развития этого процесса нужно не только формально повторять материал, но, самое главное, припоминать быстро. Этот метод называется методом скоростного воспроизведения.

▶ Упражнение. Если ребенок учится в школе, можно использовать словарные слова или слова из учебников. Попросите ребенка выучить четыре слова. Вспоминайте вслух эти слова, увеличивая скорость воспроизведения и делая акцент на первом слове. Например: КОТ, лист, груша, пиджак; КОТ, лист, груша, пиджак; КОТ, лист, груша, пиджак и т. д.

Доведите скорость воспроизведения до максимальной. Затем возьмите следующие четыре слова.

Выполните это упражнение 3–4 раза.

▶ Упражнение. Проделайте то же самое, используя глаголы. Рассмотрим работу методов увеличения объема и скоростного воспроизведения на примере заучивания скороговорок.

Учим первую строчку.

1. НА реке поймали рака.

2. НА реке поймали рака.

3. НА реке поймали рака.

Повторяйте каждую строчку 3–4 раза. Ускоряйте повторение, делайте акцент на первом слоге, стараясь не смотреть в текст.

Учим вторую строчку.

1. ИЗ‑ЗА рака вышла драка.

2. ИЗ‑ЗА рака вышла драка.

3. ИЗ‑ЗА рака вышла драка.

Связываем первую и вторую строчки.

1. НА реке поймали рака.

2. ИЗ‑ЗА рака вышла драка.

Повторите 5–6 раз с ускорением эти две строчки.

Учим третью строчку.

1. ЭТО Лешка забияка.

2. ЭТО Лешка забияка.

3. ЭТО Лешка забияка.

Связываем 3 строчки

1. НА реке поймали рака.

2. ИЗ‑ЗА рака вышла драка.

3. ЭТО Лешка забияка.

Учим так же четвертую строчку и связываем с тремя предыдущими.

1. НА реке поймали рака.

2. ИЗ‑ЗА рака вышла драка.

3. ЭТО Лешка забияка.

4. СНОВА в реку бросил рака.

Повторите 5–6 раз с ускорением, делая акцент на первом слове каждой строчки.

Так же выучить второе четверостишие и повторить с ускорением все три вместе. Хорошо, если все три четверостишия вы сможете воспроизвести за 10 секунд, отлично – если за 6.

Точно так же можно учить любые стихи, которые предусмотрены программой детского сада или школы, в том числе и на иностранном языке.

Мы получаем два эффекта.

Первый – эффект «давления информации», проявляющийся в том, что выученное таким образом стихотворение само вспоминается. Стоит вспомнить только первое слово, как уже вся строчка «звучит в голове» и ее нужно только произнести.

Второй эффект проявляется в том, что если выученные таким образом стихи повторять с ускорением в течение недели каждый день по пять минут, то они практически не забываются. То есть информация остается в памяти на всю жизнь!

Учим ребенка думать

Когда взрослый человек говорит ребенку «думай», то это равносильно тому, что он ничего не сказал. Надо объяснить ребенку, что нужно делать, чтобы «думать».

Из множества мыслительных процессов мы выбираем основные: анализ, сравнение, синтез. Освоив их, ребенок научится разбивать целое на элементы, сравнивать элементы и понимать отношения между ними, делать выводы и обобщения.

▶ Упражнение. Подберите существительные, которые доступны пониманию ребенка. Если он учится в школе, то можно использовать словарные слова или слова из учебников. Ребенок выбирает любое слово и, представляя этот предмет как целое, делит его на элементы. Сначала называет элементы вслух, а затем по мере освоения упражнения, мысленно перебирая элементы, ставит палочки на бумаге.

Например: кот – тело, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы и т. д. Затем берите другое слово.

Так ребенок работает три минуты. Каждое правильно названное слово отмечайте палочкой на листе. Подсчитайте, сколько палочек ребенок поставил за три минуты. Вначале «вслух»: хорошо – 50, отлично – 60. «Про себя»: хорошо – 80, отлично – 90.

▶ Упражнение. Подберите глаголы, которые доступны пониманию ребенка. Если ребенок учится в школе, можно использовать словарные слова. Выберите один глагол и поговорите о том, какое действие он обозначает, какие действия с ним связаны. Например: шить – брать, продевать, втыкать, протыкать, протаскивать, вытаскивать, натягивать, смотреть…; прыгать – желать, разгоняться, оттолкнуться, вытягивать, лететь, приземляться, тормозить, дышать, отдыхать… Подсчитайте количество палочек, как и в предыдущем упражнении.

▶ Упражнение. Разберите с ребенком следующие примеры на сравнение: больше – меньше, выше – ниже, тяжелее – легче и т. д.

Например:

1. Грузовик больше легкового автомобиля.

2. Жираф выше лошади.

3. Слон тяжелее медведя.

4. Заяц бегает быстрее черепахи.

▶ Упражнение. Подберите существительные, которые доступны пониманию ребенка. Если ребенок учится в школе, то можно использовать словарные слова или слова из учебников. Читайте по два слова, сравнивая их и догадываясь о возможных смысловых связях между этими двумя словами. Например: кот – лист, кот играет с листом; лист – груша, лист растет на груше; груша – пиджак, грушу спрятали в пиджак и т. д.

▶ Упражнение. Постройте смысловой ряд и догадайтесь, какое будет четвертое слово. Например: карандаш – бумага, мел – … (доска). Если карандашом пишут по бумаге, то мелом пишут по доске. Стройте смысловой ряд.

1. Гвоздь – молоток, шуруп – …

2. Дом – крыша, книга – …

3. Птица – яйцо, растение – …

4. Квадрат – куб, круг – …

5. Хорошо – лучше, медленно – …

6. Огонь – пожар, вода – …

7. Зерно – амбар, деньги – …

8. Электричество – выключатель, вода – …

9. Одежда – голый, обувь – …

10. Школа – обучение, больница – …

11. Человек – ребенок, собака – …

12. Резина – шина, сталь – …

13. Птица – гнездо, человек – …

14. Пальто – пуговица, ботинок – …

15. Утро – ночь, зима – …

Наблюдайте, не вызывает ли трудностей у ребенка выполнение этого задания.

▶ Упражнение. Подберите существительные, которые доступны пониманию ребенка. Если ребенок учится в школе, то можно использовать словарные слова или слова из учебников. Предложите ребенку составить рассказ на свободную тему, выбирая только те слова, которые нужны для данного рассказа. Например, рассказ о коте, который играл с листом под грушей. «Хозяин поймал его, накинув пиджак, принес домой и посадил у камина. Глядя на кота, хозяин курил и решал кроссворд. Кот извивался, как пружина, пытаясь догнать свой хвост. Но хозяин надел на него колпак, чтобы он не убежал на улицу, затем выпил чай и отправился на завод».

Вначале сочиняйте вместе, стараясь использовать максимальное количество слов в строчке.

Если у ребенка будет желание, придумайте еще один рассказ, используя слова следующей строчки.

Наши рекомендации