Понятие компетентности
Прежде чем мы обратимся к понятию «социальная компетентность», хотелось бы четко определить понятие «компетентность», отделив его от понятия «компетенция». В немецкой и английской литературе компетентность и компетенция передаются часто одним словом (Kompetenz, competence). В русском же языке эти слова имеют разное смысловое значение: компетенция – круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен или круг чьих-нибудь полномочий, а компетентный – знающий, осведомленный, авторитетный в какой-либо области (12,с.281). В оксфордском словаре компетентность рассматривается как свойство компетентного; способность (19). Таким образом, компетентность может быть рассмотрена как свойство личности.
Понятием компетентности человека в сфере психологических знаний позволяющей ему улучшать, изменять свою жизнь, взаимоотношения с людьми, мировоззрение и т.д., давно интересовались психологи. В конце прошлого века понятие компетентность окончательно оформилось, и появились такие важные и значимые понятия как когнитивные, поведенческие компетентности, социально- психологическая компетентность, компетентность в общении (коммуникативная компетентность). В психологии основное распространение проблема компетентностей личности получила в социально – когнитивной теории. Социально- когнитивная теория заостряет внимание на компетентностях, которыми владеет индивид. Эти компетентности являются, по мнению теоретиков социально – когнитивной теории, структурным элементом личности. Компетентность, в широком смысле, это способность индивида решать проблемы или выполнять задания, необходимые для достижения целей. Цели – желаемые события будущего, которые мотивируют человека на протяжении длительного времени и дают ему силы преодолевать сиюминутные влияния (14, с.. 440). Компетентность – способность человека различать ситуации и регулировать поведение в них в соответствии с внутренними целями и внешними требованиями (14, с. 456). Особенно важным является предположение, что подобные компетентности часто приурочены к конкретным контекстам, т.е. человек, компетентный в одном контексте, может быть, а может и не быть компетентным в другом. Люди компетентные в академической деятельности, могут быть, а могут и не быть компетентными в общественной деятельности или в бизнесе (14, с. 440). Таким образом, человек компетентный в социальном взаимодействии в комфортной, ненапряженной обстановке, необязательно компетентен в конфликтном взаимодействии. Основными компетентностями в социально – когнитивной теории являются когнитивные и поведенческие компетентности.
Когнитивные компетентности – способность мыслить определенными способами. Эти компетентности включают в себя одновременно и способы мышления, и навыки практического решения соответствующих жизненных проблем. Когнитивные компетентности влияют на характер взаимодействия человека и окружающей среды, специфику восприятия человеком конкретных ситуаций, на их основе формируются конкретные способы реагирования в конкретных ситуациях и т.д. Также когнитивные компетентности влияют на суждение личности о самоэффективности. Самоэффективность – представление человека о своей способности успешно действовать в конкретных ситуациях (14, с.439). Суждения о самоэффективности влияют на то, за какую деятельность человек берется, как много усилий затрачивает на ситуацию, как долго сохраняет настойчивость при выполнении задачи, а также на эмоциональные реакции во время ожидания ситуации или в самом процессе.
Поведенческие компетентности – способности действовать определенным образом. Индивиды различаются своими паттернами поведения в различных ситуациях. Сущность личности заключается в различных способах восприятия ситуаций и поведенческих паттернах, вырабатываемых в соответствии с этим восприятием (14, с. 437). Согласно социально – когнитивной теории, индивиды формируют ожидания типа «если – то»: если встретится этот тип ситуации, то тогда я ожидаю, произойдет вот что. В результате у индивида вырабатываются устойчивые паттерны активно-поведенческих связей, различные профили ситуативно-поведенческих реакций. Поведенческие компетентности оказывают влияние на характер реагирования в конкретной ситуации, на индивидуальные поведенческие реакции человека, степень выраженности той или иной поведенческой реакции.
В психолого-педагогической литературе понятие компетентности используется достаточно широко. Многие авторы говорят о различных видах компетентности: о коммуникативной компетентности как системе внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия (Е.Сидоренко, Л. Петровская, А. Добрович, Ю. Емельянов), социально-психологической компетентности как специальных знаниях об обществе, политике, экономике, культуре и т.п .(А.Сухов), социально- психологической компетентности как способности индивида эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений (Шапарь Т.Акопян, Р.Ерофеев), социально-перцептивной компетентности как глубине и полноте восприятия, понимания и оценки себя и других как субъектов социального взаимодействия (И.Вечерчук), конфликтной компетентности как одной из ведущих характеристик личности и важной составляющей части общей коммуникативной компетентности (Б.Хасан), о конфликтологической компетентности – информационно-регуляторной подсистеме профессионализма, связанной с умениями управлять конфликтом и разрешать его (Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин), о профессиональной компетентности муниципального служащего как способности действовать в условиях социальной неизвестности и повышенной конфликтности, умении разбираться и систематизировать противоречивые информационные потоки (С.Фабричный, А.Жуковский, К Цюркер), о гражданской компетентности как знании и навыках выполнения обязанностей гражданина правового демократического государства в условиях нарастания психоэмоциональных нагрузок и ухудшения состояния окружающей среды (З.Тарутина), а также о социальной компетентности (социальной ловкости, мастерстве) – индивидуальных различиях в разрешении социальных ситуаций, которые проявляются в способности так взаимодействовать с другими личностями, что эти отношения приносят максимум позитивных и минимум негативных последствий для участвующих во взаимодействии личностей, при этом взаимоотношения, по меньшей мере, должны быть социально приемлемыми (Riemann R. und Allgower A. 1993).
Свое представление о компетентности как подсистеме профессионализма деятельности в рамках акмеологического подхода дают А.А.Деркач и В.Г.Зазыкин: они выделяют в подсистеме профессиональной деятельности профессионала два компонента: профессиональную компетентность (сфера профессиональных знаний и умений) и психологическую компетентность, которая включает в себя пять основных взаимосвязанных видов психологической компетентности:
а) социально-перцептивная компетентность (знание людей, ее основу составляет наблюдательность и проницательность);
б) социально-психологическая (знание закономерностей поведения деятельности и отношений человека, включенного в социальную группу, коллектив);
в) ауто-психологическая (самопознание, самооценка, самоконтроль, умение управлять своим состоянием и работоспособностью, самоэффективность);
г) коммуникативная (знание различных стратегий и методов эффективного общения);
д) психолого-педагогическая (знание методов осуществления влияния) (А.А.Деркач и В.Г.Зазыкин ).