Постановка задачи (глазами пользователя)
ВВЕДЕНИЕ
Экспертная система – компьютерная система, способная частично заменить специалиста-эксперта в разрешении проблемной ситуации.
Экспертные системы могут накапливать большой объем знаний и хранить его длительное время. К выработке решений данные системы подходят объективно и с гораздо меньшими временными затратами в отличии от людей-экспертов, что является несомненным достоинством внедрения данных систем в процесс деятельности любой фирмы.
Фирмы, занимающиеся розничной продажей ноутбуков, не являются исключением. Обычный продавец-консультант может допускать ошибки в указании характеристик ноутбука, долго определяться с тем, какие ноутбуки стоит посоветовать покупателю. Экспертная система устраняет данные сложности в процессе работы. Система может дать достаточно точную характеристику в предельно короткие сроки.
Объект исследования: фирма, занимающаяся продажей ноутбуков.
Предмет: процесс подбора ноутбука, подходящего под требования покупателя.
Цель работы: разработать приложение, позволяющее консультировать потенциальных покупателей по подбору ноутбука и определить оптимальный набор технических параметров и стоимостных характеристик ноутбуков, с учетом целей использования и располагаемых средств покупателей.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
· изучить литературу по теме создания экспертных систем;
· изучить специфику предметной области;
· выбрать средства для разработки экспертной системы;
· разработать структуру системы и модели баз данных системы;
· спроектировать интерфейс экспертной системы;
· обеспечить выдачу экспертной системой некоторого итогового решения в результате взаимодействия с ней;
· протестировать экспертную систему.
В первой части курсовой работы проведено предпроектное исследование организации, сформулирована задача, которая будет решаться в третьей главе с описанием входных и выходных данных.
Во второй части работы представлена концептуальная модель данных в BpWin, подробно описаны таблицы базы данных и связи между ними. Приведены эскизы форм приложения.
Третья часть посвящена программной реализации продукта, т.е. подробно описывается процесс создания приложения, описывается работа пользователей и администратора. Представлено описание базы данных.
В приложении содержатся коды всех форм, кнопок, процедур и функций.
ПРЕДПРОЕКТНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Анализ предметной области
Магазин «Компьютерная техника» находится в центре города, в удобном для подъезда на общественном транспорте месте. Такое выгодное месторасположение способно обеспечить предприятию более или менее постоянную клиентуру, что позволяет планировать деятельность предприятия, налаживать доверительные отношения с клиентами.
Основным направлением деятельности магазина является продажа компьютеров и комплектующих, в частности, ноутбуков. Товар магазина отличается от товаров конкурентов на рынке большим ассортиментом, доступными ценами. Он пользуется спросом у населения т.к. удовлетворяет потребности покупателя.
Для обеспечения нормальной бесперебойной работы в зале магазина работают несколько консультантов (администраторов) и кассиров.
В магазине продаются следующие разновидности ноутбуков:
Многофункциональные ноутбуки – (англ. Notebook — блокнот, блокнотный ПК) — портативный персональный компьютер, в корпусе которого объединены типичные компоненты ПК, включая дисплей, клавиатуру и устройство указания (обычно сенсорная панель, или тачпад), а также аккумуляторные батареи. Ноутбуки отличаются небольшими размерами и весом, время автономной работы ноутбуков изменяется в пределах от 4 до 15 часов.
Нетбук (англ. Netbook) — субноутбук с относительно невысокой производительностью, предназначенный в основном для выхода в Интернет и работы с офисными приложениями. Обладает небольшой диагональю экрана в 7—12 дюймов, низким энергопотреблением, небольшим весом и относительно невысокой стоимостью.
Ультрабук (англ. Ultrabook) — ультратонкий и легкий субноутбук, обладающий ещё меньшими габаритами и весом по сравнению с обычными субноутбуками, но при этом — большей частью характерных черт полноценного ноутбука. [1]
Магазин имеем дело с поставщиками, давно зарекомендовавшими себя как надёжные партнёры, всегда поставляющие качественный товар в нужном количестве и в точно установленные сроки.
Планы предприятия многообразны, но все они подчинены одной цели ‑ расширение ассортимента товаров и максимальное удовлетворение спроса покупателей.
Постановка задачи (глазами пользователя)
В настоящее время, когда человек хочет оставаться мобильным и иметь возможность всегда выполнять необходимые ему задачи, ноутбуки имеют большую популярность. Таким образом, можно заключить, что организация грамотного подбора ноутбука для покупателя имеет большое значение для магазина розничной продажи техники, так как это обеспечивает получение большей прибыли за счет наиболее точного удовлетворения потребностей клиента, наиболее быстрого времени обслуживания, а, следовательно, и наиболее большего количества удовлетворенных клиентов.
Рассматриваемая организация занимается розничной продажей ноутбуков, а разрабатываемое приложение создается с целью облегчить поиск техники по определенным параметрам.
В настоящее время ноутбук можно приобрести либо путем самостоятельного изучения всех возможных вариантов, либо с помощью консультанта. Но, как правило, бывает так, что не указана полная информация об интересуемой технике, либо консультант может ошибиться в помощи, или самостоятельный поиск занимает слишком времени.
Т.о., за счет внедрения экспертной системы значительно снижается влияние человеческого фактора на формирование рекомендаций для клиента при выборе ноутбука. К тому же экспертная система требует гораздо меньших финансовых вложений, что так же очень выгодно для фирмы.
С помощью данной системы решается следующая задача: выбор одного или нескольких моделей ноутбуков, подходящих по определенным параметрам, заданным пользователем, из списка тех, что имеются в наличии.
После получения списка ноутбуков, походящих под требования клиента, пользователь может более подробно ознакомиться с техническими и стоимостными характеристиками ноутбуков.
В системе предусмотрен раздел помощи для пользователя, где он может ознакомиться с процессом взаимодействия с системой.
В системе возможно хранение и обновление в базе данных товаров актуальной информации.
В системе предусмотрено разграничение для двух групп пользователей – это администратор и клиенты. Администратор, зная специальный пароль, может вносить изменения в базу данных ноутбуков, добавлять или изменять вопросы и т.д. Клиенты (обычные пользователи) могут лишь отвечать на вопросы и подбирать себе технику, т.е. они не видят всей базы данных, не могут ни чего редактировать.